Сжигают мусульман. Замкнутый круг. Почему конфликт в Мьянме не закончится? Геноцид мусульман в Бирме

: свыше полутысячи мусульман собрались у посольства Мьянмы на Большой Никитской улице, громогласно потребовав прекратить геноцид единоверцев в этой далекой стране. Ранее их поддержал в своем инстаграме глава Чечни Рамзан Кадыров . Но что же происходит на самом деле: «массовые убийства мусульман-рохинджа » или «борьба с террористами», как утверждают власти Мьянмы?

1. Кто такие рохинджа?

Рохинджа, или, в другой транскрипции, «рахинья» - небольшой народ, живущий в труднодоступной местности на границе Мьянмы и Бангладеш . Когда-то все эти земли была владением британской короны. Сейчас местные чиновники уверяют, что рохинджа - никакие не аборигены, а мигранты, прибывшие сюда в годы заморского владычества. А когда в конце 1940-х годов страна вместе с Пакистаном и Индией получила независимость, англичане провели границу «грамотно», включив районы рохинджа в состав Бирмы (так тогда называлась Мьянма), хотя и по языку, и по религии те куда ближе к соседней Бангладеш.

Так 50 миллионов бирманских буддистов оказались под одной крышей с полутора миллионами мусульман. Соседство выдалось неудачным: шли годы, сменилось название государства, вместо военной хунты появилось демократическое правительство, столица переехала из Янгона в Нейпьидо, но рохинджа по-прежнему подвергались дискриминации и выдавливались из страны. Правда, и репутация у этих людей среди буддистов дурная, их считают сепаратистами и бандитами (земля рохинджа - центр так называемого «Золотого треугольника», международного наркокартеля, производящего героин). Вдобавок, здесь сильно исламистское подполье, близкое к запрещенной в РФ и многих других странах мира группировке ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ).

2. С чего начался конфликт?

9 октября 2016 года несколько сотен рохинджа напали на три блокпоста мьянманской пограничной службы, убив десяток человек. В ответ власти ввели в регион войска, начавшие масштабную зачистку от террористов - как истинных, так и мнимых. Правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что, по данным спутниковых снимков, силовики сожгли свыше 1200 домов в деревнях рохинджа. Десятки тысяч представителей народности были депортированы или бежали в другие страны - прежде всего, в Бангладеш.

Происходящее осудили отдельные должностные лица в ООН и госдеп США . При этом либеральный Запад вновь не смог обойтись без двойных стандартов: так, Аун Сан Су Чжи, член правительства Мьянмы и вдохновительница нынешних антиисламских погромов, в 1990 году получила от Европарламента премию имени Сахарова , а годом позже - и Нобелевскую премию мира за «отстаивание демократии»…

Сейчас официальные лица называют обвинения в геноциде фальсификацией и даже подвергли наказанию нескольких офицеров, ранее запечатленных на видеоролике с избиением арестованных мусульман. Впрочем, последние тоже не остаются в долгу - 4 сентября боевики-рахинджа разграбили и сожгли буддийский монастырь.

3. Как отреагировала Россия?

У Москвы в регионе - важные интересы: и совместные разработки урановых руд, и экспорт вооружений, которые Нейпьидо закупил у нас на сумму свыше $1 млрд. «Не имея реальной информации, я не стал бы делать какие-либо выводы», - прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Как заявил , утверждения в отдельных СМИ и соцсетях, будто Россия заблокировала в Совбезе ООН решение по Мьянме, являются фейком. Проекты таких резолюций в СБ ООН в этом году вообще не рассматривались. Наше внешнепоглитическое ведомство сообщило о жертвах с обеих сторон конфликта и призвало к «конструктивному диалогу». Но многие российские мусульмане, похоже, со столь сдержанной позицией не согласны. Так что события в Юго-Восточной Азии внезапно стали важным фактором внутрироссийской повестки, и во что все это может вылиться - пока не ясно.

МЕЖДУ ТЕМ

Зачем, скажи, Рамзан, мешать политику и ислам?

Кто такие рохинджа и почему за них волнуются в Чечне. А вы знаете, кто такие мусульмане-рохинджа, ради которых в Грозном на митинг собрались более миллиона человек? Это одна из самых притесняемых народностей в мире

Десятки тысяч мусульман-рохинджа бегут из Мьянмы, стараясь спастись от насилия со стороны местных властей. В Мьянме множество других мусульманских общин - даже в штате Ракхайн, где живут рохинджа, и они прекрасно уживаются с местными жителями, исповедующими буддизм.

Но мировое сообщество не хочет видеть всей сложности ситуации. Для подавляющего большинства внешних наблюдателей рохинджа - гонимые беженцы, ставшие жертвами геноцида кровавого мьянманского режима. Насилие в отношении народности осудили в ООН, за единоверцев вступились президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

Тем временем рохинджа пытаются бежать на территорию Бангладеш, обращаясь за помощью к контрабандистам, которые нередко отбирают у них последнее в обмен на обещание свободы.

Обострение в Мьянме случилось в конце августа. В соседнюю страну устремились около 125 тысяч человек, хотя там уже находятся 100 тысяч беженцев-рохинджа. Беглецы рассказывают об этнических чистках, бессудных убийствах, изнасилованиях и сожженных дотла селениях. Власти Мьянмы в ответ обвиняют радикалов в нападениях на солдат и полицейских и попытках спровоцировать гражданскую войну. Всей правды, как это часто бывает, не знает никто.

Фото: Bernat Armangue / AP
Семья рохинджа пересекает реку Наф, разделяющую Мьянму и Бангладеш. Многие беглецы тонут, когда лодки, в которых они надеются добраться до безопасного места, переворачиваются. Кто-то пытается самостоятельно преодолеть реку вплавь. «Они плывут ночью и тонут», - рассказал один из выживших.

Фото: Bernat Armangue / AP
Сойдя с лодок, рохинджа бредут по территории Бангладеш в поисках помощи. Дорога ведет по рисовым полям.

Фото: Bernat Armangue / AP
Власти Мьянмы минируют границы, чтобы не дать беженцам вернуться в страну. Пожилой женщине на границе при взрыве оторвало ногу.

Фото: Bernat Armangue / AP
Пострадавшая от взрыва.

Фото: Bernat Armangue / AP
С территории Бангладеш видно, как горят оставленные рохинджа деревни.

Фото: Bernat Armangue / AP
Власти Бангладеш не требуют от пограничников принимать беженцев, но и не требуют останавливать их. Многие истолковывают это молчание как разрешение помогать бегущим от разорения жителям соседней страны.

Фото: Bernat Armangue / AP
Долгий путь к спасению оказывается настоящим испытанием для маленьких детей, многие не выдерживают его и умирают. «Я видел женщину с 13-дневным ребенком. Ее молоко пересохло, и она была вынуждена "кормить" малыша грязной водой. Я заплакал, когда увидел это», - описал свои впечатления один из пограничников.

Фото: Bernat Armangue / AP
Зачастую все, что рохинджа успевают взять с собой из Мьянмы, умещается в небольшом мешке.

Фото: Bernat Armangue / AP
Разбитая дорога к спасению.

Фото: Bernat Armangue / AP
Семья рохинджа прибывает в лагерь беженцев.

Фото: Mushfiqul Alam / AP
Столпившиеся у входа в лагерь рохинджа.

Фото: Bernat Armangue / AP
Прибытие в лагерь многие беженцы отмечают как праздник, хотя впереди их ждут голод, болезни и нищенское существование.

Фото: Bernat Armangue / AP
Первым делом изголодавшиеся рохинджа стараются получить еду и приготовить обед.

Фото: Bernat Armangue / AP
Женщины с детьми в очереди за продуктовыми пайками.

Фото: Bernat Armangue / AP
Обитатели лагеря беженцев в Бангладеш ждут раздачи еды, которую часто предоставляют гуманитарные организации.

Фото: Mushfiqul Alam / AP
Бангладеш - одна из самых бедных стран мира, и о нормальных условиях в лагерях беженцев говорить не приходится. Детей, например, зачастую купают прямо в лужах.

Фото: Bernat Armangue / AP
Жилья хватает не для всех, и беженцы сооружают каркасы для тентов из бамбуковых палок, которые находят рядом с лагерем.

Фото: Bernat Armangue / AP
Мать и ребенок ночуют под открытым небом недалеко от границы.

На территории Мьянмы рохинджа живут в штате Ракхайн (Аракан), отмеченном на карте.

До Кадырова за народность рохинджа заступился Эрдоган

Прозвучавшие в интернете Кадырова, воскресное стояние у посольства Республики Союз Мьянмы в Москве и массовый митинг в Грозном в защиту преследуемых в далекой стране мусульман неожиданно заставили россиян обратить внимание на малоизвестную широкий публике проблему.

На самом деле уходящее в историю противостояние в преимущественно буддистской Мьянме с гонимым мусульманским меньшинством давно вызывает озабоченность в мире – как на правительственном уровне, так и в правозащитной среде.

Что такое Мьянма? В свое время эта страна в Юго-Восточной Азии была известна как Бирма. Но местные жители это название не любят, считая его чужеземным. Поэтому после 1989 года страна была переименована в Мьянму (переводится как «быстрый», «сильный»).

Со времени получения страной независимости в 1948 году в Бирме велась гражданская война, в которой участвовали бирманские власти, коммунистические партизаны, повстанцы-сепаратисты. А если к этому взрывоопасному «коктейлю» добавить наркодельцов «Золотого треугольника», охватывавшего помимо Мьянмы еще Таиланд и Лаос, то станет очевидно, что ситуация на бирманской земле не символизировала тишь да гладь.

С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром).

В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты.

– Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа...

Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества.

Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море.

Во время Второй Мировой войны, когда Бирма была оккупирована Японией, в 1942 году произошла т. н. «араканская резня» между мусульманами-рохинджа, получивших оружие от британцев, и местными жителями-буддистами, поддерживавшими японцев. Десятки тысяч человек погибли, множество людей стали беженцами. Само собой, эти события не добавили доверия в отношения между общинами.

Время от времени в местах компактного проживания рохинджа вспыхивали серьезные трения, доходившие нередко до кровопролития. В то время как исповедующие буддизм бирманцы устраивают мусульманские погромы в Ракхайне, лидер тибетских буддистов Далай-лама призывал нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи поддержать представителей народности рохинджа. Высказывался в защиту бирманских мусульман и генсек ООН Пан Ги Мун. Не молчали по этому поводу и на Западе - и в Евросоюзе, и в США (хотя, конечно, в введенных в свое время против Мьянмы санкциях первую роль играла не проблема мусульманского меньшинства). А с другой стороны, проблему мусульман в Бирме в прошлые десятилетия активно использовали и различного рода теоретики «глобального джихада» - от Абдаллы Аззама до его ученика Усамы бен Ладена. Так что нельзя исключать и того, что этот регион может стать новой точкой конфликта, куда потянутся сторонники самых радикальных группировок джихадистского толка - как это произошло, скажем, на Филиппинах.

Ситуация особенно обострилась после того, как в октябре прошлого года десятки человек атаковали три мьянманских погранпоста, в результате девять пограничников были убиты. После этого в штат Ракхайн были введены войска. Более 20 тыс человек бежали в Бангладеш. В феврале 2017 года был опубликован доклад ООН , созданный на основе опросов беженцев: в нем приводятся шокирующие факты внесудебных расправ над рохинджа со стороны местных националистов, а также силовиков, групповых изнасилований и т. д.

Только за последние дни в Бангладеш бежали около 90 тыс. представителей рохинджа. Это случилось после того, как 25 августа повстанцы из «Араканской армии солидарности рохинджа» атаковали десятки полицейских постов и армейскую базу в Ракхайне. Последующие столкновения и военное контрнаступление унесли по меньшей мере 400 жизней. Власти обвиняют боевиков в поджогах домов и убийствах гражданских лиц, а правозащитники винят в том же армию. И еще до Рамзана Кадырова в защиту бирманских мусульман на прошлой неделе выступил турецкий президент Эрдоган, назвавший происходящее геноцидом, о котором «все молчат»...

После стихийного митинга мусульман у посольства Мьянмы в Москве в защиту единоверцев митинг прошел и в Грозном - в нем приняли участие около миллиона человек.

Мьянма вновь оказалась в центре внимания мировой прессы: 1 июля толпа буддистов сожгла мечеть в деревне Хпакант, штат Качин. Нападавших вывел из себя тот факт, что мусульманское молитвенное сооружение построено слишком близко к буддистскому храму. За неделю до этого аналогичный инцидент случился в провинции Пегу (Баго). Там тоже была разрушена мечеть, а также избит местный житель — мусульманин.

  • Reuters

Такие происшествия — не редкость в современной Мьянме. Это государство Юго-Восточной Азии граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш с населением 170 млн человек мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением 55 млн человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан), исторической для мьянманцев земле, колыбели бирманской нации. Обосновались, но не ассимилировались.

Мигранты с корнями

«Традиционные мусульмане Мьянмы, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы, — поясняет в беседе с RT живущий в Мьянме востоковед Пётр Козьма, ведущий популярный блог о стране. — С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов».

С бенгальцами рохинджа — совсем другая история. Официально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. «После того как к власти пришла Национальная лига за демократию во главе с нобелевским лауреатом Аун Сан Су Чжи, официальная формулировка была скорректирована. Перестали говорить «бенгальцы», стали говорить «мусульмане, проживающие в араканской области», — рассказывает RT доцент МГИМО, специалист по Мьянме Ксения Ефремова. — Но проблема в том, что сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют».

  • Reuters

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. «Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, — рассказывает Пётр Козьма. — Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники».

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость — в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. «Вот однажды эту крышку и сорвало. И тут даже не важно, кто первый начал», — заключает востоковед.

Обострение конфликта

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

  • Reuters

Межкоммунальное противоречие

Мусульмане — одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма — это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Чёрное и белое

«А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — добавляет Пётр Козьма. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осаждённой крепости, а это прямой путь к радикализму».

  • Reuters

По словам блогера, освещение в ведущих мировых СМИ беспорядков в Мьянме трудно назвать объективным, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. «В штате Ракхайн мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожжённых домов стороны примерно равны. То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, к сожалению, у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом», — говорит Пётр Козьма.

Эксперты утверждают, что власти Мьянмы заинтересованы в сглаживании конфликта или хотя бы сохранении статус-кво. Они готовы идти на уступки — за последнее время достигнуты мирные договорённости с другими нацменьшинствами. Но в случае с рохинджа это не сработает. «Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе — что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает», — заключает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков.

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? (слабонервным не смотреть!!!)

XXI век и погромы? Обычное явление…

Трудно представить буддистского монаха с канистрой бензина, идущего поджигать живого человека… Не так ли? Также трудно представить мусульманина в качестве жертвы этой агрессии. Бесспорно. Стереотипы действуют магически. Мирный буддист и агрессор мусульманин – это да, вполне понятный и укладываемый в сознании образ. Однако жестокие события в Бирме красноречиво показали, что не всегда наши убеждения соответствуют действительности. И хотя кто-то, может, и попытается свалить вину на жертву, всё же очевидно, чёрное трудно будет перекрасить в белое.


Ужасные события почему-то не всколыхнули, как модно говорить, прогрессивное человечество, не вызвали волну негодования у законопослушных граждан, оттого и не видно ни протестов, ни пикетов в защиту гонимого и угнетаемого народа. Тогда, как и за меньшие прегрешения, некоторые страны превращаются в изгоев, правительству Мьянмы даже бойкот не догадались объявить. Хотелось бы узнать, почему же происходит такая несправедливость в отношении целого народа, и отчего до сих пор эта проблема никак не решается? Попытаемся понять…



История проблемы

Рохинджа – это исповедующий Ислам народ в Мьянме, коренные жители территории современного штата Ракхайн, до этого имели своё государство под названием Аракан. Территория, населяемая рохинджа, была присоединена к Бирме только в 1700-х годах. Согласно переписи, в 2012 году число мусульман, проживающих в Мьянме, составило 800 000 человек, по другим данным, их больше ровно на один миллион. Организация Объединенных Наций считает, что они являются одним из самых преследуемых меньшинств в мире. И это преследование берёт своё начало ещё со времён Второй мировой войны, когда японские войска вторглись в Бирму, которая была тогда под британским колониальным господством. 28 марта 1942 в городах Минбая и Мрохаунг националистами Ракхайна было убито около 5000 мусульман.

В 1978 году 200 тысяч мусульман бежали от кровавой военной операции в Бангладеш. В 1991-1992 гг. туда отправилось ещё 250 тысяч человек, а 100 тысяч – в Таиланд.

Летом прошлого года при попустительстве местной власти произошла новая вспышка массовой резни мусульман. Весной этого года утихшее было насилие набрало ещё большие обороты. По некоторым данным, на сегодняшний день уже убито 20 тысяч (!) мусульман, а сотни тысяч беженцев не могут получить гуманитарную помощь. Современное притеснение ведётся на другом уровне и более изощрёнными методами. Власть втравливает в резню буддистских монахов, полиция и армия безучастны к погромам, а порою даже принимают участие на стороне угнетателей.


Рохинджа не только истребляют физически, на протяжении десятилетий этих несчастных людей изгоняют, ущемляют, подвергают ужасному физическому и эмоциональному насилию со стороны правительства Мьянмы. Объявив мусульман иностранцами, так как их считают всего лишь переселенцами из Бангладеш, рохинджа лишили гражданства. В Мьянма проживает огромное количество малочисленных народов. Правительство признаёт 135 различных этнических меньшинств, но рохинджа среди них нет.

Преследуемый народ «подчиняют» различными способами, среди которых абсолютный и необоснованный запрет большинством буддийских общин на работу мусульман в частном или государственном секторе, а также запрет на службы в полиции или вооружённых силах. Или если кого и возьмут на работу в редких случаях, то вменяют в обязанность соблюдение ими буддистских ритуалов, что, конечно, несовместимо с Исламом. Они подвергаются современному рабству посредством принудительного труда. Вследствие того, что национальное правительство отказывает им в праве на гражданство у себя на родине, многие их земли конфискованы, и их перемещение по стране ограничено, имеет место дискриминационные ограничения на доступ к образованию. Также существует строгое ограничение на каждую мусульманскую семью иметь не более двух детей, согласно законам Бирмы. А чтобы создать семью им надо заплатить несколько сотен долларов. Живущие же по никаху, не состоящие в «законном» браке, жестоко преследуются и наказываются тюремным сроком.


А цивилизованный мир делает вид…

И гонения по религиозному признаку, ущемление прав и как граждан, и как человека можно было бы как-то терпеть. Однако убийства и погромы никак не могут оставить равнодушным. Убивают не на войне, целыми сёлами уничтожается мирный, ни в чём не повинный народ, гибнут женщины и дети. Их сжигают заживо! И каким надо быть циником или негодяем, чтобы как-то пытаться оправдать такое бесчинство!

В зависимости от того, кто подаёт информацию, картина конфликта сильно различается и отражает политическую (религиозную) позицию информационных агентств. Бирманские негосударственные средства массовой информации называют ситуацию «иммигрант против хозяина», спровоцированную этническими рохинджа. Да, было изнасилование двумя рохинджа женщины-бирманки. За это их приговорили к смертной казни. Преступники получили сполна. В этом году произошёл спор в ювелирной лавке. Понятно, что криминал есть везде и Бирма не исключение. И это – повод, но не причина для массовой резни, бесчеловечность которой не с чем сравнить. Откуда у вчерашних соседей такая ненависть, такое бессердечие? Представьте себе, как можно обливать бензином и поджигать живых людей, тех, кто ни в чём не виновен, тех, у которых семьи, дети, такие же, как и у тебя?! Они их за животных считают или тараканов, которых давить надо? Те в ужасе орут, кричат, в агонии, в муках… Не укладывается в голове.


То, что кошмарно для европейцев или американцев для остальных людей как будто игра? У них такая же кожа, нервы и боль. Или их не стоит показывать по новостям? Отчего же тогда западный мир, хозяин нашего эфира, не кипит от возмущения? Робкие голоса правозащитников слышны в узких кругах, на широкую аудиторию неслышную. Организация «Amnesty International» говорит: «Ситуация в северном штате Ракхайн остаётся очень напряжённой». Организация «Human Rights Watch» сделала обширный доклад о том, как ущемляются права рохинджа, задокументировала факты жестокости и насилия со стороны властей. Но даже их умудряются обвинять в предвзятости, говорят о каких-то складах с оружием…

Опять злополучные двойные стандарты. Ну и что, что Бирма выглядит лакомым куском для экономики и политики Запада. Страна привлекательна в плане добычи нефти, газа, меди, цинка, олова, вольфрама, железной руды и пр. Выходит, что 90% рубинов мира, которые добываются в Бирме, дороже и ценнее человеческих жизней. Рохинджа не видны за этими блестящими камешками.

Что говорить, если даже лидер бирманской оппозиции и лауреат Нобелевской премии 1991 года, Аун Сан Су Чжи непростительно проигнорировала бедственное положение мусульман рохинджа и не сказала ни слова о трудностях и несправедливости, которые обрушились на них…



Исламские страны молчать не будут

Радетели прав человека, мировой жандарм – США, моментально реагирующие на ущемление человеческого достоинства, не посчитало нужным даже обратиться к бирманских властям по этому поводу. Европейский союз предпринимал дипломатические инициативы, чтобы остановить резню мусульман рохинджа. И были даже отправлены в Мьянму несколько экспертов для изучения обстоятельств произошедшего.

Может, не так громко как хотелось бы, но всё же посильные действия в борьбе с происходящим беспределом пытаются оказать представители репрессируемых мусульман Мьянмы. Один из них, Мухаммед Юнус, за поддержкой обратился к руководству Турции, призвав его и весь мир вмешаться в ситуацию с уничтожением рохинджа. В свою очередь, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к ООН с требованием разрешить ситуацию на западе Мьянмы, сравнив происходящее там с массовыми убийствами в Газе, Рамалле и Иерусалиме.


Многотысячные демонстрации против геноцида мусульман в Мьянме также прошли в целом ряде стран: Иране, Индонезии, Палестине, Пакистане, Таиланде и др. В ряде стран манифестанты требовали от своих правительств оказать давление на руководство Бирмы, чтобы защитить исповедующих Ислам людей.

Не может ни один истнный человек оставаться равнодушным к творимому злу по отношению к братьям по вере. И к небратьям тоже несправедливости не допустит. Кто-то сделает дуа-мольбу в защиту притесняемых, другой словом поддержит. Есть и те, кто способен с оружием встать на защиту. Мир таков, что притеснения и даже убийства людей, в частности мусульман-рохинджа, легко могут остаться безнаказанными. Вечно так продолжаться будет ли? Ничто не вечно под луной, как говорят друзья бирманцев мудрые китайцы.

Читайте также: