Антология новых имен в детской литературе. Вологодская областная детская библиотека. Евгения Пастернак, Андрей Жвалевский

Ольга, что, с вашей точки зрения, происходит сейчас в отечественной детской литературе? Она умерла? Погибает? Оживает? Цветет и пахнет?

Я только что вернулась из Тамбова. Несколько месяцев назад современная детская литература для них была «мертва». Просто потому, что ее там нет. Нет книжных магазинов, нет книг в библиотеках. А несколько месяцев назад я была в Челябинске, и там преподаватели замечательного лицея рассказывали о работе с современной книгой. Время для них остановилось на «Чучеле» Владимира Железникова.

Это результат недостаточного финансирования? Криминализированной тендерной системы? Неправильного комплектования? В чем причина?

Причин много. О том, как плохо пополняются фонды художественной литературы в детских библиотеках (а в школьных библиотеках не формируются совсем), - не стоит и говорить, это общее место. В новом году, насколько я знаю, финансирование еще сократили. В этой ситуации библиотекарям и педагогам не остается ничего другого, как покупать книги за свой счет или просить издательства и авторов подарить новинки. В Тамбове сотрудники городской детской библиотеки имени С. Маршака придумали программу «Признание»: они рассказывают о новых книгах и современных авторах, а те, если имеют возможность, присылают в библиотеку хотя бы по одному экземпляру своих книг. На их просьбу откликнулись больше 20 писателей, и дети берут эти книги в первую очередь.

Еще одна причина - отсутствие информации. В Тамбове, например, нет нормального книжного магазина, по ассортименту которого можно было бы хоть как-то судить о новых книгах. Не нашли мы даже самых нашумевших детских книг и в книжном магазине в Новосибирске.

Но ведь есть сайты, где пишут о книгах. Существуют премии - Книгу.ру, Крапивинская. И у них тоже есть сайты. Издательства, думаю, с удовольствием высылали бы в Тамбов свои каталоги - если бы библиотеки действительно желали узнавать о новых книгах.

Сайты, издательства, каталоги - это все далеко от провинции. Это все из другой жизни. Техника, которой оснащены рядовые библиотеки, далека от совершенства, работа с интернет-ресурсами требует от библиотекарей серьезной выдержки. В моей «родной» сельской библиотеке в Краснощековском районе Алтайского края нет компьютера, зато посреди читального зала стоит странное устройство, доставшееся библиотеке в результате очередной фиктивной программы по модернизации библиотек. Через него можно выйти в интернет по карточке. Карточку нужно покупать в райцентре, который находится в 25 километрах, причем рейсового автобуса туда нет. За несколько лет никто ни разу не воспользовался этим устройством.
Конечно, на московской книжной ярмарке «Нон-фикшн» картина совершенно иная. Здесь возникает ощущение, что в России все замечательно.

- Но в Екатеринбурге-то знают о новых книгах?

В Екатеринбурге новые книги есть. Наша областная библиотека обладает бóльшими возможностями, чем библиотеки маленьких городков или поселков, и там представлено много современных авторов. Содружество детских писателей Екатеринбурга приглашает к себе в гости авторов из других городов (как минимум раз в год приезжают все финалисты премии Крапивина, билеты и проживание писателей оплачивает областное министерство культуры), а библиотеки устраивают городские и областные мероприятия, связанные с книгой.

Когда мы с вами встретились первый раз в Екатеринбурге (это было, кажется, в 2010 году), у вас были серьезные претензии к новым издательствам. Вы считали, что они принципиально не хотят выпускать книги отечественных авторов.

Так и было. Но в последние два года что-то случилось. Мы наконец дождались своего часа.

- Появились книги «наших»?

Да. И не одна, не две - сразу много книг появилось. И познавательные, и художественные. «Самокат», «КомпасГид», «Розовый жираф» стали выпускать отечественную литературу.

С чем вы это связываете? В свое время издатели говорили: «Пусть российские авторы пишут лучше. Тогда мы будем их печатать». Российские авторы стали лучше писать? Появились новые, качественные рукописи?

Большинство произведений, которые сейчас выходят, были написаны уже десять лет назад. Так что дело, думаю, в чем-то другом. Возможно, и издатели, и читатели «наелись» переводного.

- Вы могли бы назвать книги отечественных писателей, появлению которых вы особенно радуетесь?

Я очень благодарна издательству «Фома» за то, что они выпустили книгу Ариадны Борисовой «Записки для моих потомков». И вся серия «Настя и Никита» для меня - настоящее открытие. В «КомпасГиде» скоро выйдет книга Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь». Там же вышел сборник Марии Ботевой, в «Розовом жирафе» - «Смерть Мертвым душам» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, в «Самокате» - книга Натальи Евдокимовой. «Эксмо» и «Аквилегия» напечатали Елену Габову, живущую в Сыктывкаре. «Детгиз» выпустил «Детский курс разных наук» Сергея Ив. Иванова. В «Речи» вышло несколько книг Елены Ракитиной. С нетерпением жду «Дом П» Юлии Кузнецовой, «ЩИ» Илги Понорицкой, «Сокровища Рифейских гор» Елены Ленковской - они уже готовятся к печати.

В издательстве «Акварель» тоже выходят книги отечественных авторов.

- А мне казалось, что «Акварель» строит свой имидж на переиздании классики.

Они действительно выпустили большой блок классики. Но среди их авторов и современных много. В издательстве «Речь», наверное, поменьше, но тоже есть. Там, например, издали сказку Илги Понорицкой «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы».
Мне кажется, каждое издательство в этом году открыло для себя и читателей имя нового отечественного автора. У нас вдруг стали просить премиальные рукописи. Владислав Петрович Крапивин сказал недавно, что нашелся издатель для финалистов «крапивинки». Такого раньше не было. И это не может не радовать.

Беседу вела Марина Аромштам

Мы остались на уровне ХХ века, когда все были неграмотны и библиотекарь действительно был проводником и светочем культуры и знаний- методы работы у нас всё те же… Персонализация- это и есть отход от тоталитарной педагогики. Из доклада Марченко Н. ст.науч. сотруд. Института биографистики Нац. Биб. Украины им. В.Вернадского Мы остались на уровне ХХ века, когда все были неграмотны и библиотекарь действительно был проводником и светочем культуры и знаний- методы работы у нас всё те же… Персонализация- это и есть отход от тоталитарной педагогики. Из доклада Марченко Н. ст.науч. сотруд. Института биографистики Нац. Биб. Украины им. В.Вернадского


1.Сохранение общей культурной платформы.Дети должны читать те книги, которые читали их родители. Связь поколений. 2.Дать ребёнку книгу, где он увидит отражение своих мыслей, сомнений, надежд; отражение современного мира. Должна быть книга для семейного чтения, провоцирующая обсуждение и споры. 3.Дать ребёнку книгу, которая помогла бы ему выстроить собственный мир, дала бы кусочек личного, индивидуального пространства. 4.Дать ребёнку книгу для друзей. Чтобы хотелось обсуждать, переживать в компании сверстников. 5.Дать ребёнку книгу, которая увлекла бы его счастьем познания. Книга которая увлекает, расширяет кругозор Вывод: Вместе с книгой мы должны дать ребёнку точку опоры, в которой сосуществует его прошлое, настоящее и будущее. СВЕРХЗАДАЧА работы с книгой.


Сергей Махотин известный детский поэт и прозаик из Санкт-Петербурга. Автор не только смешных, но также серьезных и психологически тонких стихов для детей школьного и дошкольного возраста. Сергей Анатольевич Махотин называет сочинение стихов для детей самым счастливым на свете занятием.


Михаил Давидович Яснов поэт, переводчик, детский писатель. Он сочиняет замечательные, талантливые, полные задора и непосредственной радости книги для ребятишек и их родителей. В каждой строчке его произведений веселая игра в слова, добрый юмор и неожиданная многогранность смыслов. Как жалко, что недели Так медленно летят! И что, родившись, дети Не сразу говорят! А то бы только-только Я маму увидал, Как тут же бы, как сразу "Спасибо!" ей сказал. За то, что я родился! За то, что я живой! За то, что вместе с папой Идём сейчас домой! За то, что дверь откроем И знаем наперёд, Что мама напевает И нас к обеду ждёт!


Беленькой собачке Хочется колбаски. Строит она умные И преданные глазки. Вот мой школьный бутерброд, Возьми, собачка, на. Но бабушка заметила В бинокль из окна. Ешь, собачка, поскорей И ноги уноси. Если бабушка поймает... Боже упаси! Артур Гиваргизов.Сплошь и рядом автор искренне полагает, что его гладко срифмованные умильные строчки созвучны "безмятежному и радостному миру детства"


Мы младшего брата Давно уже ждём. О нём об одном Разговоры ведём. Мы ждём его вечером, Ждём поутру Любимого брата (А может, сестру). И пусть он без спросу Хватает игрушки! Пусть пьёт из моей Разрисованной кружки, Пусть будет пока Маловат, слабоват За брата всегда Заступается брат! Уже обзавёлся я Гирей тяжёлой, Семь раз по утрам Отжимаюсь от пола... И брюки теперь Аккуратно ношу: Ещё пригодятся они Малышу. Марина Бородицкая представляется мне праздничным фейерверком, салютом по поводу отвоеванной радости жизни». Ольга Корф


Цитата: Эта книга «Где нет зимы» писалась для подростков, но я настоятельно прошу ее прочитать всем взрослым. Потому что она как теплый хлеб: превосходна на вкус, на запах, на ощупь, и совершенна необходима для... а для чего нужен хлеб? Читайте книги Дины Сабитовой. Читайте, дети, читайте, взрослые. Только не проходите мимо, не оставайтесь равнодушными.


Маленькие ляли Во дворе гуляли. Серенькие гули Зёрнышки клевали. Смотрят ляли - ГУЛИ! - И вперёд рванули. Смотрят гули - ЛЯЛИ! - Да как дёру дали! Ещё вчера сам термин «материнская поэзия» предполагал веками обкатанные фольклорные формы: все эти безымянные пестушки и потешки, которые повторялись над колыбелью младенца поколениями любящих мам. А уже сегодня материнская поэзия обрела новое молодое имя. Анастасия Орлова поэт с небогатой, но симпатичной биографией.


Ася Кравченко Если вы вдруг захотите Порадовать вашу лошадку, Вы ей цветы подарите, Желательно свежие, с грядки. Тюльпаны, нарциссы, пионы Любым будет рада она. От нежных цветочных бутонов В душе у лошадки весна! Взрослым всегда некогда, и Ташке приходится со всем справляться самой: пристраивать в хорошие руки крокодила, заканчивать папину статью, устраивать чужую свадьбу. Но с чем никак ей не справиться - дом вот-вот снесут и надо переезжать. Оказывается, не так легко уехать из дома, где тебя знает каждая собака, где жила ещё твоя прабабушка, и до сих пор живут ее странные истории.


« Я пишу не о детях, а о проблемах, которые волнуют меня, и, как мне кажется, должны волновать детей. Естественно, «материалом для исследования» могут служить какие-то мои знакомые дети, дети друзей, мои воспоминания о себе в детстве. И честно говоря, у меня такое ощущение, что те вопросы, которые тревожат маленького человека, продолжают одолевать и взрослого, только во взрослом возрасте у нас появляется больше точек зрения, поэтому в своих текстах я всегда пытаюсь показать детям неоднозначность всего, что с ними происходит.» Книга написана мастерски. Остается ощущение, послевкусие даже, что книга надиктована самим ребенком - настолько живой язык, достоверна взятая интонация, правдивы герои. Автору веришь безоговорочно. Удивительная психологическая проза о маленьком человеке и о больших философских вопросах, которыми он задается. 100%-ное попадание в образ и во внутренний мир ребенка. Ася Петрова


С распадом Советского Союза в одночасье немало граждан многонациональной страны оказались жителями хоть и ближнего, но все же зарубежья. Молодой прозаик пытается осмыслить, как после распада "нового Вавилона" русскому, говорящему с грузинским акцентом, жить на своей исторической родине? Что делать сыну еврейки и азербайджанца? Чужим быть страшно. Денис Гуцко


Николай Назаркин В «Изумрудной рыбке»говорится о ребятах, которые тяжело больны. Можно сказать – неизлечимо. И жить им трудно. Гораздо труднее, чем многим из нас. Вместо увлекательных приключений у них больничный режим, уколы, капельницы и прочие, сами понимаете «удовольствия». И никакое волшебство им не поможет, потому что не в сказке живём, не в кино.


Такие книги, как "Дай мне!« Ирины Денежкиной надо читать родителям для острастки, а не детям. Нет плохих детей, есть плохие родители. Почему мы стали такими равнодушными, что весь этот ужас и вся эта мерзость кажется нам чем-то повседневным? Почему родители стали такими эгоистами, что им жалко времени на то, что бы построить отношения со своим ребенком, создать нормальный благоприятный климат в семье, чтобы именно глядя на это, ребенок развивался нормально и чувствовал себя нужным, любимым? Не надо кричать, что время такое...Нет, это мы, родители, создаем своими руками то, на что потом закрываем глаза и делаем вид, что всего этого нет. Где-то я давным-давно прочитала мысль, что "мы живем - как черновик пишем". Может стоить начать жить "набело", а? Ирина Денежкин а


А.Жвалевский. Е.Пастернак А.Жвалевский. Е.Пастернак «Время всегда хорошее» «Дочитала. Просто супер! Честное слово, Невозможно было оторваться! Вот умеете вы слезу выдавить из читателя. Сама не пойму с чего бы, но, читая концовку, сидела и хлюпала носом. Идея– класс! И отсутствие/наличие книг, и деление в столбик, и стук сердца, и «глаза в глаза» – жизненно так. Здорово. Прочитала на одном дыхании. Запоем, так сказать. Очень понравилось!!!» (Отзывы читателей)


Детский проект Людмилы Улицкой Детский проект Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других» задуман для того, чтобы мы с вами узнали о том, что все люди разные и что к другим культурам и обычаям надо относиться с уважением. Книги посвящены разным аспектам жизни человека: семье, религиям, профессиям. Главная задача проекта чтобы мы поняли, насколько разнообразен мир, и все люди живут, одеваются, едят, молятся по-своему не потому, что лучше или хуже нас. Они просто другие.


Марина Аромштам Как выбирают книги? По имени автора? По названию? По издательской аннотации? По картинке на обложке? Если так, то повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы» обязательно будет снята с полки и унесена домой. Весь набор внешних признаков «хорошей книги» здесь налицо. Имя автора красивое, звучное и какое-то очень писательское. Название таинственное, манящее. Немного претенциозное, правда, но ровно настолько, чтобы «зацепить» читателя.


Литературный проект «Для тех, кому за десять» представил первые книги для детей. «Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Издательство «Жук»(Живые Умные Книги)представляет серию Для тех, кому за десять. Мы рады сообщить вам, что эта серия – для вас! Ведь вам за десять? И вашим детям? А может, и внукам? Тогда собирайтесь всей семьей и начинайте увлекательное чтение! Книги из новой серии будут одинаково интересны как взрослым, так и детям». Автор проекта – Юрий Нечипоренко


Вышли: "Выдуманный Жучок" (Нарния, 2011) "Большая книга приключений и загадок" (Эксмо, 2011) "Рецепт любви" (это романтика для девочек) (Эксмо, 2012) "Зимняя книга приключений" (Эксмо, 2012) Юлия Кузнецова Не нарушай равновесия ни словом, ни жестом. Не показывай чувств, живи шёпотом. Затаись. Замри. Исчезни. Представь, что ты в схлопывающейся клетке из страшного фокуса. Набери побольше воздуаха и дождись вечера, а лучше выходных, когда можно поехать с папой на Воробьёвы горы кататься на великах, а потом открыть новую банку варенья. И ничего не бояться. Проси только одного, чтобы ручеёк за журчанием которого ты забывала о боли и собственной слабости не пересох и не покинул своего русла. Чтобы тебя не осудили на ожидание и не приговорили верить и любить изо всех сил. И ничего не бояться. «Где папа?»


Даниэль Пеннак "Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любят читать - не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу". "Кого же? - Спросите Вы, - и главное, что же в этом случае делать?" В своей книге "Как роман" Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколь и результативными. Педагог, Пеннак блестяще воплотил эти методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель, он заставил читать и любить свои книги весь мир.


Жан-Клод Мурлева «Тому, кто вкусил прелести театра, полноты общения с залом, трудно отказаться от этого мира. Мне нравится смотреть в глаза слушателям, смешить их, наслаждаться паузой после произнесённой фразы, делать ставку на мельчайшие детали. Каждый раз кажется, что мы собрались на праздник, среди своих, что это наш способ бороться против варварства во всех её формах».
«…Никогда не торопитесь сдаваться, если вам говорят, что это или то слишком трудно, малодостижимо из вашего положения, «лучше синица в руках, чем журавль в небе», осмельтесь и сделайте шаг вперед по желанной для вас дороге. Затем еще один … и еще… Потом когда – нибудь оглянетесь назад и удивитесь – как далеко вам удалось уйти». Екатерина Мурашова





Начинающие авторы, написав свою первую книгу, уверены, что издательства с готовностью купят их рукопись и помогут в одночасье добиться известности. Однако на практике, попробовав продать свое творение, писатель, не имеющий ни громкого имени, ни средств, чтобы оплатить большой тираж, быстро понимает, что осуществить мечту очень трудно. Что делать в ситуации, когда издатели не идут на диалог и один за другим игнорируют новичка или отказывают в его робких просьбах? Есть ли способ донести сокровенные мысли и чувства до широкого круга читателей и заставить мир услышать свои слова?

Некоторое время назад Литературное агентство "Новые имена" объявило о запуске программы "Новые имена современной литературы". Она была создана с единственной целью - помочь самым талантливым современникам заявить о себе. А рамках программы каждый писатель, независимо от того, сколько книг у него на счету, получил шанс совершенно бесплатно опубликовать свое творение и увидеть готовую книгу в яркой обложке на полках библиотек и книжных магазинов. На протяжении года русскоязычные поэты и прозаики из всех регионов России, стран СНГ и других государств присылали свои рукописи. Они были внимательно прочитаны и оценены. Все писатели получили рецензию на свои произведения, многие из которых обрели печатную жизнь.

В рамках программы "Новые имена современной литературы" увидели свет книги для взрослых, детей и подростков. Старшие читатели уже сегодня смогут перенестись в прошлое и вновь пережить времена так называемого "брежневского застоя" вместе с главным героем истории Александра Коломийцева "Становление" - молодым специалистом, приехавшим в таежный поселок на бурение и увидевшим, на каком низком уровне находится производство, как сильно устарели имеющиеся в наличии технологии и взгляды на работу консервативного начальства. Вместе с Верой Сытник в главах гротескного романа "Гражданин Гр" все желающие перенесутся в вымышленный мир, отражающий реалии конца прошлого века и попытаются найти свое место в условиях полной нестабильности, пошатнувшихся идеалов и новых эталонов, которые родились в ходе социальной перестройки общества. Благодаря стихам Дарьи Бобровской, собранным в книге "Жизнь без Фэйсбука", поклонники современной поэзии взглянут на мир через иллюминатор самолета и увидят существующую действительность во всем ее многообразии, со всеми плюсами и минусами, красотами и безобразиями. По следам Елены Петровой книголюбы прогуляются по иным реальностям вместе с героем книги "Фиолетовые сны" и попробуют отличить истину от вымысла, действительность от фантазии, сны от яви. Их ждет неожиданный сюрприз, а с помощью опыта, полученного в царстве Морфея или, возможно, в лучшем из миров, удастся увидеть и исправить ошибки, совершаемые каждый день из года в год. Кроме того, автор пригласит всех совершеннолетних читателей на страницы романа "Забытая тайна" и расскажет о молодом человеке по имени Арсений, который не может ходить, но обладает редким талантом - умением переводить древние манускрипты. Конечно, ему доведется выяснить нечто грандиозное, докопаться до истоков собственного прошлого и неожиданно бодро устремиться навстречу неведомому будущему. Не забудется и путешествие на далекий остров Шикотан, куда зовет всех, всех, всех Мария Стародубцева в книге "Волны бьются о скалы". Девочка по имени Лика тяжело больна, ее семья разваливается на части под гнетом обстоятельств, нищеты и безнадежности. Есть ли выход из ситуации, и где его искать, узнают читатели, которые не устрашаться суровой правды жизни. Ну а романтичные особы, которые верят, что "любви все возрасты покорны", просто обязаны познакомиться с книгами Юлии Каменевой "Подарите мне пуделя", "Давай прокатимся верхом" и "Дружить или любить". Вместе с очень реалистичными героями они переживут незабываемые истории любви, попытаются отыскать в прошлом ошибки, разрушившие будущее, понять, какова цена у одного единственного слова, и осознать - чтобы найти счастье, сперва следует обрести себя.

Подростки, которые любят читать и бродить по мирам, нарисованным богатой фантазией талантливых авторов, благодаря программе "Новые имена современной литературы" сумеют прожить несколько очень разных жизней и узнать вещи, о которых, возможно, прежде не имели ни малейшего представления. Они совершат путешествие сквозь пространство и время в компании простых школьников и таинственного инопланетянина, познакомятся с историческими личностями и станут участниками невероятных приключений, которые происходят на страницах книги Адриана Фаравана "Воронка времени". Им удастся совместить несовместимое, побывать в параллельных вселенных и выяснить кое что о смертности и бессмертии, мечтах и реальности вместе с персонажами истории Людмилы Чеботаревой "Акколада". После прочтения книги "На грани", вышедшей из-под "пера" Надежды Смаглий, ребята поймут, насколько разными бывают люди, и что нужно, чтобы вырваться из оков обыденности и устремиться к заветным вершинам, даже мечтать о которых рискует не каждый. Кроме того, как школьники, как и их родители найдут много интересного в необычайно реалистичных, очень жизненных, повествующих о важном и вечном рассказах Валерия Краснова, ставших частью сборника "Истории для больших и маленьких".

Ну а самые маленькие читатели, которые, конечно же, не могли остаться без подарков от издательства "Союз писателей" и Литературного агентства "Новые имена" станут свидетелями настоящих чудес и уверятся, что чудеса не просто реальны, но и постоянно происходят в обычной жизни. Мальчишки и девчонки на страницах книг Ирины Васильевой "Ох уж эти детки" и "Школы для собак" узнают самих себя в очаровательных персонажах, словно в зеркале увидят отражение собственных надежд, переживаний и ежедневных будней со всеми радостями и горестями, научатся больше любить природу и лучше понимать братьев наших меньших. Они совершат прогулку по "Стране Ясами", не только насладившись талантом Аркадия Млынаша, который позволил родиться на свет легким, веселым, жизнерадостным стихотворениям, но и увидев себя со стороны, вместе с героем съездят на море, отправятся за грибами, попробуют совершить покупки и, может быть, даже сумеют пришить самих себя к дивану. Малышей ждет знакомство с легендами Сибири и самыми популярными персонажами, которые встречаются в сказаниях разных удаленных друг от друга на тысячи километров деревень, а потому, наверняка, являются самой настоящей правдой. В книге Елены Долгих "СКАЗ о давешних временах (О земле Сибирской слово)" их ждут Почереда, Медовая Борода, Моряна и многие другие. Волшебство во всех его проявлениях и добрые сюжеты с участием очаровательных, совершенно новых героев юные читатели найдут в сборнике Аллы Радевич "Сказки детям". Ну а все, кому по душе зима с ее незабываемые чудесами, посочувствуют героям Фирдаусы Хазиповой и попытаются не дать Теплу навсегда одолеть Холода и лишить мир этого прекрасного времени года на страницах сказки "Морозята и Холодрыга".

Книги, вышедшие по программе "Новые имена современной литературы" уже сейчас можно прочитать в детских и взрослых библиотеках Москвы, Новокузнецка, Орла и многих других городов. Они есть в интернет-магазинах "Планета книг", "Литрес", "Озон" и "Оптлист". Подробная информация о лучших творения современников за год появилась в целом ряде печатных изданий и на крупных интернет-ресурсах. В разных регионах России проводились творческие вечера и встречи с писателями, сумевшими доказать миру, что достойны быть услышанными и понятыми. Тысячи читателей насладились красочными мирами, которые родились в подсознании талантливейших людей нашей эпохи и, благодаря их дару, ставшие реальностью на страницах новых книг.

Скоро, очень скоро выйдет еще больше книг, которые уже прошли оценку рецензентов в рамках программы "Новые имена современной литературы". Всех поклонников по-настоящему хороших, добрых, светлых, произведений, наполненных смыслом, несущих позитивный настрой и дающих богатую пищу для размышлений, ждет немало волшебных сюрпризов и незабываемых подарков в 2017 году.

В июньском номере журнала "Библиотека в школе" за 2012 год опубликована замечательная статья Анны Ремиз "Здравствуйте, это мы!", в которой автор знакомит читателей с новыми именами в детской литературе. Некоторые пока могут похвастаться только журнальными публикациями и участием в различных писательских семинарах, кто-то уже выпустил свои первые книги или был напечатан в сборниках Петербургского издательства "Детгиз".

"Раз, два, три..." статья Михаила Яснова о трех молодых детских поэтессах: Анастасии Орловой, Наталье Волковой, Елене Ярошевской.

"Всех нас - "молодых" - и тех, кто уже добился признания, и тех, кто только-только вступил на тернистый путь детской литературы, объединяет то, что в детстве мы любили читать. А что уж из нас после этого выросло - судить вам. Но мы очень хотим, чтобы современная детская литература вышла из узкого круга и молодой "зелени" во всех библиотеках нашей Родины был дан зеленый свет! Поэтому давайте знакомиться". (Анна Ремиз)

Михеева Тамара
Официальный сайт Тамары Михеевой
http://timirilis.narod.ru/index.html
«Ты не можешь остановить вырубку леса, но ты можешь его заново посадить»: [интервью с детским писателем Тамарой Михеевой ] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheldiplom.ru/text/charisma/505082.html
Михеева Т. Легкие горы: повесть http://4itaem.com/author/tamara_miheeva-177216
Творчество Тамары Михеевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://timirilis.narod.ru/create.htm (в данном разделе вы можете скачать некоторые ее произведения: Юркины бумаги: рассказ, Гусиная пастушка: рассказ, Непутевая Катя: рассказ, Тай: рассказ, Шарф Бумбурука: сказка, Алька: рассказ)
В фонде нашей библиотеки есть повесть : Михеева Т. Не предавай меня! : [молодежн. романт. повесть] / Т. Михеева. - М. : Аквилегия, 2010. - 191 с.

Павлова Ирина
Павлова И. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epampa.narod.ru/pavlova/index.html
Павлова И. Бабушка на продажу: рассказ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adl-22.ru/ycp/?cmd=authors&id=77&type=произведения&res=75
Павлова И. Носик и Мохнатый рассказы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adl-22.ru/ycp/ ?cmd=authors&id=77&type=произведения&res=135
«Анализ и никакой романтики»: [интервью с писателем и литературным критиком Ириной Павловой http://adl-22.ru/ycp/?cmd=authors&id=77&type= Павлова И. Я помню чудное мгновенье…или Маленькая повесть о большом чувстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.epampa.narod.ru/pavlova/chudnoe.html

Кузнецова Юлия
Кузнецова Ю. Вдохновение - это любовь: [интервью] [Электронный ресурс]. - Режим доступа
Кузнецова Ю. Выдуманный жучок / Юлия Кузнецова; [худож. М. Патрушева]. - М. : Центр «Нарния», 2012. - 154 с.

Петрова Ася
Петрова А. Краткая биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bukabench.com/view-author/?authorId=15735
Петрова А. Волки на парашютах: рассказы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kniguru.info/short-list/zhirafyi-na-parashyutah


Волкова Наталия
Наталия Геннадьевна Волкова: биография: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/a/14870
Волкова Н. Учиться, учиться, получать премии и снова учиться: [интервью с писательницей ] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/46421
Волкова Н. Где живут феи: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/2009/03/10/123
Наталья Волкова читает детские стихи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=ulwr_bmZYtQ
Книги, которые имеются в фонде нашей библиотеки:
Волкова Н. День открытых дверей: [стихи] / Н. Волкова. - М. : Издательский дом «Фома», 2010. - 24 с. - (Настя и Никита)
Волкова Н. Дреби-Дон: [рассказ] / Н. Волкова. - М. : Издательский дом «Фома», 2011. - 24 с. - (Настя и Никита)
Волкова Н. У меня есть тайный остров: [стихи] / Н. Волкова. - М. : Априори-Пресс, 2010. - 77 с.

Волкова Н. Картина в папиной мастерской: [сказка] / Наталия Волкова; худож. Н. Кондратова. - М. : Издательский дом «Фома», 2011. - 24 с.
Волкова Н. Метро. Подземный город / Наталия и Василий Волковы; худож. Н. Кондратова. - М. : Издательский дом «Фома», 2011. - 24 с.
Волкова Н. Мы с морем дружим / Наталия Волкова; худож. Д. Лапшина. - М. : Издательский дом «Фома», 2011. - 24 с.
Волкова Н. О чем молчат башни Кремля? / Наталия и Василий Волковы; худож. Н. Кондратова. - М. : Издательский дом «Фома», 2011. - 24 с.

Орлова Анастасия

Ярославская поэтесса Анастасия Орлова стала лауреатом Всероссийской премии имени Антона Дельвига [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/dcul/tmpPages/news.aspx?newsID=475
Лучшая детская книга написана в Ярославле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sevkray.ru/news/13/61421/
Произведения Анастасии Орловой можно прочитать: http://www.stihi.ru/2010/03/26/2547
Орлова А. Один день из жизни мальчишкиной варежки: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sevkray.ru/news/3/55923/
Орлова А. Ленивый пластилин: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/plastilin02.php
Орлова А. Маленький дождик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/rain08.php
Орлова А. Лето не кончается! : стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/summer138.php
Орлова А. Мурашки: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/winter242.php
Орлова А. Небо: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/summer136.php
Орлова А. Одуванчик: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/flowers014.php
Орлова А. Ой, сугроб! : стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/winter239.php
Орлова А. Песочница: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/summer139.php
Орлова А. Помидорки и гранаты: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/winter243.php
Орлова А. Про ботинки и снежинки: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/winter241.php
Орлова А. Пусть еще будет лето: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/summer140.php
Орлова А. Снежный душ: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/winter237.php
Орлова А. Сугробная скороговорка: стихотворение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/winter238.php

Елена Ярышевская

Вот, что она сама о себе рассказывает:
"Мне 39 лет, живу в Москве, мама двух детей (сыну 12 лет, дочке 3 года). По первому образованию - педагог (МПГУ им. Ленина). Несколько лет работала учителем в школе. Сейчас тружусь в области управления персоналом.
Очень люблю читать и рисовать.
В детстве мечтала стать археологом, а последние десять лет - о том, чтобы когда-нибудь совершить кругосветное путешествие.
Стихи начала писать ещё в школе. Пару раз даже побеждала в районных литературных конкурсах. Потом был большой перерыв, лет в двадцать. Но когда дочке исполнился годик, я вдруг, совершенно неожиданно, начала сочинять стихи для детей. И уже два года не могу остановиться.
Читать стихи Елены Ярышевской : http://novayadoroga.livejournal.com/255263.html
Ярышевская Е. Шел по улице пиджак: стихи / Елена Ярышевская. - М. : Издательский дом «Фома», 2011. - 24 с. - (Настя и Никита)

Средство от бессонницы

Солнце усталое прячется в речке,
Ночь наступает, сгущается мрак…
Что-то не спится сегодня овечке,
Сон не приходит к бедняге никак!

Но средство надежное есть у овечек.
Снова овечка глаза закрывает:
- Раз, человечек,
- Два, человечек,
- Три, человечек…
И засыпает…

Книга есть в фонде нашей библиотеки.

Юлия Симбирская - филолог по образованию и поэт по призванию, живет в Ярославле. Юлия стала писать не так давно, книжек у неё пока нет, но у неё сложилась полноценная рукопись неординарных, интересных и, что самое главное, неожиданных стихотворений.
Одно из её первых стихотворений оказалось игровым:

Какой чудесный попугай!
Ты сам слепил, сынок?
- Мам, здесь табличка, прочитай.
"Висёлый насарок".

Остроумие, как правило, требует краткости. И другие стихи Юлии не отличаются многословием, зато во многих из них то весёлая игра, то трогательный сюжет, то занятный разговор о предметах и явлениях, которые, что ни день, окружают маленького ребёнка:

Папа вернулся
Из командировки.
Жмутся к сапожкам
Большие кроссовки,
Папина куртка
Мою обняла.
Тоже соскучились.
Ну и дела!

Ненужными стали игрушки:
Солдатиков горстка, две пушки,
Хромая лошадка, вагон без колёс.
Я сам их на дачу сегодня отвёз.
Сижу, ковыряю свой ужин.
А я им, наверное, нужен.

В лесу на болоте
Вы клюкву найдёте.
В плетёной корзине
Домой принесёте.
Потом очень тщательно
Переберёте.
И сахар добавив,
Её перетрёте.
Когда вы вкуснятину
Эту лизнёте,
С любовью подумаете
О болоте.

Новое поколение детских поэтов спокойно и естественно впускает в свой мир и в мир читателя взрослые темы и сюжеты. Может быть, это не совсем понравится тем родителям, которые хотят видеть в стихах в основном праздник и веселье. Значит, задачи детской поэзии расширяются: стихи пишутся не только для детей, но и для их мам и пап, которые тоже нередко нуждаются в добром, внимательном и чистом поэтическом слове:

Незаметный дом у сердца
Без окошка и без дверцы.
Сердце спряталось надёжно,
Но его услышать можно.
День и ночь оно топочет.
Вдруг совсем уйти захочет?
Приложу ладонь к груди,
Попрошу: "Не уходи!"

Надеемся, что эти несколько стихов и комментариев привлекут ваше внимание к новому поэтическому имени: Юлия Симбирская.

САМЫЙ ПЕРВЫЙ
Вот малюсенький листочек,
В окруженьи толстых почек.
Самый первый! Он в разведке.
Он сидит на нижней ветке:
- Всё в порядке, братцы!
Можно распускаться!

САМОЛЁТ
Разбегаюсь и лечу.
За собою след черчу.
Есть и крылья, и мотор.
Ну а неба - целый двор!

МУРАВЕЙНИК
Лес качает облака
На макушках сосен.
Муравей издалека
В дом хвоинки носит.
Через тысячу веков
Станет дом до облаков.

ВАРЕЖКИ
Поделился шёрсткой
Пудель после стрижки
И связали варежки
Одному мальчишке.
Каждую он гладит
По кудрявой спинке
И гулять выводит
Только на резинке.
(Чтоб не разбежались).

ЛОСЬ
Камушек соли
Для лося несу.
Лакомства нету
Такого в лесу.
Спрячет украдкой
Его за щекой,
Жмурясь и думая:
Сладкий какой.

По материалам статьи:

Яснов М. «А Я ИМ, НАВЕРНОЕ, НУЖЕН…»: О ПОЭТЕ ЮЛИИ СИМБИРСКОЙ / М. Яснов // Библиотека в школе. - 2013. - Январь. - С. 35 - 36.

Эдуард Веркин (род. в 1975 г.).

В настоящее время на книжном Олимпе появилось немало молодых детских авторов, среди них писатель Эдуард Веркин. Эдуард Веркин родился в мае 1975 году в Воркуте. Отец писателя - шахтёр, мать - фармацевт. Учился параллельно на историческом и юридическом факультетах Сыктывкарского государственного университета (с 1993 года). После завершения учёбы в 1998-1999 гг. работал в одном из вузов Воркуты преподавателем дисциплин обществоведческого цикла.

Именно в это время Эдуард Веркин начинает заниматься литературой. В 2003 году по рекомендации местной писательской организации он получает направление на учёбу на Высшие литературные курсы при Литинституте им. А. М. Горького.

Рассказы Эдуарда Веркина публиковались в Коми республиканском альманахе «Белый бор», в журнале «АРТ», его пьеса «Крыса и пёс» была отмечена дипломом и ценным призом на фестивале театрального искусства «Зарни ёль». Российские читатели с творчеством Э. Веркина могли познакомиться на страницах журналов «Север», «Урал», «БерегА». Произведения Э. Веркина публиковались в фантастическом журнале Бориса Стругацкого «Полдень, 21 век».

С 2004 года книги Эдуарда Веркина издаются в издательстве «Эксмо» в нескольких сериях: «Детские кошмарики», «Настольная книга для девочек и мальчиков», «Только для мальчишек», «Ужасные истории», «Страшилки», «Чёрный котёнок», «Хроника Страны Мечты».

В своих книгах Эдуард Веркин пишет о том, что волнует ребят, а ещё о школе и современных проблемах подростков.

Когда Эдуарда Веркина спросили, где он черпает идеи и темы для своих произведений, он ответил, что эти сюжеты из детства: воспоминания из «детсадовского» возраста, «страшные истории», рассказываемые во время тихого часа, школьные будни советской средней школы, работа на производстве, учёба в университете. Ещё Э. Веркин заметил, что диплом об окончании университета существовал у него в одиннадцати вариантах, возможно, тяга к сочинительству пошла оттуда. Одним словом, личные житейские наблюдения и легли в основу многих произведения писателя.

Первая проба пера была в виде конкурсной работы, посвящённой 50-летию окончания Великой Отечественной войны. Её напечатали в местной газете, правда, никакого призового места она не заняла, но принесла молодому автору гонорар в размере пятнадцати рублей. В этой работе Э. Веркин рассказал о том, как было бы хорошо, если бы дедушка остался жив, а не погиб под Сталинградом.

Продолжая свой рассказ о начале писательской карьеры, Э. Веркин говорит: «Потом я ещё что-то сочинял. Страшненькое, скучное, разное… По вечерам, после работы… Зима, тянувшаяся по девять месяцев… Бесконечная ночь, а летом такой же бесконечный день с незаходящим солнцем… Все условия, чтобы стать сочинителем… Всё, что надо для того, чтобы выдумать свой мир. И мир был выдуман. История про «Место Снов». Нельзя сказать, что это был единственный текст. Были рассказы, повесть про школу, сатирический роман про вампиров (ну, конечно, про кого же ещё?), какой-то даже серьёз. Но главным и любимым оставалась сказка про мир, где сбываются все мечты. Время тянулось. Но в один из дней история была закончена и стала жить ».

Э. Веркин работает в разных жанрах, как он говорит, «особых предпочтений в моём творчестве нет. «Страшилки» - дань юношескому увлечению Стивеном Кингом, всегда хотелось сделать что-то подобное. В своё время я прочитал большое количество и наших, отечественных «страшилок», они мне не очень понравились, и я решил сочинить свою…Ближе мне всё: и мистика, и фантастика, и реалистические повести, и про животных чего-нибудь хочется придумать. Вообще всё зависит от настроения. На заказ я особо не работаю. Иногда, такой момент случается, правда, у меня это удачно совпадает. Мне вообще сложно представить, как можно работать, если работа тебе совсем не нравится. И я не очень понимаю авторов, привязанных к одному жанру и стилю, мне кажется звучать на одной ноте скучно и утомительно ».

Наибольшую популярность среди читателей и критиков получила фантастическая серия «Хроника Страны Мечты» - романы «Место снов», «Пчелиный волк», «Кошки ходят поперёк», «Снежные псы» .

Произведения Эдуарда Веркина трижды удостаивались Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». В 2007 году роман Э. Веркина «Место Снов» получил дополнительную премию в номинации «За лучшее произведение в жанре научной фантастики и фэнтэзи». В 2008 году роман писателя «Кошки ходят поперёк» занял первое место в номинации «Большая Премия», а повесть «Мертвец» в 2009 году - второе место в номинации «Большая премия». В 2011 году Э. Веркин удостоен поощрительного приза Национального конкурса на лучшее литературное произведение для подростков «Книгуру» за повесть «Друг - Апрель» .

Первое крупное произведение Э. Веркина - роман «Место Снов». Эта книга приглашает в страну детской мечты. Она населена эльфами, гоблинами и всевозможными персонажами компьютерных игр. Туда же попадают и реальные дети в возрасте 13-14 лет. Как попадают? Самыми разными способами, например - играя на компьютере или читая книгу. Оказавшись в этом мире, они становятся теми, кем видят себя в глубине души: рыцарями, волшебниками или даже рейнджерами. Кто для пропитания грабит гномов, кто обкладывает данью гоблинов, а кто зарабатывает на жизнь более благородными способами. В этой стране всё по-настоящему: голод и холод, страдания и даже смерть. Правда, смерть оборачивается возвращением в реальный мир.

Жанр, который выбрал писатель, не нов. Понятно, что это фэнтэзи. Но за всеми этими чудесами стоят размышления о том, кто мы на самом деле. И кем станем, попав в страну, где нет запретов, где можно поступать так, как заблагорассудится. Почему одни становятся бандитами, а другие героями? И что очень важно: вернуться из того потустороннего, нереального мира можно двумя способами. Первый - погибнуть, но тогда можно забыть о стране мечты, второй - перейти «на другой уровень», и тогда всё будет по-другому. В играх это значит - перебить всех монстров.

А в жизни?

Книга получилась местами - очень смешная, а где-то и грустная. Но самое главное, что после прочтения есть о чём поразмышлять и подумать.
Последняя книга писателя - повесть «Друг-Апрель» рассказывает о проблемах взросления подростков в неблагоприятных социальных условиях, о становлении личности, о сложности жизненного выбора. А ещё это повесть о любви.

В настоящее время писатель живёт и работает в Иваново.

Книги Эдуарда Веркина:

Большая книга летних приключений. - М.: Эксмо, 2010. - 381 с. - (Большая книга приключений).
То же: Изд. 2008.
Вор - железная челюсть: повесть. - М.: Эксмо, 2006. - 188 с. - (Чёрный котёнок).
Капкан на оборотня: повесть. - М.: Эксмо, 2008. - 188 с. - (Летний детектив).
Кошки ходят поперёк: роман: 3-я книга из сериала «Хроника Страны Мечты». - М.: Эксмо, 2009. - 413 с. - (Большая книга приключений).
Кошки ходят поперёк: роман. - М.: Эксмо, 2007. - 473 с. - (Хроника Страны Мечты).

Лучшие приключения для мальчиков: повести. - М.: Эксмо, 2010. - 380 с. - (Большая книга приключений).
Мальчишкам до 16 и старше: настольная книга по жизни / ил. В. Лесникова. - М.: Эксмо, 2008. - 361 с.: ил.
Настоящий экстрим: как не потеряться в лесу. - М.: Эксмо, 2004. - 185 с. - (Только для мальчишек).
Остров последнего злодея: роман. - М.: Эксмо, 2009. - 155 с. - (Космические приключения).
Повелитель зубастых монстров: повесть. - М.: Эксмо, 2007. - 187 с. - (Чёрный котёнок).
Правда о привидениях: повесть. - М.: Эксмо, 2005. - 187 с. - (Страшилки).
Снежные псы: (Хроника Страны Мечты): роман. - М.: Эксмо, 2009. - 378 с. - (Большая книга приключений).
Чудовище с улицы Розы; Правда о привидениях: повести. - М.: Эксмо, 2010. - 377 с. - (Большая книга ужасов; Кн.1).

Литература о творчестве Эдуарда Веркина:

Веркин Эдуард Николаевич // У книжной полки. - 2010. - № 3-4. - С. 125.
Сухарев, С. Каждый имеет право на собственное детство: [рец. на книгу Э. Веркина «Место Снов» (М.: Эксмо, 2006)] / С. Сухарев // Библиотека в школе. - 2008. - № 3 (февр.). - С. 26.

Анна Гавальда (род. в 1970 г.).

В настоящий момент французская писательница Анна Гавальда является одной из самых популярных и самых читаемых авторов мира, её произведения переведены на десятки иностранных языков и пользуются неизменной любовью читателей.

Анна Гавальда родилась 9 декабря 1970 года в престижном пригороде Парижа Булонь-Бийанкур. Прабабушка Анны была уроженкой Санкт-Петербурга (линия предков по фамилии Фульда) и была дочерью известного петербургского ювелира в дореволюционной России. Анна после развода родителей с четырнадцати лет жила в католическом пансионе, затем получала образование в Сорбонне. Работала кассиршей и официанткой. Писать начала с семнадцати лет. В 22 года победила в национальном конкурсе на лучшее любовное письмо (1992 год), а в 28 лет получила престижную премию «Кровь в чернильнице» за новеллу «Аристот» . В 1999 году, работая учительницей в средней школе, выпустила первый сборник новелл «Мне хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал» , который был тепло встречен критиками. За этот сборник Анна Гавальда была удостоена Гран-при РТЛ и он был переведён почти на 30 языков, принеся своему автору славу новой звезды французской словесности. Однако настоящий успех Анне принесли повести «Я её любил. Я его любила» (2002) и «Просто вместе» (2004), последняя из которых собрала огромное количество литературных премий. Все книги Анны Гавальды стали бестселлерами и были распроданы огромными тиражами, превышающими в общей сложности более 5 млн. экземпляров. В период с 2004 по 2008 год Анна получила невиданные гонорары более чем в 32 миллиона евро.

В одном из интервью Анна признавалась: «До того, как я начала писать, я и думать не думала, что стану писателем. Вообще-то я хотела быть журналистом. Но на самом деле, видимо, не очень хотела, поскольку провалила экзамены. В итоге я стала преподавать французский. В первом классе колледжа, одиннадцати- и двенадцатилетним детям. Так что какое-то время я была учителем. А потом начала сочинять. У меня возникло несколько идей для рассказов. Я записала эти истории, и из них получилась первая моя книга ».

В марте 2007 года на экраны Франции вышел фильм Клода Берри «Просто вместе», снятый по одноимённому роману Анны Гавальды с Одри Тоту в главной роли. Французские критики встретили фильм с воодушевлением и не скупились на похвалу. За четыре недели проката во Франции картину посмотрели почти 2 миллиона зрителей, а на шестом международном Форуме литературы и кино, прошедшем в Монако, режиссёр получил премию за лучшую киноадаптацию романа. В 2009 году Изабель Брайтман сняла фильм по роману А. Гавальда «Я её любил. Я его любила» с Даниэлем Отеем в главной роли.

Сейчас Анна Гавальда живёт в городе Мелён, в пригороде Парижа, воспитывает двоих детей - сына 11 лет и восьмилетнюю дочь. Пишет каждый день по три новеллы и статьи для журнала «ЕЛЛЕ». У Анны большое хозяйство, очень много животных - кошки, куры, собаки и даже ослы. Любит живопись и комиксы, читает русскую классику, особое предпочтение отдаёт рассказам А. П. Чехова. Когда её сравнивают с Франсуазой Саган, говорит, что для неё это большая честь, и на самом деле они очень разные, хотя их имена часто ставят рядом.

Российскому читателю имя Анны Гавальды стало известно не так давно, хотя вышедший несколько лет назад сборник её новелл привлёк внимание как российских читателей, так и критики.

Во Франции книги Анны Гавальды давно уже стали бестселлерами, теперь и у российских читателей есть возможность открыть для себя эту интересную писательницу.

В ноябре 2009 года Анна Гавальда побывала в Москве на презентации своего нового романа «Утешительная партия игры в петанк» . Главный герой этого романа - 47-летний архитектор по имени Шарль Баланда - разрывается между работой в Москве и семьёй в Париже. Однако все проблемы отходят на второй план, когда он случайно узнаёт о смерти матери своего друга детства. В эту женщину по имени Анук, которая работала медсестрой в больнице, он был влюблён все юношеские годы.

Когда Анну спросили, чем закончится эта, в общем-то, грустная история, она ответила: «На мой взгляд, в романе всё-таки счастливый конец. Я очень привязалась к своим героям и не смогла сделать их несчастными. Обычно люди вырастают из своей первой любви, как из детской одежды, и начинают относиться к ней с иронией. Почему мой герой Шарль остался под таким сильным влиянием матери своего друга, в которую был влюблён в отрочестве? Я верю в то, что первая любовь накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Есть поговорка, что первая любовь - она и последняя. Конечно, это не так: человек влюбляется несколько раз в жизни. Но первая любовь особенная. Она оставляет глубокий след в душе. Я тоже помню свою первую любовь. И хотя я не видела его двадцать лет, но думаю о нём ежедневно. Может, ещё и потому, что это качество свойственно писателям. Мы переживаем любовь не только как любовь, но и как материал для будущей работы, как бы цинично это ни звучало. Все писатели в своих книгах так или иначе рассказывали о своей первой любви ».

Российские газеты так отзывались о творчестве Анны Гавальды: «Гавальда - главная французская литературная сенсация » (газета «Собеседник»); «Сюжеты её новелл и есть сама жизнь во всём её многоцветии» (газета «Комсомольская правда»).

«35 кило надежды» - взгляд на мир глазами тринадцатилетнего мальчугана. Поначалу может показаться, что это - наивная исповедь подростка, однако книга Анны Гавальды гораздо глубже - притча о главном: о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности. О семье. О том, что мечты могут и должны сбываться. Надо только очень сильно захотеть. И очень сильно постараться. Решая свои «детские» проблемы, тринадцатилетний герой ищет выход - и находит его, да так, что и взрослым есть чему у мальчишки поучиться.

Несмотря на утверждение писательницы, что все её сюжеты - чистый вымысел, а герои не имеют прототипов, у героя книги Грегуара Дюбоска прообраз есть - это нерадивый ученик самой Анны Гавальды той поры, когда она работала учительницей французского языка в школе. Хотя на самом деле подобных Грегуаров можно встретить в любой школе мира, где принято всех учеников «причёсывать под одну гребёнку». А он родился другим, у него «голова, как решето, золотые руки и большущее сердце», просто никто не хочет постараться, чтобы из него вышел толк, никто не пытается понять его, наладить с ним контакт, никто, кроме его деда Леона. Вот с ним мальчик дружит по-настоящему и дружбу эту ни на что не променяет. А родители? Родители всё время ругаются и вымещают на Грегуаре собственное раздражение по отношению друг к другу.

«35 кило надежды» - это взрослая жизнь глазами ребёнка. Общество, отторгающего всякого, кто не хочет или не может быть, как все. Семейные передряги, из-за которых дети оказываются в «зоне отчуждения» один на один со своими недетскими проблемами. Духовное взросление через самопожертвование и любовь. И всё-таки это очень добрая книга. Трогательная и нежная, она полна оптимизма и веры в то, что мечты сбываются.

«Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал» - 12 новелл, вошедших в сборник и покоривших мир. Книга переведена на 36 языков. В этом сборнике писательница по праву снискавшая себе славу новой звезды французской словесности, ярко и проникновенно рисует перед читателями самую обыкновенную жизнь, внешняя прозрачность которой скрывает в себе несметные сокровища потаённых желаний, страхов, грёз и обид, а главное - любви в разных её проявлениях. Нужно только уметь их разглядеть, и удивительное окажется рядом. И самая незатейливая на первый взгляд история с лёгкой руки автора может неожиданно обернуться фарсом или стать подлинной трагедией. Полные мягкой иронии лаконичные житейские зарисовки и портреты совсем не «героических» героев завораживают читателей психологической глубиной и эмоциональной насыщенностью событий.

«Просто вместе» - потрясающе мудрая и добрая книга о любви, одиночестве, о жизни. О счастье. Этот роман Анны Гавальды - удивительная история, полная смеха и слёз, грациозно сотканная из щемяще знакомой повседневности, из неудач и нечаянных побед, из случайностей, счастливых и не очень.

Роман А. Гавальды - размеренное повествование о неудачниках, наделённых разными талантами, но не могущих попасть в ритм современной жизни и найти себя. Персонажей в романе много: Франк Леспефье - искусный повар, разрывающийся между тяжкой работой на хозяина и уходом за престарелой больной бабулей, единственным родным существом. Камилла Фок - гениальная художница, убирающая по ночам туалеты. Марке де ля Дурбельер Фелибер Жеан Луи - отпрыск древнего аристократического рода, знаток мельчайших деталей французской истории, вынужденный торговать открытками, потому что он застенчив и заикается. Все эти странные герои с тяжёлым детством и исковерканной судьбой. Все они безрезультатно ищут себя, пока не находят друг друга. Линии жизни всех героев тесно переплетены и накрепко связаны между собой. Никто не должен выпасть из этого узла, иначе всё рухнет, случится катастрофа. «Впервые в жизни каждому по отдельности и всем им вместе взятым казалось, что у них появилась настоящая семья. Они сами её выбрали, именно такую они и хотели, за такую и сражались, а взамен она потребовала одного - чтобы они были вместе, только и всего ».

В романе много сложных, порой почти безвыходных, ситуаций, много отчаяния. Но есть в нём и забавные, даже смешные эпизоды. Конец у книги счастливый. «Герои этой книги так долго были несчастливы, - призналась писательница в одном интервью, - им столько пришлось пережить, они так долго чувствовали себя отверженными, одинокими, и мне захотелось позволить им стать счастливыми… ».

Эта книга покорила сердца миллионов читателей всех возрастов, собрала огромное количество литературных премий, переведена на более чем 30 языков мира. По роману во Франции снят художественный фильм.

Роман «Я её любил. Я его любила» - пронзительно грустная и красивая книга о любви, раскрывающая самые острые и потаённые грани этого прекрасного и загадочного чувства. Этот роман не что иное, как диалог свекра с оставленной его сыном снохой Хлоей. Старик любит внучек и пытается объективно разобраться в ситуации. Он пробует утешить молодую женщину в этот страшный для неё момент. А та просто задыхается, умирает от горя. И отец мужа, человек совершенно далёкий ей все эти годы, вдруг раскрывает перед ней душу. Он с мукой вспоминает, что и сам был когда-то в ситуации своего сына. Его возлюбленная тогда исписала целую тетрадку, представляя их совместную жизнь. Ей хотелось «…ездить на пикник, спать после обеда на берегу реки, есть персики, круассаны, слипшийся рис, плавать, танцевать, покупать себе туфли, бельё, читать газету, глазеть на витрины, ездить на метро, следить за временем, пихать тебя в постели, чтобы ты подвинулся, стелить бельё, ходить в Оперу, съездить в Бейрут, Вену, посещать бега, ходить за покупками в супермаркет, готовить барбекю, злиться, потому что ты забыл уголь… ».

Но, в отличие от сына, отец сделал иной выбор, оставшись в семье. И теперь он разговаривает со снохой в холодном доме, который никак невозможно согреть… Он остыл оттого, что разбиты жизни нескольких человек. А наверху спят две маленькие девочки - дочки Хлои и его сына. И потому надо во что бы то ни стало жить дальше…

В одной из рецензий на этот роман А. Гавальды было написано так: «Книга неожиданна, но в «фирменном» авторском стиле сочетает в себе внешнюю простоту с внутренней глубиной, тонкий психологизм с безукоризненной точностью каждого слова... ».

Книги Анны Гавальды:

Просто вместе: роман. - М.: Астрель: АСТ, 2010. - 576 с.
35 кило надежды: роман. - М.: Флюид, 2007. - 119 с.: ил.
Утешительная партия игры в петанк: роман. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 606 с.: ил.
Я её любил. Я его любила: роман. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 188 с.

Литература о творчестве А. Гавальды.

Анна Гавальда: Во Франции девушка после тридцати - почти ребёнок!: [беседа с французской писательницей] // Комс. правда. - 2009. - 5 нояб. - С. 42.
Гнездилова, Ю. Большое сердце дырявой головы: [рец. на книгу французской писательницы А. Гавальды «35 кило надежды» (М.: Флюид, 2007)] / Ю. Гнездилова // Читаем вместе. - 2007. - № 6. - С. 39.
Давыдова, В. [рец. на книгу А. Гавальды «Я её любил. Я его любила» (М.: Фрее Флю, 2006)] / В. Давыдова // У книжной полки. - 2007. - № 1. - С. 15.
Зубова, А. [рец. на книгу А. Гавальды «Просто вместе» (М.: Фрее Флю, 2006)] / А. Зубова // У книжной полки. - 2006. - № 2. - С. 23.
Исповедь от множественного числа: [рец. на роман А. Гавальды «Я её любил. Я его любила» (М.: Фрее Флю, 2006)] // Кн. обозрение. - 2006. - № 42 (нояб.). - С. 5.
Номировская, Н. Повод быть счастливым: [рец. на книгу А. Гавальды «35 кило надежды» (М.: ИД «Флюид», 2007)] / Н. Номировская // Лит. газ. - 2007. - № 30 (июль-авг.). - С. 14.
Шпалов, С. Просто вместе романа: [рец. на книгу А. Гавальды «Просто вместе» (М.: ИД «Флюид», 2007)] / С. Шпалов // Культура. - 2007. - № 12 (март-апр.). - С. 3.

Читайте также: