Чем витраж отличается от мозаики. Как делают мозайку. Начиная с XVII в. и мозаика и витраж откровенно становятся на путь копирования масляной живописи и постепенно уступают свое место гораздо менее сложной фресковой технике

Введение

Витраж и мозаика, основным своим назначением в прошлом имели служение архитектуре. Они дополняли и поясняли язык ее образов. Они своим тематическим содержанием служили целям церковной и политической пропаганды; смягчали своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

Аналогия между витражом и мозаикой заключается в общности материала, из которого выполняются изображения этих двух жанров. Это - цветное стекло, но в мозаическом искусстве стекло заглушённое, а в витражном - прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж - проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает высоким коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом - главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и иными видами живописи.

Однако насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые наблюдаются в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража, в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.

Витраж

Термин "витраж" происходит от французского слова "vitre" (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.

Стрекозы - одно из самых любимых изображений у витражистов.

Я даже не знаю почему. Вероятно, из за того, что они такие же хрупкие и прозрачные, как и стекла, с которыми работают эти мастера света и цвета. А возможно из за того, что перепонки стрекозинных крыл очень напоминают паутину витражных перемычек. А может быть из за того, и из за другого и еще неизвестно почему. Во всяком случае факт остается фактом. Тотемное животное (ок, насекомое) витражистов - это стрекоза.

Так вот, давайте взглянем на витражную стрекозу с немного необычной точки зрения. Многие из вас были в Барселоне, и наверняка знакомы с мозаикой Гауди, которую он делал в общем то из отходов, из битых тарелок, из брака керамических фабрик, из битых терракотовых плиток и так далее. В результате появилось новое направление мозаичной техники!

А вот что получается, когда на эту же технику смотрит брат по разуму мозаичиста - витражист. В дело идет все, что может попасться хищному ремесленнику на глаза: пузырьки, вилки-ложки, битые тарелки, лампочки, игрушки и так далее и тому подобное.

Стрекозявые бабочки и прочие феи из старого стекла.

А тут - прямо целое лето!

Внимательный читатель может попробовать угадать из какой посуды были набраны эти летающие создания. (Ну и повторить потом, если вдруг уронит стопку разноцветных блюдец случайно)


Не ослабевает фантазия творца! Лишь бы окрестные мусорки пополнялись побыстрее полуфабрикатами! Отходы - в доходы, как завещали нам члены Политбюро ЦК КПСС.

Разве можно устоять без мимимишных чуств, глядя на такую веселую витражную экспозицию? Она ведь на самом деле достойна украшать любой интерьер. А если еще это сделано собственными руками, да у каждого предмета есть своя фамильная история (пусть даже и придуманная) которую вы будете рассказывать пораженным гостям при неверном свете камина и бокалом старого торфяного виски в руке...

Кто знает, может быть как раз из этого самого флакончика ваша прабабушка вылила яд в ушную раковину (ну и там далее по либретто...)

А теперь он - на почетном месте в центре витража и символизирует стремление вверх и ввысь, ведь в нем навечно запаяна горсть земли, привезенной из далекой Патагонии (или Потогонии? Хотя, нет, Потогония это на соседнем металлургическом заводе), где родилась та самая прабабушка от заезжего гусара морской пехоты РФ.

А эти бабочки и мотыльки уже будут нести совсем другие истории, которые вы можете узнать непосредственно в ваших пыльных семейных преданиях. Истории минувших лет, преданья старины глубокой. Главное - вовремя разбитая посуда, и немного волшебного порошка из того самого синего пузырька прабабушки! И все это вместе надо будет отнести к ближайшему витражисту и накапать ему грамм 500 торфяного виски.
Умоляю вас, не перепутайте пузырьки!

Окинем еще раз взглядом всех наших витражных стрекоз, неровные края их стеклянных крыл, забавные старые надписи на тельцах из пузырьков, поймем, что витраж - это на самом деле интересно и подумаем, где в вашем интерьере может жить витраж?

Происхождение термина Витраж

Термин « витраж » происходит от французского слова « vitre » (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом.

Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.

Витраж и мозаика

Витраж, точно так же как и мозаика, основным своим назначением в прошлом имел служение архитектуре. Он дополнял и пояснял язык ее образов. Так же, как и мозаика, витраж своим тематическим содержанием служил целям церковной и политической пропаганды; смягчал своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

Наконец, аналогия между витражом и мозаикой заключается в общности материала, из которого выполняются изображения этих двух жанров. Там и здесь это – цветное стекло, но в мозаическом искусстве стекло заглушённое, а в витражном – прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж – проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает высоким коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом – главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и инымивидами живописи.

Однако насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые мы наблюдаем в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража , в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.

Век витражного искусства в два-три раза короче века мозаического. Тем не менее исторические судьбы этих двух жанров монументальной живописи сходны между собой. И мозаика и витраж получили наибольшую распространенность в период средневековья и, достигнув апогея своего совершенства в эпоху Возрождения, стали быстро утрачивать значение как самостоятельные ветви прикладного искусства, составлявшего неотъемлемую часть архитектуры.

Начиная с XVII в. и мозаика и витраж откровенно становятся на путь копирования масляной живописи и постепенно уступают свое место гораздо менее сложной фресковой технике.

История витража

Познакомимся теперь с историей витражного искусства. Начнем с технологических вопросов. Вполне понятно, что развитие витража, точно так же как и мозаики, должно было идти в ногу с успехами стеклоделия.

Однако в мозаике требования к стеклу были очень скромными. Достаточно было иметь небольшие куски разноцветного непрозрачного стекла любой формы, раскалывая которые молотком, как это делалось с природными камнями, художник получал нужные ему кубики для набора картины. Варить цветное стекло в кусках небольшой величины люди научились очень давно, и стеклянная мозаика получила возможность широкого распространения еще в конце старой эры летосчисления.

Требования витража к стеклу

Требования витража к стеклу значительно более строгие . Во-первых, стекло должно быть прозрачным, а прозрачность была достигнута значительно позже. Во-вторых, нужно было иметь стекло в виде сравнительно тонких листов, что люди научились делать только в начале средних веков, да и то на первых порах еще очень неискусно: стекло получалось неодинаковым по толщине, с шероховатыми поверхностями и в листах очень небольшой величины.

Монах Теофил в своем известном труде, написанном в XII в., дает довольно подробное описание современного ему метода изготовления листового стекла, не указывая, к сожалению, времени изобретения этого метода.

Наиболее древняя техника витража представлена в окнах христианских базилик в первые столетия средневекового периода. История не сохранила нам ни одного из редкостных памятников такого рода, но по некоторым литературным источникам мы можем догадываться, что это был примитивный набор из разноцветных кусков стекла разной величины и неоднородной толщины, образовывавший рисунок коврового типа. Куски стекла укреплялись, по-видимому, при помощи замазки в прорезях деревянных, мраморных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы.

К этому времени люди уже научились варить прозрачное окрашенное стекло, но не умели еще придавать ему форму тонкого листа, однако цвета были настолько разнообразны и ярки, что, по свидетельству греческих и латинских писателей IV-VI вв., такого рода окна в храмах производили на посетителей огромное впечатление.

Так, например, Фортунах, епископ г. Пуатье, живший в VI в., в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. Один из латинских поэтов VI в. воспевает магическую игру солнечных лучей, проходящих сквозь цветные стекла в окнах храма Софии в Константинополе. Римский поэт Пруденций (IV-V вв.), посетивший двор императора Гонория, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла с весенним лугом, усеянным яркими цветами.

Узорчатые, контурные, мозаичные, живописные витражи

Любое помещение требует своего цветового наполнения. Мы привыкли, что эту функцию обычно несут обои, ковры, светильники или, на худой конец, картины либо панно. Напомним еще об одном элементе декора – витраже, который способен внести наиболее яркие и решающие акценты в цветовой ансамбль.

Узорчатые витражи – собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей. В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол.

Контурные (силуэтные) витражи – собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.

Мозаичные витражи – собираются из цветных стекол и имеют вид геометрического и растительного орнамента или коврового узора. Для мозаичных витражей часто применяется инкрустация из готовых литых стекольных розеток. Кроме овладения техникой резки стекла, гнутья и пайки свинцовых жилок, мастер должен иметь представление о цвете и свете, уметь подбирать стекла по цветам и оттенкам в зависимости от расположения проема, намеченного для установки витража.

Живописные витражи – собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой цели малопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. Любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления.

При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.

Витражи диапозитивы – изготовливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению. Фотопечать на стекле и фототравление – способы относительно новые.

Комбинированные витражи – это сочетания витражей различных видов и стилей. Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами.

Назначение витражей разнообразно: они являются декоративным украшением зданий и помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность спратать помещения первых этажей от посторонних глаз.

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычной ролью витража в качестве заполнения проема все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений в виде панно или вообще сплошных плоскостей.

Благодаря повышенному вниманию к ценности «чистого» материала, его поверхности, фактуре изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но и совершенно самостоятельным, самоценным произведением.

Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре – не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках.

Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения.

Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических. Этот метод можно использовать не только при реставрации, но и для создания эффекта старины.

Не думайте, что витражи к месту только в церквях или, на худой конец, в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере . Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров.

Благодаря своей светопропускной способности плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.

Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета . Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

Современный витраж, виды витражей

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж

Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж

Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Спечной витраж (фьюзинг)

Спечной витраж или фьюзинг – витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж

Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Травленый витраж

Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Паечный витраж

Свинцово-паечный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.

Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж

Фацетный витраж – витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Комбинированный витраж

Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента.

Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон

Кабошон – рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Узор «Мороз»

Узор «Мороз» – фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Нацвет

Нацвет – тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Травление

Травление – техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление

Многослойное травление – травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием – наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.

Обозначения оправы

Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль – профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

Рюмочная плитка

Рюмочная плитка – специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) – круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Транспарант

Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) – просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись – это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Витраж в технике «Тиффани»

Подавляющее большинство витражей выполнено в технике Тиффани. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту, а затем спаивается с другими элементами витража. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными.

Современные витражи в технике «тиффани» выполняются по эрзац-технологии. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем и тонируется специальными препаратами.

Витраж на латунной арматуре
В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

Живопись по стеклу
Один из самых трудоемких видов витражного искусства. От художника и исполнителя требуется углубленная общехудожественная и специальная подготовка, а главное – совершенное владение техническими приемами живописи. Особенность живописи на стекле состоит в том, что поверхность стекла лишена пор, и следовательно, обладает низкой адгезией к красочным поверхностным покрытиям. Для обеспечения качественного сцепления живописного слоя с поверхностью стекла, используют специальные краски и печи для их обжига.

Витраж в стиле флора
Украшение окружающей среды – такое же древнее искусство, как фольклор или музыка. Растительные орнаменты во все времена украшали одежды и жилище. В основе многих стилей лежит флористическая основа.

Фьюзинг
Фьюзинг – это техника, которая исключает использование металлического профиля. На отдельном листе стекла собирается рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией Фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема.

Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них – это «формование». То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии фьюзинг:

комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее;

огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск.

На сегодняшний день в архитектурном пространстве популярны известные виды всевозможного декоративного искусства: фреска, мозаика, витраж и т.д.

Как витраж, так и мозаика берут своё начало ещё с давних времён. На сегодняшний день эти виды декора не растеряли свою популярность, а лишь только приумножили её. Новые художники, мастера разрабатывают новые техники, виды, дизайнерские подходы в производстве этих древних декоративных произведений искусства.

Витраж и мозаика – это не одно и то же, хотя имеют определённые схожести. Давайте выясним и дадим определение этим видам искусства.

Что такое витраж, а что такое мозайка?

Она представляет собой различного вида камни, керамические плитки и т.д. Все кусочки подбираются друг к другу, чтобы потом из этого образовалась красивая и целостная картина. Эта техника берёт своё начало ещё в Античное время, именно тогда древние римляне начали выкладывать мозаикой стены и пол во дворцах, домах богатых людей. Со временем это искусство декорирования развивалось, узоры становились более лаконичными, техника исполнения всё более и более аккуратной, правильной. В древнюю Русь мозаика пришла вместе с христианством. Она считалась очень дорогим импортным товаром.

На сегодняшний день мозаика является очень доступной, её используют для декора ванной, кухни, гостиной. Материалы в принципе остались те же: камень, керамика. Добавили новый материал – метал. Такие картины имеют очень нестандартный вид.

Витраж

Материал с помощью которого создаются витражи – это стекло. Оно может быть разной формы, цвета, толщины. Картины, выполненные в этом стиле, идеально сочетаются с разного рода дизайном, начиная от более классического, заканчивая каким-нибудь сумасшедшим и ярким модерном.

Витражи с самой давности считались высоким искусством. Витражные вставки присутствовали во дворцах, богатых домах, ну конечно же в храмах. Мастера, которые производили эти замечательные картины, были очень знамениты, востребованы и почитаемы. На стекле изображались лики людей, животные, так же присутствовали

Часто мы говорим: все части мозаики сошлись. Конечно мы имеем ввиду, что все события идеально собрались в единую картинку. Правда, без нашей помощи вряд ли бы головоломка событий сложилась настолько удачно. В этом мозаика нашей действительности не сильно отличается от настоящей мозаики - картин выложенных из десятков, сотен и даже тысяч мельчайших кусочков. Как создают такие картины, мне посчастливилось увидеть в одной из мастерских студии витража «Александрия», куда меня пригласила главный художник студии Лейла Аль-Нуман ( elenaleila ) .

1


Двадцать лет назад «Александрия» создавалась как студия витража, и я уже рассказывал о том, . При создании витражей используется самое разное стекло - от прозрачного, до плотного. Со временем остатков плотного, непрозрачного стекла накопилось достаточно много, и в студии решили попробовать пустить их в дело - начать выкладывать мозаику. С этого момента прошло шесть, лет, и теперь мозаику можно смело назвать второй основной специализацией студии. Для такой важной работы были обучены мастера и оборудованы мастерские.

2

В одной из таких мастерских - просторном помещении с высокими потолками - я и увидел, как собирают мозаику. Свет, лившейся из высоких окон освещал огромные столы, на которых были разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола среди разбросанных кусочков стекла лежали всевозможные инструменты: плоскогубцы, хитрой формы кусачки, стеклорезы, ножи и маркеры. Над двумя мозаиками, склонившись, работали мастера.

3

4

5

У стен стояли высокие стеллажи с ваннами, в каждой из которых лежали готовые модули - небольшие прямоугольные кусочки стекла. Узкая, прижатая к стене лестница вела на небольшой балкон. При каждом шаге под ногами поскрипывали и хрустели кусочки стекла - мастера, чтобы не отрываться от работы, кидали обрезки прямо на пол.

6

7

8

9

На первый взгляд мозаика не сильно отличалась от витража - те же самые кусочки стекла, которые надо вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то открывается целое море различий. «Всё начинается с картона - рисунка будущей мозаики. Только если к витражистам он приходит с отмеченными цветами - здесь будет желтый, здесь - синий, то мы просто видим общие линии и эскиз», - Рассказал мне один из мастеров Андрей.

10

11

Сегодня мозаику выкладывают двумя основными способами. При одном стекло вырезается точно в размер какой-то области - лепестка цветка или крыла стрекозы - сродни флорентийской мозаике. При другом, более близком к римской мозаике, картинка собирается из небольших прямоугольных кусочков. «Я не люблю стекло резать - ты сразу зависишь от тех цветов, которые есть на готовом листе. Смальта ближе к живописи - каждый модуль как мазок кисти. И здесь у нас гораздо больше свободы - мы сами себе художники. Предположим, я решил, что на мозаике волосы должны быть золотыми - и я их делаю золотыми».

12

13

14

15

Но это далеко не единственное различие между мозаикой и витражами. Работа здесь гораздо тоньше - иногда приходится выкладывать модули размером немногим больше ресницы. А их ещё надо вырезать из стекла и, при необходимости, отшлифовать. Подгонять модули друг к другу приходится плотно, с мельчайшими зазорами. Неспроста мастера называют такую работу ювелирной.

16

17

18

19

При необходимости модуль можно подшлифовать на специальном станочке

«Модули мы обычно выкладываем, начиная с какого-то конкретного элемента. Вот, например, ягода, - и Андрей показал мне эскиз новой мозаики и начал водить пальцем вокруг угловатой стилизованной ягоды, - Я в начале выложу её, потом ряд вокруг неё, потом ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому - вот посмотри, как работает Андрюха, - и Андрей кивнул в сторону другого мастера, работавшего над мозаичной иконой Николая Угодника, - он вначале выложил лик и кисти, закрепил их и вставил в общее панно. А теперь уже вокруг них достраивает всё остальное».

20

21

22

Большинство мозаичистов в мастерской имеют художественное образование, но Андрей на мой вопрос о том, как он начал заниматься мозаикой, с ухмылкой ответил: «Я сюда вообще в гараж пришел работать, у меня образования художественного нет. Прихожу, а у меня спрашивают: «Мозаику когда-нибудь выкладывал?» Ну я ответил, что нет. Ничего, говорят, научим. Так научили, что я уже шестой год здесь работаю».

23

Модули выкладывают на монтажной плёнке - самоклеющемся листе, который держит кусочки стекла на месте. Когда вся картина собрана, поверх неё лицевой части наклеивают аракал - ещё один самоклеющийся лист. После этого мозаику переворачивают и снимают монтажную пленку, а на её место ставят основу - особую ткань, на которую окончательно приклеивают связанные аракалом элементы мозаики. Когда модули прочно закрепятся на основе, ставший ненужным аракал снимают.

24

Мозаика по мотивам картины Густава Климта "Водяные змеи". Над этой мозаикой Андрей безвылазно работал три месяца

25

26

Такие хитрые манипуляции делаются для того, чтобы художник при наборе видел лицевую часть мозаики - такую, какой она станет после монтажа на основу. Существует, правда, и так называемый обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на аракале. Только вот стекло для мозаики - прихотливая вещь: часто одна сторона может разительно отличаться от другой по рисунку и цвету, и предугадать. Предугадать, как будет выглядеть мозаика в итоге, при обратном наборе будет очень сложно.

«А после этого начинается самое интересное - затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости подмешивают нужный колер. Но после этого работа может измениться до неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а некоторые цвета могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя - остаётся только каждый раз представлять, что получится в итоге».

27

Работа шла своим чередом — маленькие кусочки стекла один за другим ложились на стол, складываясь в будущую картину. Я закончил снимать, ещё немного посмотрел за работой мозаичистов и потом вышел из мастерской. Перед уходом я заглянул в офис студии и встретил там Лейлу. Мы разговорились — об искусстве, о фотографии, о внутренних делах студии. «От любой работы можно устать, даже от творческой. Любой художник может вымотаться, и тогда ему понадобится перерыв. Если мы видим, что человек впал в ступор, то стараемся дать ему какую-то другую работу — разобрать образцы, съездить куда-нибудь».

28

Под конец разговора Лейла достала из под стола большую черную коробку с образцами стекла: «Сейчас я что тебе покажу... если они тебе не понравятся, то ничего святого у тебя нет». С этими словами она откинула картонную крышку, и моему взгляду предстали ровные ряды тонких пластинок. С горящими глазами Лейла начала перебирать их, и вскоре вынула одно стёклышко: внутри тонкого прозрачного квадратика растекались причудливые разноцветные разводы. В толще следующего квадратика будто бы выросла колония плесени, а ещё один образец пронизали воздушные белые перья.

«Когда уже всё надоело и нет сил, то именно это помогает не опустить руки и двигаться дальше». И в словах этих прозвучали чувства гораздо более глубокие, чем простая преданность профессии.

29

Взят у anton_agarkov в Мозаика: живопись стеклом

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Читайте также: