Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость. Конспект открытого урока - внеурочная деятельность классный час (6 класс) на тему Задачи и пути осуществления внеурочного процесса в начальной школе

Организация: Чатлыковская средняя общеобразовательная школа

Населенный пункт: Свердловская область, с. Чатлык

Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося, т.е. его готовности сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях, должен опираться на определенные внутренние ресурсы учащегося, к которым, помимо знаний, навыков, предметных умений, следует отнести освоенные способы деятельности.

По мнению многих исследователей, эффективно работающая команда намного превосходит по возможностям простую сумму возможностей ее непосредственных участников. За счет системного эффекта, когда достоинства одних дополняются знаниями и достижениями других, а недостатки становятся стимулом к общему развитию, команда достигает поставленных целей быстрее и легче, нежели отдельный человек. Поэтому необходимость групповой работы в процессе учебной деятельности школьников постоянно актуализируется педагогам.

Но, все выше сказанное относится только к правильно организованной групповой работе, к эффективному групповому взаимодействию. Что делает людей, собравшихся вместе, командой? По каким законам строится групповое взаимодействие? Что повышает и что понижает его эффективность? Ответы на эти и другие важные вопросы должны непременно знать организаторы групповой работы. И если в младших классах эту роль безраздельно берет на себя учитель, то в среднем звене он должен делить ответственность с участниками группового взаимодействия – самими учениками.

Включаясь в групповую работу над проектом, подростки меньше всего озабочены правильным составом группы, соблюдением основных законов взаимодействия. Ими движет чаще всего или общий интерес, или общая цель, или дружеские симпатии. Задача педагога – помочь ребятам превратить случайно или даже спонтанно возникшую группу единомышленников (а то и просто приятелей) в эффективно работающую команду.

Для этого необходимо, чтобы ученики были знакомы с основами командообразования, умели правильно и продуктивно вести себя при возникновении конфликтов, были готовы разделить ответственность за результат коллективного труда – как при успехе, так и при неудаче.

Именно формированию навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности посвящен цикл внеклассных занятий в 5 классе МКОУ «Чатлыковская СОШ». Модуль воспитательной работы «Как работать вместе» реализуется в рамках внеурочной проектной деятельности. тематика занятий – разнообразная, подобрана в соответствии с задачами проектной деятельности, возрастными особенностями пятиклассников и заявленными в программе результатами. Основной акцент делается на формирование следующих результатов:

Умения включатся в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

Умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);

Умения разделять ответственность в процессе коллективного труда.

Тематическое планирование программы:

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1. Что такое команда?

2. Зона личного комфорта

3. Взаимодействие в команде: командные роли

4. Взаимодействие в команде: работаем вместе

Тренинговое занятие с элементами проектной деятельности

5. Способы разрешения конфликтов

6. Стратегии группового взаимодействия

Классный час с элементами лекционного занятия

7. Работа над групповым проектом

Согласно требованиям к уровню сформированности ключевых компетентностей, учащиеся 5-6 класса должны уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде (при необходимости пользуясь помощью учителя), высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии и относится к идеям других, либо уточняя, либо аргументируя свое понимание и отношение с помощью вопросов и суждений. Учителю стоит обращать внимание на то, чтобы побуждать к высказываниям как можно большее число учащихся, привлекать их внимание к моментам, нуждающимся в совместном обсуждении, согласовании (таким образом, ребята сами научатся видеть вопросы, которые могут стать предметом коллективного обсуждения).

Поскольку основное предназначение цикла данных занятий – предоставить учащимся опыт командной работы, возможность на практике попробовать различные приемы эффективного командного взаимодействия, то каждое занятие должно носить деятельностный характер.

Рекомендуется начинать отдельные занятия с упражнений-разминок, направленных на создание общей рабочей атмосферы, командного духа. Освоение тем проходит в форме коммуникативных игр или тренингов. Обязательно нужно использовать упражнения на рефлексию.

Помещение, в котором проходят занятия, должно допускать перестановку мебели, освобождение значительного пространства для движений. Тренинги и коммуникативные игры часто предполагают активное перемещение участников. Когда ученики должны работать за столом, целесообразнее организовывать работу по группам (6-8 человек). Традиционное расположение парт и стульев в классе, при котором учащиеся не видят лиц друг друга и вынуждены ориентироваться только на учителя, на занятиях в рамках данной программы недопустимо.

В качестве примера в статье представлен сценарий внеклассного проектного занятия «Работаем вместе».

Сценарий внеклассного проектного занятия «Работаем вместе»

Программа «Как работать вместе»

Класс: 5

Тип занятия: внеурочное, интегрированное, проектное

Необходимые материалы: ватман, гуашь, мука, клей-ПВА, кисточки для рисования, соль, подсолнечное масло, салфетки.

Цель занятия : получение представления о том, что такое команда, командные роли и опыта рефлексии собственной деятельности в качестве командного игрока.

Задачи:

Обучающая:

  • Дать определение понятия команда, командные роли

Развивающие:

  • Развивать четкость выражения своих мыслей;
  • развитие познавательного и творческого интереса.

Воспитательные:

  • Формирование у участников установки на взаимопонимание;
  • Создание творческой атмосферы, развитие творческого самовыражения.

Ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

«Разминка». (3 мин .)

У.- «У нас сегодня нестандартный классный час. Посвящен он будет нашей командной работе и микроклимату в классе «Работаем вместе». Чтобы немного отвлечься от школьных забот, мы Вам предлагаем не затягивать и сразу начать играть. Только сначала вспомним о тех правилах работы на нашем занятии».

Правило открытости

Правило искренности

Я - высказываний

Здесь и теперь

Правило личной ответственности

Правило конфиденциальности

Во время обсуждения каждый может высказать свое мнение.

У.- «И обязательное правило нашего классного часа - быть активным».

Приветствие учителя

Называют правила

2. Мотивационная часть (7 мин).

Упражнение «Салфетка» (Каждому обучающемуся выдается салфетка, которая сложена в несколько раз).

У.- У вас в руках салфетка, по моей команде вы выполняете действия: оторвите правый угол, затем нижний левый и т.д. разверните салфетки. Посмотрите на наши салфетки и скажите есть ли одинаковые салфетки. Их нет.

Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

У.- А сейчас проведем еще одно упражнение - «Пусть выйдет ко мне» (Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него есть что-то общее. Например: Алена, выйди ко мне, потому что у нас с тобой длинные волосы. Затем следующий называет человека с кем у него есть сходство).

У.- Мы с вами можем сделать вывод о том что все люди на земле разные, но у них может быть что – то общее.

Ребята давайте вспомним основные признаки командной работы:

Единая цель;

У каждого своя роль;

Правила.

Участие в упражнениях, высказывание своих мыслей.

Называют правила работы в команде

  1. Практическая часть (проект) (15 мин.)

У.- Сегодня мы вам предлагаем поработать в команде. Окунуться в страну волшебной сказки и попробовать стать волшебником. Обратите внимание на наше рабочее место. На нем вы видите рецепт «Волшебных красок» (показывает рецепт) и набор продуктов для красок.

Сегодня мы с вами можем создать волшебные краски и сотворить волшебную страну.

Перед вами стоят волшебные горшочки. Приступаем к замешиванию волшебных красок. Наденьте фартуки.

Я расскажу, как готовить основу красок. Налейте в горшочек полстакана воды и один стакан муки. Начинайте перемешивать пальцами тесто. Затем добавьте 2 столовых ложки соли. Капните в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла. Перетирая комочки между пальцев потихоньку разбавляйте тесто водой. Добавьте в тесто 2-3 столовых ложек клея ПВА. Перемешайте. Перед вами лист картона для коллективной работы. Волшебные краски можно выливать на картон, создавая рельефы, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Можно размазывать пальцами краски по картону или воспользоваться палочками. Помните мы создаем сказочную страну, поэтому она должна быть красивой, интересной, креативной.

Следует помнить, что вы работаете в команде и совместно отвечаете за результат деятельности. Волшебная страна должна стать вашим совместным достижением. Вы можете проявить творчество и фантазию. Роли в команде вы можете распределить самостоятельно.

Приступайте к работе. На творчество вам дается 5 мин.

Читают совместно с учителем рецепт, готовят продукты для замешивания теста

Участвуют в приготовлении красок

Рисуют волшебную страну

4.Рефлексия

У.- Какого быть волшебником, создавать что-то своими руками?

У.- Что было легко, а что трудно?

У.- Каким образом вы проявляли свое творчество во время работы и какую роль в команде вы занимали?

Как опыт создания сказочной страны поможет нам в реальной жизни?

Отвечают на вопросы

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.-224с.

2. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. СПб.: Речь; М.: сфера, 2011.-160с.

3. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010.-191с.

4. Рыкова Н.Н., Низовцева Ю.А. Академия волшебства. Программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. – СПб.: Речь, 2011.-128с.

План - конспект внеурочного занятия по ФГОС

Занятие «Разговор с незнакомцем»

Тема: «Разговор с незнакомцем»

Направление внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение.

Цель: . формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на примере правил общения с незнакомыми людьми.

Задачи:

Ознакомление обучающихся с основными правилами поведения с незнакомыми людьми.

Развитие поведенческих действий при общениями с незнакомыми людьми.

Формирование представлений о возможных действиях видов поведения.

Планируемые результаты:

1 уровень: Овладение нормами речевого этикета и культуры поведения с незнакомыми людьми.

2 уровень: Обогащение личного опыта общения детей

Формы организации внеурочного занятия : диалог, ролевые игры, инсценированные, практические занятия, конкурсы.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный.

Основные понятия : незнакомый человек.
Оборудование: телевизор, презентация, компьютер, колонки, раздаточный материал для закрепления, раздаточный материал для рефлексии

Структура занятия (в зависимости от вида и формы занятия)

Ход внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Время: 2-3 минуты

Учитель приветствует уч-ся: «Здравствуйте, ребята. Нас зовут Валентина Александровна и Татьяна Михайловны. »

Обучающиеся Приветствуют.

Регулятивные: Самостоятельно организовать свое рабочее место, определить цель учебной деятельности.

Познавательные: Умение определить свой кругозор.

Подготовка к основному этапу занятия

Время: 3- 5 минут

Учитель читает цитату из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлятушки, детятушки!

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла, молочка принесла!,…»
-Ребята, как вы думаете из какой это сказки?

А Как вы думаете, о чем эта сказка?

Ну, что, ребята, как вы думаете какой мы теме вас привели?

Обучающиеся слушают, затем предлагают свои

- «Волк и семеро козлят» - О том, что нельзя пускать незнакомых людей в дом.
- Разговор с незнакомыми людьми.

Коммуникативные:Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Основной этап

Время: 20-25минут

Учитель рассказывает и показывает презентацию
1 слайд: Прыгающая анимация

Учитель задает вопрос

Как вы думаете кто такой незнакомец?

Молодцы, вы все были правы!

2 слайд: «Незнакомец - это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени)»

Ребята, какие правила поведения с незнакомыми людьми вы знаете?

Давайте прочитаем правила поведения с незнакомыми людьми, вдруг, некоторые из этих правил вы не знаете.

3-5 слайд: Правила поведения с незнакомым человеком.

Никуда не ходи с незнакомыми людьми.

Не садись в чужую машину.

С наступлением темноты иди домой.

Не меняй маршрут возвращения из школы домой.

Всегда сообщай родителям о своих планах на день.

Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

Обучающиеся слушают и ведут разговор с учителем.

Это незнакомый человек, человек, которого мы не знаем.

Обучающиеся слушают определение.

Проходить мимо, не впускать домой, не вступать в разговор

Дети читают текст,на слайде

Личностные:Дети учатся ценить и принимать базовые ценности таких качеств как доброта, милосердие, уважение к старшему поколению.

Коммуникативные:Участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные: Поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные:Планирование своей работы. Контроль, коррекция, оценка своей работы.

Обобщение и систематизация информации

Время: 5минут

Давайте закрепим знания.

Мы раздадим вам ситуации, которые вы должны обыграть, а другие команды должны будут угадать правило, которое нужно соблюдать в этой ситуации. На это мы даем вам 5 минут.

Давайте начнем!

Обучающиеся получают раздаточный материал и подготавливают выступление. (распределяют роли)

Дети обыгрывают ситуации, угадывают и называют правила.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Рефлексия

Время: 2-3 минуты

Давайте оценим наше сегодняшнее занятие,

Кто все понял, поднимает ручки

Поднимают руку

Личностные: Умение мотивировать себя на получение определенных знаний, оценивание усвоенного материала исходя из личностных ценностей, возможность обеспечить личный моральный выбор.

Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждения, выбор оснований и критериев для сравнения.

МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа»

Материалы для проведения муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мое лучшее занятие

по внеурочной деятельности »

Учитель начальных классов:

Фарафонова Оксана Васильевна

2017 г.

Пояснительная записка к внеурочному занятию

«Занимательная математика» по теме «В царстве смекалки»

Учитель: Фарафонова Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа»

Направление: общеинтеллектуальное

Занятия проводятся один раз в неделю.

Характеристика класса: В классе 11 учащихся: 6 девочек и 5 мальчиков. Из них – 5 хорошистов (то есть 45% учащихся усваивают программный материал на достаточном и высоком уровне). В классе есть победители дистанционных олимпиад, творческих конкурсов.

У ребят класса сформирована учебная мотивация, учебные способности учащихся – выше среднего. Необходимо отметить высокую познавательную активность большинства учащихся, способность к самостоятельной творческой деятельности. Дети очень любознательны, сообразительны при выполнении разнообразных заданий проблемного характера. Они умеют самостоятельно работать с новым произведением, в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, математических играх. Также умеют рассматривать, читать, получать необходимую информацию, как из книг, так и из других изданий (справочных, энциклопедических), участвовать в беседе. В классе достаточно большое количество лидеров. Дети умеют отстаивать свою точку зрения, заинтересованы в результате познавательной деятельности, активно сотрудничают друг с другом для решения образовательных задач.

Практическая ценность занятия состоит: во-первых, в освоении новых форм внеурочной деятельности (как средство реализации ФГОС НОО 2-го поколения), а во-вторых, в создании на занятии условий для проявления познавательной активности учащихся.

Достигаю этого следующими путями:

    стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;

    оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;

    поощряю стремление ученика находить свой способ решения, анализировать ответы (свои и одноклассников).

Внеурочное занятие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2-го поколения, направлено на достижение 3-х групп результатов (с приоритетом метапредметных результатов).

Выбранная форма организации занятия обусловлена личностными особенностями учащихся класса (способность к сотрудничеству и совместному добыванию знаний), а также деятельностным характером внеурочного занятия.

Сценарий внеурочного занятия «Занимательная математика»

Учитель: Фарафонова Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа »

Тема: В царстве смекалки

Цель:

Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Задачи занятия:

Обучающие:

Актуализация знаний и расширение представлений о понятии «математика».

Способствовать формированию интереса к урокам математики, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.

Развивающие:

Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).

Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).

Воспитательные:

Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики,как необходимого условия для саморазвития.

Создание условий для формирования познавательного интереса.

Планируемые результаты (УУД):
Личнoстные:
- знать коллективные формы общения;

- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

Познавательные:

Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам, решать задачи на смекалку;

Регулятивные УУД:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Ведущая образовательная технология : технология деятельностного метода.

Методы и приёмы: беседа; приемы активизации мыслительной деятельности, моделирование, проектирование, приемы самооценки, приемы технологии сотрудничества.

Организация учебного пространства: групповая, индивидуальная, игровая технология

Форма проведения урока: занятие-игра.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование:

карточки с заданиями,

презентация.

геометрические фигуры.

эмблемы команд "Круг", "Квадрат",

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности.

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название Страны занимательной математики.

Все мы утром делаем зарядку, а ещё есть зарядка для ума.

Вот сегодня мы ей и займемся.

II. Самоопределение темы и цели занятия.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме

Мы сегодня отправляемся в путешествие в ЦАРСТВО, а вот какое вы узнаете, когда расшифруете слово.

«Расшифруй тему» (работа в группе)

70-43 К 90-37 А

50-16 С 80-49 Л

60-25 Е 40-14 К

90-61 М 80-28 А

Молодцы, мы с вами отправляемся в ЦАРСВО СМЕКАЛКИ.

Девизом нашего занятия будут слова – СМЕКАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ.

А сопровождать нас будет… КТО? Сейчас узнаем.

Возьмите листы и по моей команде выполняйте задания.

Графический диктант.

3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1

вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1

влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1

вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Добавьте глазки, ротик и ушки- антенны.

У вас получился Знайка Математики.

Он будет нас сопровождать.

Испытание нас ждёт,

Отправляемся вперёд.

Счетный конкурс открываю,

И команды представляю

III. Актуализация знаний.

Предметные:

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя;

Проговаривать последовательность

действий;

Учиться высказывать своё предположение.

В Царстве Смекалки, в Числовом государстве вместе с числами и знаками жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Но однажды случилась беда - Василиса исчезла.

Иван-Царевич потужил, погоревал, да делать нечего и решил отправиться на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

Какие же задачи мы перед собой поставим? (Помочь И-Ц найти В.П.)

Да, знания по математике нужны и в обычной жизни, и в сказках.

Вот мы и проверим свои знания, умения, способности по математике в необычной ситуации, в новой обстановке.

I Y . Деятельность по реализации целей занятия.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий;

Учиться высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию:

делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

–А кто похитил Василису?

Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.

На спасение Василисы отправятся русские богатыри – у нас это команды

В конце путешествия мы узнаем, какой же богатырь найдет Василису первым. А для этого мы будем соревноваться.

Осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть математическим

Команды, представьтесь.

Первая команда – «Треугольник»

Вот команда «Треугольник»

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

Капитан команды – ,,,,,

Вторая команда – «Круг»

У команды второй здесь

Всех достоинств и не счесть.

Номер два зовется «Кругом»

Стойкие и друг за другом!

Капитан команды – ,,,,,

Прежде, чем приступить к игре хочу вам напомнить, что играет вся команда.

Жетон получает тот ученик, который дал правильный ответ. По количеству набранных жетонов мы определим, во-первых, самого активного ученика,

во-вторых, победившую команду. Но, прежде чем дать ответ, хорошенько подумайте, не спешите.

Правила игры.

Чтоб все в игре прошло без заминки,

Её мы начнем, ну конечно, с разминки!

Числа сходятся где-то во тьме

И глаза начинают светиться!

И кругом только умные лица,

Потому, что считаем в уме.

Итак, турнир я открываю,

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать

Y . Работа по теме занятия

Первый тур

Работа в паре: разложите карточки лесного лото в порядке уменьшения,откройте четные числа, какое слово у вас получилось?

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

К О Щ Е Й

Кто же похитил Василису?

Но Кощей не хочет сдаваться и задаёт нам каверзные вопросы.

1)Устный счет.

1. Игровое поле (слайд)

Составьте примеры на умножение и деление с результатами из квадрата

Я начинаю

(ответы детей: 6*6=36,2*6=12,1*6=6,6*7=42,56:8=7,63:9=7,)

2. Составь все возможные трёхзначные числа , используя цифры – 1, 4 8, так, чтобы они не повторялись. Дайте характеристику любому числу.

(148,184,418,481,814,841)

3.Логические задачи.

Попеременно задаются вопросы первой и второй команде.

1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?(3)

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?(30)

3. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось?(6)

4. У линейки 4 угла, если один угол срезать, сколько углов останется?(5)

5. К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать» ?(12)

6. Сколько цветов у радуги?(7)

Второй тур

Поможем Ивану-Царевичу выбрать верную дорогу.

Второй тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Есть здесь ребусы, шарады.

За разгадку всем награды.

«Отгадай ребус»(Слайд)



Задание 2. 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 20,27.

Из данных чисел нужно выбрать и записать три числа, которые в сумме составляют 60. Запишите все возможные варианты.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Проверь себя (слайд)

Задание 3.

Задачи на смекалку


Y I . Физминутка для глаз

Молодцы, ребята!

Давайте и мы посмотрим как двигается бабочка и посадим её на цветочек.

(следим только глазами)

Дыхательная гимнастика

Переведём дух с облегчением. Подышим ровно, спокойно.

Встанем тихонечко. Потянемся к солнышку, ладошками вверх.

Вдох шумно через нос, выдох плавно спокойно через рот.

Одну половину носа закрыть, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую.

Вдох через нос, на выдохе произнести: «Ау!»

Массаж для носа и ушей. Помассировать мочки уха. Подёргать вниз себя за ушки, а потом за серединку. Потянуть ушко в сторону.

3) Какую цифру надо поставить вместо звездочек, чтобы запись была верной?

Третий тур: Геометрический.

Отдохнувшие, с новыми силами продолжим наш путь. Не струсите, не испугаетесь?

1)Игра «Угадай фигуру» (Фронтальная работа )

    Четыре стороны, четыре прямых угла, все стороны равные. (Квадрат)

    Три угла, три вершины, три стороны. (Треугольник)

    Четыре угла, четыре стороны, стороны не равные. (Четырёхугольник)

4.Четыре прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равные. (Прямоугольник)

Физминутка

Солнце высоко. Путь лежит далёко. Притомился И-Ц в дороге, решил он прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнём, сделаем зарядку.

Упражнения для шеи, глаз, корпуса.

Шея вниз –назад, влево –вправо.

Руки на пояс, наклоны влево- вправо.

Отвести плечи назад, расправить грудь, свести лопатки.

Крепко зажмуриться от страха- открыли широко- удивились.

Поморгали часто- часто.

Рисуем кружок, треугольник, квадрат, восьмёрку.

2) Задание (Групповая работа ) (Слайд)

Раздели квадрат со стороной 4 см на 4 равные стороны разными способами.

Проверка. Делим квадрат на магнитно- маркерной доске на части.

3)Задание на смекалку. (Работа в группе )

Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Нарисуй, как это сделать?

Y II. Подведение итогов занятия.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности товарищей;

Формировать положительную учебную мотивацию

Вот мы и справились. С нашей помощью освободил

Иван Царевич Василису, вернулись наши герои в свою сказку, в царство смекалки. Благодарят нас за помощь. И говорят:

Ребята! Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра. Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности и сможете помочь ещё многим героям.

YII I . Рефлексия

Регулятивные УУД:

осуществление контроля своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, оценивание своей деятельности.

Личностные УУД:

работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.У меня получилось…

8.Меня удивило…

9.Я попробую…

Подсчитывается число жетонов, объявляется команда победительница, называются лучшие участники игры.

Учитель: Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей, а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы в вашей жизни не было не решенных задач.

Наше занятие хочу закончить словами Ж.Ж.Руссо

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

IX . Домашнее задание

Составить ребус

Список литературы

    Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2010.

    Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2006.

    Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Занимательные задачи для маленьких. Москва 2004.

    Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007.

Рецензия на внеурочное занятие «В царстве смекалки»

Цель – Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Учителем, исходя из поставленной цели, выбрана нетрадиционная форма внеурочной деятельности (игра) – «В царстве смекалки». Выбор формы занятия обусловлен апробацией современных форм организации образовательного процесса с целью реализации ФГОС начального общего образования.

Для достижения цели используется технология деятельностного метода обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Занятие направлено на достижение таких личностных результатов,

Учитель разнообразными методическими средствами формирует такие метапредметные результаты, как умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Занятие построено по принципу учебного диалога. Форма проведения занятия, методические средства, которыми пользуются учитель на данном занятии, способствуют развитию умения использовать знания в нестандартной ситуации, развивают самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.

Учитель способствует формированию самоконтроля и самооценки учащихся (осознание области знания и незнания, умение находить допущенную ошибку и исправлять ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи).

На занятии осуществлялась связь изучаемого материала с жизнью , использование метапредметных связей (литературное чтение, окружающий мир, математика).

О результативности урока говорит высокий познавательный интерес учащихся, осознанность ответов по теме занятия во время последующих уроков.

Савельева Ольга Викторовна)

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть - Кинельский

Учитель начальных классов

Классный час

  1. Цель урока:

привитие культуры поведения, чистоты речи.

7. Задачи:

Обучающие: формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи;

Развивающие: развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых;

Воспитательные: воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

8. Тип классного часа: интеллектуально-познавательный классный час

9. Формы работы учащихся: групповая.

    Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска

    Структура и ход классного часа.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками»

И.С.Тургенев.

1. Вступительная беседа.

2. Основная часть.

1 станция «Вежливые слова»

Задание: заполнить таблицу.

Слова-приветствия

Слова прощания

Слова благодарности

Слова просьба

Ко всем людям можно применять эти слова?

Время выполнения – 3 мин. За каждую заполненную колонку 1 балл

2 станция «Лучшие толкователи»

Давно известно, что смех продлевает жизнь, но также известно, что шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого из присутствующих не оскорбляет!

Задание: составить из разрезанных частей текст, прочитать, ответить на вопросы.

1) Когда можно шутить?

2) Может ли шутка превратиться в насмешку?

3 станция « Работа с пословицами».

Задание: вставьте подходящие по смыслу слова.

    Слово не воробей: вылетит – ________ (не поймаешь).

    Слово пуще стрелы ___________ (разит).

    Доброе молчание лучше худого ____________ (ворчанья).

    Слово не обух, а от него люди ________ (гибнут).

    Лишнее говорить – себе __________ (вредить.

    От одного слова – да на век _______ (ссора).

    Доброе слово ________ (лучше) мягкого пирога.

    Ветер головы разрушает, а слово – народы __________ (поднимает).

Время выполнения – 3 мин.

4 станция «Произноси правильно»

Задание: правильно поставьте ударение.

Звонит, баловать, газопровод, каталог, завидно, откупорить, облегчить, перчить, творог, хвоя.

(звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)

Время выполнения – 3 мин.

За каждое правильно записанное слово – 1 балл.

5 станция «Хотите жить долго – говорите только хорошее»

«С русского на русский»

Задание: попробуйте перевести такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:

1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).

3. Понтово (получаю удовольствие).

4. Выделываться (вести себя вызывающе).

5. Прикол (шутка).

6. Отпад (замечательно).

7. Тащиться (быть в восторге).

8. Потрясно (очень хорошо)

Время выполнения – 3 мин.

За каждое правильно записанное слово – 1 балл.

Сценка. А вот пример из любимого всем Ералаша:

Мальчик и взрослый в лифте

Как дела?

У, моща! Один фитиль такое сморозил! Покатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнится. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка!

А что, там лошадь была??

Какая лошадь?

Ну-ка, давай все сначала.

Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит один фитиль…

Без свечки?

А что же это за фитиль?

Ну, парень длинный подкатил к шкету…

Он на чем подкатил, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета…

У какого шкета?

Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

Чего, чего?

Задание: замени выделенные слова подходящими по смыслу.

Время выполнения – 3 мин.

За каждое правильно записанное слово – 1 балл

“Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого

“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

“Как бы” – словечко подростков и творческих людей, которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.

Слушайте внимательно, наблюдайте и возможно тогда, Вашему взгляду откроется то, что упустили другие.

Сценка "Петина болезнь" Действующие лица: доктор, мальчик Петя.

Доктор: Заходи, больной.

Петя: Я не больной, у меня только горло:.

Доктор: Что горло? Болит?

Петя: Хрипит.

Доктор: Что ж, посмотрим. (Дает ему градусник, берет лист бумаги и пишет).

Как же тебя зовут, Птичкин?

Петя: Петя.

Доктор: В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В шестом "бы".

Доктор (удивленно): Бы! Что это за "бы"? Не знаю я такого класса. А дружно вы живете в вашем классе?

Петя: Жутко дружно и весело:

Доктор (приподняв очки, удивленно): Жутко? И весело? А учитесь хорошо?

Петя: Порядок! Особенно девчонки жмут! Их учителя в пух и прах хвалят!

Доктор: А ты как учишься?

Петя: Клево! Вот только вчера по физ-ре "двойку" схватил:

Доктор: О, это ужасно! Такие слова: "клево, по физ-ре:" Тут явно болезнь, но только не горла, а языка и головы. Покажи, пожалуйста, язык.

(Петя открывает рот и говорит: "А-а-а").

Доктор (смотрит в рот): Покраснение, правда, есть. Но оно скоро пройдет. Вот примите сейчас (подает пузырек и ложку).

Петя (берет пузырек, читает по слогам): "По 5 капель после приема пищи". (Пьет и пищит).

Доктор: Петя, что с тобой? Почему ты пищишь?

Петя: На пузырьке написано "пищи", вот я и пищу.

Доктор: Вот чудак! Ты не только говорить, но и читать не умеешь. Написано: "после приема пищи". Мой тебе совет - лучше учиться.

Учитель: Ребята, почему же мальчик прочитал слово неправильно? (ответы ребят)

Вы, это самое, того,
Когда вы говорите,
То, значит, это, как его,
Ну, в общем, не тяните.
Вот, это значит, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать...

Мы всегда должны помнить, что речь человека – его визитная карточка. Ежедневно для общения друг с другом мы используем устную речь. Однако не всегда говорящие задумываются над правильностью данной речи. Нарушение правил произношения ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и неграмотной. Помочь здесь может только орфоэпический словарь. Обращайтесь к нему почаще.

7. Просмотр отрывка мультфильма.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из м/ф "Зеркальце" и ответить на вопрос: "Можно ли сказать, что человек, употребляющий этикетные слова, всегда прав, честен, искренне вежлив и воспитан?" (ответы ребят) Когда человек хочет получить выгоду, он льстит, говорит неискренне, и о таком человеке мы не скажем, что он воспитан и в...

Дата публикации: 2016-10-09

Краткое описание: «Спеши делать добро!!!» Цель: формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека. Задачи: формировать в сознании детей понятие «доброта»; раскрыть нравственное содержание добра; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собс...

Конспект занятия по внеурочной деятельности.

Тема: «Спеши делать добро!!!»

Цель : формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека.

Задачи:

формировать в сознании детей понятие «доброта»;

раскрыть нравственное содержание добра;

развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на

анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению

добрых поступков;

развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

УУД : Коммуникативное развитие учащихся:

Стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

Умение организовывать общение учащихся друг с другом;

Формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

Культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД :

Осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Сохранять заданную цель;

Контролировать свою деятельность по результату;

Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Развитие познавательной сферы :

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся науроке;

Наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;

Создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностное развитие учащихся :

Формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

Эмоционально-положительное восприятие учения;

Объективная оценка результатов деятельности;

Рефлексия.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

снизить учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Оборудование: карточки с изображением солнца и тучи, фонограмма, конверты для команд с пословицами, заданиями, дерево «доброты», пословицы о добре, книги для выставки, стихи о добре, кроссворд.

Ход занятия :

Учитель: Давайте начнем урок с нашей песни. «Дорогою добра».

Ребята, на столе у каждого лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Если у вас настроение хорошее, то поднимите солнышко, а если плохое, то тучку.

(Я надеюсь, что к концу занятия у всех будет хорошее настроение)

А теперь, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Улыбнёмся и гостям - поделимся с окружающими своим хорошим настроением.

Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.

«Добрый мальчик» В. Брэйэр

Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал;

Будьте добры! Кто тут есть?

Ну, я, ответил мальчик.

Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому?

А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. - Тогда доведу.

У меня только рубль ….- растерялся слепой. - Пожалуйста, доведи меня до дому.

Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.

Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух;

Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.

Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:

Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили.

Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль.

Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал.

Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик.

А мальчик еще сильнее заплакал.

Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)

А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)

А есть надежда, что он станет добрым? (да)

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).

Что такое добро? (это все хорошее, доброе, красивое.)

Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.

Перед вами карточки с личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы:

Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла.

Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»

ДОБРО ЗЛО

Любовь безразличие

Сопереживание агрессивность

Справедливость ненависть

Бескорыстие зависть

Милосердие предательство

Сострадание равнодушие

Сочувствие хамство

Забота эгоизм

Готовность прийти на помощь обман

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Этой теме в литературе уделено много внимания, и не только в рассказах, но и в стихах. Давайте послушаем одно из них.

(Читает ученик)

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

Добро и Зло идут по жизни рядом.

Известно, что нет худа без добра.

Как хорошо, когда на смену злобе

Приходят к нам улыбка, доброта.

Когда в глазах людей, в их добром слове

Почувствуешь божественный тот свет,

То наполняешься огромным счастьем,

Способным оградить от разных бед.

О люди, улыбайтесь чаще,

Тепло души дарите каждый миг

И никогда не осушайте

Тот чистый, сказочный родник!

Какой вывод вы можете сделать, прослушав его?(ответы детей)

Предлагаю вам разгадать кроссворд и собрать ключевое слово.(каждый в команде пишет отгадку, по цепочке)

1.Он в беде не бросит? (Друг)

2.Как называется предмет, который дарят? (Подарок)
3.От неё станет всем теплей (Улыбка)
4.Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)
5.Когда нас бранят за шалости, мы просим…(Прощение)
6.Назвать одно из качеств, которым должен владеть воспитанный человек? (Вежливость)
7.Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы? (Спасибо)

А теперь прочитаем, какое слово получилось? (Доброта)

У слова «доброта»(это наше солнышко) есть много родственных слов(лучиков) (учитель называет слово, ученики пытаются дать наиболее подробную «расшифровку», учитель крепит лучик к солнышку):

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. А знаете ли вы пословицы и поговорки о добре и доброте? (Дети получают разрезанные на части и их собирают). Каждую пословицу обсуждаем обязательно.

Злое слово ранит, а доброе лечит.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Добрые дела красят человека.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Ни одежда украшает человека, а его добрые дела.

Доброе сердце лучше богатства.

Без добрых дел нет доброго имени.


-Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)

Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.

Доброе слово лечит, а злое калечит!

Релаксация. Звучит мелодия «Одинокий пастух»

Прошу всех сесть. Уважаемые гости, присоединяйтесь к ребятам!

Закройте глаза. Представьте, что вы держите цветок добра, этот цветок Добра у вас в ладонях. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы кончиками пальцев чувствуете его тепло и добро, они становятся все сильнее и сильнее, они проникают в вас и растекается теплой волной по вашему телу. Добро струится по каждой клеточке вашего тела и попадает прямо в сердце! Мысленно поместите все добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Всё плохое растворяется, уходит из ваших сердец. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Вас обдувает тёплый ласковый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты! Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли.

Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок - Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам? Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Учитель: А для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете – Всё прекрасно, всё цветёт. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живём на свете Для хороших славных дел.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

(звучит музыка и они составляют)

Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

*Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

*Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их.

*Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.

*Делайте добро не только для близких и друзей,но и для природы и совсем незнакомых людей!

*Не завидуйте!

*Не вредничайте!

*Не грубите.

Опрашиваешь детей. Я вам приготовила памятку с правилами доброты и оставила место для того, чтобы вы смогли добавить свои правила. У вас их получилось намного больше.

(на обратной стороне) Прочитаем заповеди хором, о которых надо помнить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.

Можно ли назвать добрым человека, который:

делает что-то полезное для людей;

делает домашнее задание за кого-то;

ждёт, когда его позовут на помощь;

переводит старушку через дорогу;

накормит бездомного котёнка;

заберёт обратно подаренную вещь;

Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. Добрый человек бережно относится не только к людям, но и к природе.

Ассоциация.

Сегодня мы говорили о человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. На что же он похож? (На солнышко. Добрый человек, как солнышко светит, греет, улыбается. К доброму человеку все тянутся, потому что он дарит окружающим свою любовь, ласку, заботу, душевное тепло, внимание). Добрый человек и поступки совершает добрые. Мало хотеть быть добрыми, нужно учиться делать добро!

Монтаж.

Немало встречается злого,

В любой человеческой судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти.

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова важнее

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Твори добро, нет большей радости.

И жизнью жертвуй и спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Итог занятия.

Какой вывод, ребята, вы сделали из нашего разговора? (Мы узнали, что такое доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее, что добрым быть хорошо).

Рефлексия (Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.): Что вам понравилось на занятии? Почему? Покажите своё настроение теперь.

Давайте завершим наш разговор песенкой «Если добрый ты», которую исполнял добрый кот Леопольд и сделаем доброе дело-подарим гостям наши открытки.

До свидания!

Читайте также: