Людмила Михайловна Шипицына – доктор биологических наук, ректор Института психологии и специальной подготовки, Заслуженный деятель науки РФ.
Родилась в 1947-м году. Окончила Ленинградский Государственный Университет им. Жданова А.А., биолого-почвенный факультет по специальности физиология (Санкт-Петербургский Государственный Университет).
Защитила в 1974-м году кандидатскую диссертацию по исследованию нейрофизиологических механизмов речи у детей раннего возраста.
С 1987-го года – доктор биологических наук (Диссертационный Совет факультета медицины Университета Дружбы Народов, Москва. С 1989-го года – профессор.
Шипицына Л.М. в 1993-м году создала первый в Российской Федерации негосударственный ВУЗ, который специализировался на подготовке кадров для системы коррекционных образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров и служб, приютов, детских домов и интернатов. Институт в настоящее время имеет высокий авторитет, не только лишь в РФ, но и за её пределами.
Научные проекты, которые были выполнены под руководством Шипицыной Л.М. поддерживаются постоянно международными и российскими грантами, что обеспечивает высочайший методический уровень и актуальность исследовательских результатов.
Разработанные под её руководством программы воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются успешно в практике работы коррекционных учреждений.
Такие научные работы, как «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе», «Психология детей-сирот», «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» для практикующих психологов являются «настольными» книгами.
Шипицына Л.М. – автор 30 монографий, 420 публикаций, 80 научно-методических и научных пособий, изданных, как в России, так и за рубежом. Под её руководством было подготовлено 25 кандидатских и 3 докторских диссертации; созданы научные школы по специальной психологии и педагогике.
Психолого-педагогическое консультирование ребёнка
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка.
В предлагаемой книге представлены практические и теоретические основы психолого-педагогического медико-социального сопровождения и консультирования, а также региональная модель такой службы в Санкт-Петербурге.
Приведены методические рекомендации по содержанию и организации работы с детьми с разными проблемами в здоровье и развитии, образцы заключений по обследованию. Представляются российские и международные нормативно-правовые документы, которые регламентируют деятельность центров и служб сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Шипицына Людмила Михайловна - ректор Института специальной педагогики и психологии, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Родилась в 1947 году. В 1970 г. окончила Ленинградский Государственный Университет им. А.А. Жданова, биолого-почвенный факультет по специальности физиология (ныне Санкт-Петербургский Государственный Университет). После окончания университета работала младшим научным сотрудником в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, с 1978 г. старшим научным сотрудником, руководителем электрофизиологической лаборатории НИИ детских инфекций МЗ РСФСР.
В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию по исследованию нейрофизиологических механизмов речи у детей раннего возраста.
В 1986 г. была избрана по конкурсу на должность заведующей кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии Ленинградского Государственного педагогического института (ныне Российского государственного педагогического университета) им. А.А. Герцена, с 1989 по 1993 гг. - декан факультета дефектологии этого же вуза.
С 1987 г. - доктор биологических наук (Диссертационный Совет медицинского факультета Университета Дружбы Народов, Москва), с 1989 - профессор.
В 1993 г. Л.М. Шипицына создала первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров для системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, социально-реабилитационных служб и центров, детских домов, приютов и интернатов. В настоящее время Институт имеет высокий авторитет, как в России, так и за ее пределами.
Под руководством Л.М. Шипицыной Институт специальной педагогики и психологии успешно выполняет научные исследования в рамках Президентской программы «Дети России», участвует в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», начиная с 1999 года, а также в Международных и Российских, проектах по профилактике ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде, осуществляет международное сотрудничество с различными странами по проблемам специального образования, с США, Голландией, Бельгией, Финляндией, Данией и др.
Л.М. Шипицына является членом Федерального Совета по проблемам наркомании Министерства образования и науки РФ, председателем экспертного совета Антинаркотической комиссии при Администрации Санкт-Петербурга, членом Президиума Специального олимпийского Комитета Санкт-Петербурга. Также она осуществляла научное руководство и непосредственно участвовала в совместных с ЮНИСЕФ программах «Дети Беслана», по психолого-педагогической реабилитации и помощи детям и их семьям, пострадавшим в результате теракта, а также «Дети Южной Осетии».
Огромны заслуги Л.М. Шипицыной по оказанию помощи учреждениям и семьям, в которых воспитываются дети, имеющие серьезные нарушения здоровья. При Институте создана Ассоциация практических учреждений и благотворительных организаций Санкт-Петербурга «Партнеры Института».
Разработанные под руководством профессора Л.М. Шипицыной программы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья успешно применяются в практике работы специальных (коррекционных) учреждений. Такие научные труды, как «Психология детей-сирот», «“Необучаемый” ребенок в семье и обществе», «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» являются «настольными» книгами практикующих психологов.
Необходимо отметить многогранность научно-педагогической деятельности Людмилы Михайловны. Она является автором 450 публикаций, в том числе 40 монографий, 90 учебных и научно-методических пособий, изданных не только в России, но и за рубежом.
Под ее руководством подготовлено 25 кандидатских и 3 докторских диссертации; созданы научные школы по специальной (коррекционной) педагогике и психологии.
За свою многогранную научно-педагогическую и организаторскую деятельность Л.М. Шипицына удостоена Почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», награждена Государственными наградами: Орденом Дружбы, Орденом Почета, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», почетными грамотами МО РФ, Орденами «За честь и благородство» Специального олимпийского комитета РФ, В.Вернадского «За заслуги в науке», дипломом Кембриджского университета о включении в число 2000 выдающихся людей XX века, знаками «Ректор года» - 2004, 2005, 2009, 2010 и др.
Шипицына Людмила Михайловна ректор Негосударственного Образовательного Учреждения высшего профессионального образования «Института специальной педагогики и психологии» (Санкт-Петербург), заведующая кафедрой специальной психологии, психологического факультета СПбГУ, Заслуженный деятель науки РФ.
Выпускница биологического факультета Ленинградского университета, Людмила Михайловна со студенческих лет активно погрузилась в научное творчество, особенно интересуясь проблемами нейрофизиологии и физиологии ВНД. Увлечение идеями Анохина П.К. и Бернштейна Н.А. закономерно привели к эвристической теории динамической и системной локализации высших психических функций Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Нейропсихологические схемы анализа и диагностики высших уровней организации психической активности, разработанные на материале локальных поражений мозга у взрослых, оказались весьма эффективными и при изучении детей. Многолетние исследования, проводимые Людмилой Михайловной в Институте детских инфекций в области клинической нейрофизиологии и нейропсихологии детей с нейроинфекциями и их последствиями (нейросенсорная тугоухость, умственная отсталость и др.) были обобщены в ее докторской диссертации, защита которой состоялась в 1986 году, в Российском государственном университете Дружбы народов с заключении о новом направлении в патофизиологии ВНД ребенка.
В 1986 г. Шипицына Л.М. возглавила, вновь созданную кафедру анатомо-физиологических основ дефектологии, на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. А с 1989 по 1993 гг. возглавляла дефектологический факультет в качестве его декана. В 1994г. Людмила Михайловна организовала и возглавляет по сей день кафедру специальной психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, на факультете психологии. Это кафедра остается единственной в нашей стране в рамках академических университетов. За прошедшие годы кафедра сформировалась как самобытный и уникальный научный коллектив. Неслучайно, десятилетнему юбилею кафедры была специально посвящена очередная, ежегодно проводимая Всероссийская конференция «Ананьевские чтения – 2005».
В 1993г. Людмила Михайловна организует Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, занимающийся подготовкой специалистов разного профиля для системы специального образования.
За время своего существования Институт превратился в крупный учебный и научно-методический центр. В рейтинге Министерства образования и науки РФ среди негосударственных вузов России институт неизменно занимает первые места.
Внушительно выглядит список научных трудов Шипицыной Л.М., состоящий из более, чем 370 публикаций, в том числе 25 монографий и 76 учебных и методических пособий. Но дело даже не в самом количестве, а в тематическом разнообразии, отражающем широту научных интересов автора. Среди них оригинальный цикл исследований, посвященных своеобразию генеза коммуникативной активности детей с нарушениями в развитии. Клинико-психологическое и психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарат. Феноменология поведенческих нарушений у лиц с умственной отсталостью. Одна из первых в нашей стране Людмила Михайловна организовала массовое клинико-психологическое обследование детей, проживавших на зараженных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС. Уникальными по своей сути являются работы, посвященные исследованию феномена психического развития детей в условия материнской депривации, а так же психологии и социологии сиротства в современной России. Особой сферой исследовательских интересов Людмилы Михайловны является проблема социальной интеграции инвалидов, отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, психолого-педагогическое и медико-социальной сопровождение детей в условиях интегрированного обучения. Сами исследования отличаются не только академической строгостью, опирающийся на богатый фактологический материал, но и практической ориентированностью на проблемы реального процесса обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Свой опыт исследователя Людмила Михайловна щедро предает своим ученикам. Под ее руководством защищено более 22 кандидатских диссертаций.
В октябре 2004г, через месяц после трагедии в г Беслане, по инициативе и при непосредственном участии Людмилы Михайловны был разработан и реализован проект «Дети Беслана», предполагавший оказание помощи и изучение детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Этот проект был признан лучшим научно-практическим проектом года в России за 2005г. Научные интересы Шипицыной Л.М. всегда так или иначе связаны с практическими запросами общества. Так, в последние годы под руководством Людмилы Михайловны активно разрабатывается проблематика, связанная с вопросами профилактики наркозависимости и ВИЧ/СПИДа у детей и подростков в условиях образовательной среды. Она является членом Федерального Совета по проблемам наркомании РФ, председателем экспертного совета Межведомственной комиссии по наркомании и противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при Администрации Санкт-Петербурга, а также более 15 лет является председателем научно-методического совета по специальному образованию комитета по образованию Санкт-Петербурга.
За свою плодотворную научную, педагогическую и организаторскую деятельность Шипицына Л.М. награждена орденами «Дружбы народов», «За честь и благородство», дипломом Кембриджского университета о включении в число 2000 выдающихся людей ХХ века, знаком «Ректор года - 2004», «Ректор года - 2005», многочисленными медалями и почетными грамотами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а так же ей присвоено звание Заслуженный деятель науки РФ.
Время меняет людей в той же степени, в какой люди меняют само время, наполняя его новым содержанием и смыслом. Это также банально, как непреложно справедливо. За последние 15 лет мы стали свидетелями серьезных изменений в системе специального образования и отношении общества к лицам с ограниченными возможностями. Немалый вклад в эти позитивные изменения внесла и Л. М. Шипицына.
Ректор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, академик Российской академии менеджмента в образовании, Международной кадровой академии ЮНЕСКО, Нью-Йоркской академии наук, доктор биологических наук, профессор.
Родилась 1 марта 1947 г.
После окончания в 1970 г. ЛГУ им. А.А. Жданова по кафедре физиологии высшей нервной деятельности работала в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. где в 1974 г успешно защитила кандидатскую диссертацию. С 1979 г. работала в НИИ детских инфекций МЗ СССР руководителем лаборатории функциональных методов диагностики и одновременно с этим на условиях почасовой оплаты в ЛГПИ им. А.И. Герцена, где читала курс лекций по анатомии, физиологии и патологии органов слуха и речи. В 1986 г. была избрана на должность заведующей кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии ЛГПИ им. А.И. Герцена, а в 1989 г. - деканом факультета дефектологии. В 1987 г. защитила докторскую диссертацию, в 1989 г. ей присвоено ученое звание профессора.
Научно-педагогическая деятельность Л.М. Шипицыной весьма многогранна. Она автор более 250 научных работ, в том числе 30 монографий, учебных и методических пособий. Подготовила 15 кандидатов и 2-х докторов наук.
Л.М. Шипицыной экспериментально разработаны принципы развития функциональной асимметрии мозга у детей, изучены нейрофизиологические механизмы формирования речевых и неречевых процессов, обучения детей чтению, структурно-функциональные особенности памяти и эмоциональных состояний у здоровых детей, а также у детей с тяжелыми нарушениями слуха, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и девиантным поведением.
В последние 10 лет основные направления научно-педагогической деятельности Л.М.Шипицыной связаны с разработкой концептуальных и методических подходов в системе специального образования. Во многом это связано с созданием Л.М. Шипицыной негосударственного образовательного центра - Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, который включает школу для детей, нуждающихся в особых условиях обучения и развития, экспертно-консультативный, научно-исследовательский центр, педагогические мастерские, открытый университет для родителей, издательский комплекс, психолого-педагогический центр профилактики наркомании у детей и подростков, а также Институт специальной педагогики и психологии.
Институт специальной педагогики и психологии - основное структурное подразделение Университета, имеющее государственную лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере высшего образования и свидетельство о государственной аккредитации МО РФ.
Институт специальной педагогики и психологии - первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров для системы специальных учреждений и социальных служб в образовании: специальных (коррекционных) образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров, детских домов, приютов и др. Востребованность в высококвалифицированных кадрах и научных исследованиях в этой области особо возросла в связи с коренными изменениями в государственной политике по поддержке детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в институте обучаются более 2000 студентов из Санкт-Петербурга, Брянска, Выборга, Зеленограда, Калининграда, Москвы, Оренбурга, Петрозаводска, Северодвинска, Тюмени, Тольятти, Нового Уренгоя, Челябинска.
Широта контактов, открытость - важная черта в облике нового вуза. Под руководством профессора Л.М. Шипицыной Институт участвует в федеральных и международных научных программах.
Многие проводимые в институте научные исследования осуществляются по заказам Министерства образования РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, региональных органов образования и др. Институт успешно выполняет научные исследования в рамках Президентской программы "Дети России", федеральных целевых программ "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля" и др.
Институт осуществляет международное сотрудничество с различными образовательными учреждениями Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Нидерландов, США, Швеции, Финляндии и др. стран.
Благодаря этим связям студенты университета имеют возможность слушать лекции и знакомиться с учебными пособиями ведущих западных специалистов.
Институт разрабатывает и издает научно-методическую литературу и учебные пособия. Качество научной продукции вуза подтверждается постоянным спросом на нее в различных регионах России. Работы сотрудников института переведены на английский, голландский, немецкий языки и опубликованы за рубежом.
Кредо ректора Л.М. Шипицыной заключается в том, что с первых дней учебы студент - будущий педагог и психолог - работает с конкретным ребенком.
Отстаивая в науке принципы гуманного, бережного отношения к ребенку с проблемами развития, Шипицына
Л.М. последовательно проводит их на практике. Институт решился на уникальный эксперимент: открыл группу для глухих студентов, которые получают специальность "Специальная психология". Учат их бесплатно, при том, что этой группе преподают лучшие профессора и доценты. В институте также учатся студенты с нарушениями зрения и другие инвалиды.
Институт специальной педагогики и психологии не ставит своей целью подменять государственное образование, но направленно помогает стране в подготовке специалистов. К тому же ректор гордится, что благодаря новой форме обучения может поддержать в это трудное время бесценные педагогические кадры Петербурга - профессоров и доцентов. А свою нужность обществу институт уже доказал за эти годы: более 3000 выпускников успешно работают в разных уголках нашей страны.
Своим домом считают Институт профессора и преподаватели, объединенные в творческий работоспособный коллектив единомышленников.
Особая атмосфера благожелательности, интеллигентности, соревновательности научных идей царит в его стенах. И студенты, и преподаватели считают это заслугой своего ректора - масштабно мыслящего ученого, превосходного организатора науки, доброжелательного и заботливого человека.
В 1998 году Указом Президента РФ Л.М. Шипицына
награждена Орденом Дружбы, а также получила именную медаль и диплом Кембриджского Университета о включении в число 2000 выдающихся людей XX века.