Ударные и духовые инструменты симфонического оркестра. Реферат "ударные инструменты симфонического оркестра" Какой группы инструментов нет в симфоническом оркестре

"В сердце пламень зажигая,

Барабаны спорят вновь.
И волною стан играет,
И в глазах горит любовь."

Лейла

Ударные инструменты всегда являлись важной частью любой музыкальной культуры. Поэтому количество музыкально-инструментальных коллективов, в которых нужны ударные инструменты вряд ли может быть точно определено. Один из таких музыкальных коллективов – современный симфонический оркестр, который невозможно представить без группы ударных инструментов, передающих такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп и динамика. Группа ударных инструментов в симфоническом оркестре менялась с течением времени, благодаря развитию и изменениям музыки разных эпох и направлений. В современном симфоническом оркестре группе ударных уделяется большое внимание, она может быть разнообразной по составу инструментов в зависимости от характера исполняемых произведений. Ударные доносят до слушателя определённый посыл и мысль композитора. Для полноты восприятия очень важным является соблюдение баланса звучностей ударной группы с различными группами симфонического оркестра. Ударные различаются формой и величиной, и материалом, из которого они сделаны, и, наконец, характером звука от других групп симфонического оркестра, поэтому необходимо понимать их особенность при взаимодействии с другими группами оркестра, влияние их звучания на произведение и влияние их на восприятие музыки слушателем.

Актуальность данной проблемы исследования существует со времён создания симфонического оркестра Й. Гайдном до наших дней. Сущность данной проблемы на современном этапе заключается в необходимости обозначения важности роли группы ударных инструментов симфонического оркестра.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования : «Ударные инструменты симфонического оркестра».

На основе темы исследования нами была сформулирована цель данного реферата – показать роль группы ударных инструментов в симфоническом оркестре.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю развития ударных инструментов и проанализировать развитие ударных в оркестре;
  2. Представить в реферате группу ударных инструментов симфонического оркестра;
  3. Сравнить уровень ударных с учётом их развития;
  4. Систематизировать информацию по данной проблеме, обобщить сведения по теме.

Методы исследования:

  1. Отбор, изучение и анализ литературы;
  2. Систематизация изученного материала;
  3. Обобщение полученных сведений.
  1. Глава I. Ударные инструменты симфонического оркестра

  1. 1.1. Понятие оркестра, происхождение и состав

Оркестр (от греч.орхестра) - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.

Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых - медных и деревянных - инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов - семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и становился разнообразнее. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр - это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 - начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.

Симфонический оркестр формировался в течение столетий . Его развитие долгое время происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в XV-XVII вв. были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно главенствующее положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII в. они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились и отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра перешли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин.
Такой состав был характерен для И. С. Баха, Г. Генделя, А. Вивальди.
С середины XVIII в. начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Отход от многоголосного стиля обусловил стремление композиторов к тембровому разнообразию, рельефному вычленению оркестровых голосов.
Меняются функции новых инструментов. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль. Вскоре композиторы совсем отказываются от него, опираясь главным образом на струнную и духовую группу. К концу XVIII в
ека сложился так называемый классический состав оркестра: около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2-3 валторны и литавры. Вскоре к духовым присоединился кларнет. Для такого состава писали Й. Гайдн, В. Моцарт. Таков оркестр в ранних сочинениях Л. Бетховена. В XIX в.
Развитие оркестра шло в основном по двум направлениям. С одной стороны, увеличиваясь в составе, он обогащался инструментами многих видов (в этом велика заслуга композиторов- романтиков, в первую очередь Берлиоза, Листа, Вагнера), с другой стороны - развивались внутренние возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура - яснее, выразительные ресурсы - экономнее (таков оркестр Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова). Значительно обогатили оркестровую палитру и многие композиторы конца XIX - 1-й половины XX в. (Р. Штраус, Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Шостакович и др.).

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.
Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По
характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.

Оркестровое письмо Гайдна

В основе современного большого симфонического оркестра лежит оркестровый состав, выработанный Гайдном и композиторами Мангеймской школы.

До Гайдна инструменты в оркестре имели слабое неравномерное звучание. Использовались лютни, теорбы, клавесин, за которым сидел капельмейстер, заполняя недостающие гармонии, связывая отдельные инструменты в одно целое.

Как и все композиторы XVIII века, Гайдн писал свои симфонии на тот состав оркестра, «который в данный момент был у него под рукой». Первые симфонии, написанные для графа Морцина, исполняли 12-16 музыкантов.

В июле 1762 года князь Миклош Эстергази утвердил оркестр из 14 человек (7 струнников и 7 духовиков). Позднее состав оркестра вырос до 25 и более музыкантов (16 струнных, флейты, гобой, фаготы, трубы, валторны и литавры).

В наше время оркестр «Академия старинной музыки» под правлением известного английского дирижера Кристофера Хогвуда исполнил симфонии Гайдна на инструментах той эпохи. В зале замка Эстерхаз, где эти симфонии звучали при жизни композитора, музыканты сыграли их в том же составе, при странном, на первый взгляд, соотношении струнных, деревянных и медных инструментов. Какой же был состав оркестра Эстергази во время Гайдна? Он включал: 4 первые скрипки, 4 вторые скрипки, виолончель, контрабас, альт, 2 гобоя, 2 валторны и литавры.

Затем К. Хогвуд попробовал сыграть симфонии в другом, современном соотношении струнных, а именно: 6 первых скрипок, 4 вторых, 3 альта, 2 виолончели, контрабас.

Оказалось, что гайдновское соотношение инструментов в этом зале было наиболее удачным! Стало очевидным, что Гайдн был великолепным знатоком оркестра.

Лондонский оркестр Саломона состоял из 40 музыкантов. Для такого состава Гайдн написал свои 12 «Лондонских симфоний». Правда, кларнеты композитор использовал только в 101, 103 и 104 симфониях. Вероятно, это произошло под влиянием Моцарта. Введение в оркестр кларнетов расширило группу деревянных инструментов до полного парного состава. Так завершилось формирование малого или «классического» симфонического оркестра.

Интересно, что кларнет, изобретенный в конце семнадцатого века, стал постоянным «членом» оркестра лишь 100 лет спустя. Гайдн пробовал ввести кларнет в оркестр князя Эстергази в восемнадцатом веке, но так как инструмент был еще несовершенен, кларнеты заменили трубами.

Многие считают, что играть на барабане – проще простого. Хочу привести вам пример: когда исполняется «Болеро» Равеля, малый барабан выдвигают вперёд и ставят рядом с дирижёрским пультом, потому что в этом произведении Равель поручил барабану очень ответственную роль. Музыкант, играющий на малом барабане, должен выдержать единый ритм испанского танца, не замедляя и не ускоряя его. Постепенно нарастает экспрессия, прибавляются все новые и новые инструменты, барабанщика так и тянет играть чуточку быстрее. Но это исказит замысел композитора, и у слушателей впечатление получится уже другое. Видите, какое искусство требуется от музыканта, играющего на таком простом в нашем понимании инструменте. Д. Шостакович ввёл в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия. У барабана были когда-то и зловещие функции: под его мерную дробь вели на казнь революционеров, прогоняли сквозь строй солдат. А сейчас под звуки барабана и трубы строем идут на парад. Африканские барабаны были когда-то средством связи, наподобие телеграфа. Звук барабана разносится далеко, это подмечено и использовано. Барабанщики-связисты жили друг от друга на расстоянии слышимости. Как только один из них начинал передавать закодированное в барабанном бое сообщение, другой принимал и передавал следующему. Так радостная или печальная весть распространялась на огромные расстояния. Со временем телеграф и телефон сделали ненужным такой вид связи, но и сейчас в некоторых африканских странах есть люди, знающие язык барабана.

  1. 1.2. Группа ударных инструментов в оркестре

Четвёртым объединением современного симфонического оркестра являются ударные инструменты. Они не имеют никакого сходства с человеческим голосом и ничего не говорят его внутреннему чувству на понятном для него языке. Их размеренные и более или менее определённые звуки, их позвякивания и потрескивания имеют скорее «ритмическое» значение.

Их мелодические обязанности чрезвычайно ограничены, и всё существо их глубокими корнями уходит в природу пляски в самом широком значений этого понятия. Именно в качестве таковых, некоторые из ударных инструментов имели применение ещё в глубокой древности и были широко использованы не только народами Средиземноморского и Азиатского Востока, но и действовали, невидимому, у всех, так называемых, «первобытных народов» вообще. Некоторыми позвякивающими и звенящими ударными инструментами пользовались в Античной Греции и Древнем Риме в качестве инструментов сопровождавших танцы и пляски, но ни один ударный инструмент из семейства барабанов не был допущен ими в область военной музыки. Эти инструменты имели особенно широкое приложение в жизни древних евреев и арабов, где исполняли не только гражданские обязанности, но и военные.

Напротив, у народов современной Европы в военной музыке приняты ударные инструменты различных видов, где они имеют весьма важное значение. Однако, мелодическая бедность ударных инструментов не помешала им, тем не менее, проникнуть в оперный, балетный и симфонический оркестр, где они занимают уже далеко не последнее место. Впрочем, в художественной музыке европейских народов было время, когда доступ этим инструментам был почти закрыт в оркестр и, за исключением литавр, они прокладывали себе путь в симфоническую музыку через оркестр оперы и балета, или, как сказали бы сейчас - через оркестр «драматической музыки».

В истории «культурной жизни» человечества ударные инструменты возникли раньше всех прочих музыкальных инструментов вообще. Тем не менее, это не помешало оттеснить ударные инструменты на второй план оркестра в пору его возникновения и первых шагов его развития. И это тем более удивительно, что отрицать огромное «эстетическое» значение ударных инструментов именно в художественной музыке всё-таки никак нельзя. История возникновения ударных инструментов не очень увлекательна. Все те «орудия производства размеренного шума», которыми пользовались все первобытные народы для сопровождения своих воинственных и религиозных плясок, в начале дальше простых дощечек и убогих барабанов не шли. И только значительно позднее у многих племён Срединной Африки и у некоторых народов Дальнего Востока появились такие инструменты, которые послужили достойными образцами для создания более современных европейских ударных инструментов, принятых уже повсеместно.

В отношении музыкальных качеств, все ударные инструменты очень просто и естественно делятся на два вида или рода. Одни издают звук определённой высоты и потому вполне закономерно входят в гармоническую и мелодическую основу произведения, тогда как другие, способные производить более или менее приятный или характерный шум, исполняют обязанности чисто ритмические и украшающие в самом широким значении слова. Кроме того, в устройстве ударных инструментов принимает участие различный материал и, в соответствии с этим признаком, их можно разделить на инструменты «с кожей» или «перепончатые», и «самозвучащие», в устройстве которых принимает участие различных видов и сортов металл, дерево и за последнее время - стекло. Курт Закс, присваивая им не очень удачное и крайне некрасивое на слух определение - идиофоны, очевидно упускает из виду, что это. понятие в значении «своеобразно-звучащие» может быть, в сущности, на равных основаниях: применено к любому музыкальному инструменту или их роду.

В оркестровой партитуре содружество ударных инструментов помещается обычно в самой середине её-между медными и смычковыми. При участии арфы, фортепиано, челесты и всех прочих струнно-щипковых или клавишных инструментов, ударные всегда сохраняют своё место и располагаются тогда непосредственно вслед за медными, уступая после себя место всем «украшающим» или «случайным» голосам оркестра. Нелепый способ писать ударные инструменты ниже смычкового квинтета должен быть решительно осужден, как очень неудобный, ничем неоправданный и крайне некрасивый. Он первоначально возник в старинных партитурах, затем приобрёл более обособленное положение в недрах духового оркестра и, имея ничтожное обоснование, сейчас, правда, нарушенное и вполне преодоленное,- был воспринят некоторыми композиторами, пожелавшими обратить на себя внимание хоть чем-нибудь и во что бы то ни стало.

Но хуже всего то, что это, странное нововведение оказалось тем прочнее и опаснее, что некоторые издательства шли навстречу таким композиторам и печатали их партитуры по «новому образцу». К счастью, подобных «издательских перлов» оказалось не так много и они, как.слабые по преимуществу в своих художественных достоинствах произведения, потонули в обилии действительно превосходных образцов многообразного творческого наследия всех народов. Единственно, где Царит сейчас указанный способ изложения ударных инструментов-в самом низу партитуры,- есть эстрадный ансамбль. Но там вообще принято располагать все инструменты иначе, руководствуясь лишь высотным признаком участвующих инструментов. В те отдалённые времена, когда в оркестре действовали ещё только одни литавры,- их было принято помещать выше всех прочих инструментов, полагая, очевидно, такое изложение более удобным. Но в те годы партитура составлялась вообще несколько необычно, о чём теперь нет уже никакой необходимости вспоминать. Надо согласиться, что современный способ изложения-партитуры в достаточной мере прост и удобен, и потому нет никакого смысла заниматься всякого рода измышлениями, подробно о которых было только что сказано.

Как было уже сказано, все ударные инструменты делятся на инструменты с определённой высотой звука и инструменты без определённой высоты звука. В настоящее время такое разграничение иной раз оспаривается, хотя все предложения, сделанные в данном направлении, сводятся скорее к запутыванию и нарочитому подчёркиванию существа этого чрезвычайно ясного и простого положения, в котором нет даже прямой необходимости каждый раз поминать само собою разумеющееся понятие высоты звука. В оркестре инструменты «с определённым звуком» подразумевают, прежде всего, пятилинейный нотный стан или нотоносец, а инструменты «с неопределённым звуком» - условный способ нотной записи- «крючок» или «нитку», то есть,- одну единственную линейку, на которой нотными головками изображается только требуемый ритмический рисунок. Такое преобразование, сделанное весьма кстати, имело целью выгадать место, и, при значительном количестве ударных инструментов, упростить их изложение. Однако, не так ещё давно, для всех ударных инструментов «без определённого звука» были приняты обыкновенные нотоносцы с ключами Sol и Fa, и с условным размещением нотных головок между шпациями. Неудобство такой записи не замедлило сказаться, как только количество ударно-шумовых инструментов возросло до «астрономических пределов», и сами композиторы, пользовавшие этот способ изложения, потерялись в недостаточно разработанном порядке их начертания.

Но чем было вызвано к жизни совмещение ключей и ниток - сказать очень трудно. Вероятнее всего дело началось с опечатки, которая затем приглянулась некоторым композиторам, начавшим выставлять скрипичный ключ на нитке, Предназначенной для относительно высоких ударных инструментов, а ключ Fa - для относительно низких. Нужно ли говорить здесь о вздорности и полной несостоятельности подобного изложения? Насколько известно, впервые ключи на нитке встретились в партитурах Антона Рубинштейна, напечатанных в Германии, и представляющих собою несомненные опечатки, и значительно позднее возродились в партитурах фламандского композитора Артура Мёйлеманса (1884-?), принявшего за правило снабжать среднюю нитку ключом Sol, а самую низкую - ключом Fa. Особенно дико такое изложение выглядит в тех случаях, когда между двумя не отмеченными ключами нитками, появляется одна с ключом Fa. В этом смысле более последовательным оказался бельгийский композитор Франсис де Бургиньон (1890-?), снабжавший ключом каждую участвующую в партитуре нитку.

Французские издательства приняли особый «ключ» для ударных инструментов в виде двух вертикальных жирных брусков, напоминающих латинскую букву «Н» и перечёркивающих нитку у самой акколады. Против такого мероприятия нечего возразить, коль скоро оно ведёт в конечном итоге « какой-то внешней законченности оркестровой партитуры вообще.

Однако, вполне справедливым будет признать все эти чудачества, равными нулю пред лицом той «неустроенности», которая существует еще - по сей день в изложении ударных инструментов. Ещё Римский-Корсаков высказал мысль, что все самозвучащие инструменты или, как ой называет их,- «ударные и звенящие без определённого звука»,- можно рассматривать, как высокие - треугольник, кастаньеты, бубенчики, средние - бубен, прутья, малый барабан, тарелки, и как низкие-большой барабан и там-там, «подразумевая под этим их способность сочетаться с соответствующими областями оркестрового звукоряда в инструментах со звуками определённой высоты». Оставляя в стороне некоторые подробности, в- силу которых «прутья» должно исключить из состава ударных, как «принадлежность ударных инструментов», но не ударный инструмент в собственном значении, наблюдение Римского-Корсакова остаётся и по сей день в полной силе. Исходя из такого допущения и дополняя его всеми новейшими ударными инструментами, можно было бы считать наиболее разумным располагать все ударные инструменты в порядке их высотности и писать «высокие» выше «средних», а «средние» выше «низких». Тем не менее, среди композиторов не наблюдается никакого единодушия и изложение ударных инструментов осуществляется более, чем произвольно.

Объяснить такое положение в.меньшей степени можно только случайностью участия ударных инструментов, а в большей - полным пренебрежением самих композиторов и усвоенными ими дурными привычками или ошибочными предпосылками. Единственным оправданием такой «инструментальной мешанины» может служить стремление изложить весь наличный состав действующих в данном случае ударных инструментов, в порядке партий, когда каждому исполнителю назначены строго определённые инструменты. Придираясь к словам, такое изложение имеет больше смысла в партиях самих ударников, а в партитуре оно полезно только в том случае, когда выдержано с «педантичной точностью».

Возвращаясь к вопросу изложения ударных инструментов, безусловно неудачным должно признать стремление многих композиторов, и в том числе достаточно заметных, помещать тарелки и большой барабан тотчас- е вслед за литаврами, а треугольник, колокольчики и ксилофон - ниже этих последних. В таком решении задачи нет, конечно, достаточных оснований, и всё это можно отнести к неоправданному желанию быть «оригинальным». Наиболее простым и естественным, а в свете непомерного количества ударных инструментов, действующих в современном оркестре, наиболее обоснованным можно признать помещение всех ударных инструментов, пользующихся нотоносцем, выше пользующихся ниткой.

В каждом отдельном объединении было бы, разумеется, желательным придерживаться взглядов Римского-Корсакова и размещать голоса в соответствии с их относительной высотностью. Из этих соображений после литавр, удерживающих своё первенство по «исконной традиции», можно было бы помещать колокольчики, вибрафон и тубафон выше ксилофона и маримбы. В инструментах без определенного звука такое распределение окажется несколько сложнее из-за большого количества участников, но и в этом случае, ничто не помешает композитору придерживаться известных правил, о которых было уже много сказано выше.

Надо думать, что определение относительной высотности самозвучащего инструмента, в основном, не вызывает кривотолков, а коль-скоро это так, то не вызывает никаких; затруднений и для своего осуществления. Только колокола принято помещать ниже всех ударных инструментов, поскольку их партия чаще всего довольствуется условным начертанием нот и их ритмической длительности, а не полным «звоном», как это обычно делается в соответствующих записях. Партия «итальянских» или «японских» колоколов, имеющих вид длинных металлических труб, требует обычного пятилинейного нотоносца, помещаемого ниже всех прочих инструментов «с определённым звуком». Следовательно, колокола и здесь служат как бы обрамлением нотоносцев, объединённых одним общим признаком «определённости» и «неопределённости», звучания. В остальном, никаких особенностей в записи ударных инструментов нет, а если они почему-либо и окажутся, то о них будет сказано в надлежащем месте.

В современном симфоническом оркестре ударные инструменты служат только двум целям,- ритмической для поддержания чёткости и остроты движения, и украшающей в.самом широком смысле, когда автор средствами ударных инструментов способствует созданию чарующих звуковых картин или «настроения», преисполненного возбуждения, горячности или стремительности. Из сказанного, конечно, ясно, что пользоваться ударными инструментами приходится с большой осторожностью, вкусом и умеренностью. Разнообразная звучность ударных инструментов способна быстро утомить внимание слушателей и потому автор должен всё время помнить, что делают у него ударные. Только одни литавры пользуются известными преимуществами, но и они могут быть сведены на нет чрезмерными излишествами.

Классики уделяли ударным инструментам очень много внимания, но никогда не возводили их в степень единственных деятелей оркестра. Если же нечто подобное и случалось, то выступление ударных чаще всего ограничивалось лишь несколькими долями такта или довольствовалось крайне незначительной продолжительностью всего построения. Из русских музыкантов одними ударными, в качестве вступления к очень насыщенной и выразительной музыке, воспользовался в Испанском каприччио Римский-Корсаков, но чаще всего solo ударных инструментов встречается в «музыке драматической» или в балете, когда автор хочет создать особенно острое, необычайное или «небывалое ощущение». Именно так поступил Сергей Прокофьев в музыкальном спектакле Египетские ночи. Здесь звучность ударных инструментов сопровождает сцену переполоха в доме отца Клеопатры, которой автор предпосылает название «Тревога». Не отказался от услуг ударных инструментов и Виктор Оранский (1899-1953). Ему представился случай применить эту удивительную звучность в балете Три толстяка, где он доверил одним ударным сопровождение острой ритмической канвы «эксцентрического танца». Наконец, совсем недавно услугами одних ударных инструментов, применённых в затейливой последовательности «динамических

Французы, подсмеиваясь над таким «художественным откровением», довольно ядовито вопрошают,-не отсюда ли возникло новое французское слово bruisme, как производное от brui-«шум». В русском языке нет равноценного понятия, но сами Оркестранты уже позаботились о новом наименовании такой музыки, которую они довольно зло окрестили определением «ударной молотилки». В одном из своих ранних симфонических произведений такому «ансамблю» посвятил целую часть Александр Черепнин. Об этом произведении был уже случай немного поговорить о связи с использованием в качестве ударных инструментов смычкового квинтета и потому здесь нет уже острой необходимости возвращаться к нему вторично. Досадному «ударному» заблуждению отдал дань и Шостакович в те дни, когда его творческое мироощущение не было ещё достаточно устойчивым и зрелым.

Совсем в стороне стоит «звукоподражательная» сторона дела, когда у автора, при наименьшем количестве действительно занятых собственно ударных инструментов, возникает желание или точнее, - художественная необходимость создать только «ощущение ударности» всей музыки, предназначенной в основном для струнных и деревянных духовых инструментов. Один такой пример, чрезвычайно остроумный, забавный и превосходно звучащий «в оркестре», если состав участвующих в нём инструментов вообще может быть определён именно этим понятием, встречается у Оранского в балете Три толстяка и носит название «Патруль».

Но самым возмутительным примером музыкального формализма остаётся сочинение, написанное Эдгаром Варэзом (1885-?). Оно рассчитано для тринадцати исполнителей, предназначено для двух объединений ударных инструментов и названо автором lonisation, что значит «Насыщение». В этом «произведении» участвуют только остро-звучащие ударные инструменты с фортепиано. Впрочем, и это последнее использовано также в качестве «ударного инструмента» и исполнитель действует на нём по новейшей «американской методе» Генри Кауэля (1897-?), предложившего, как известно, играть только одними локтями, распростёртыми во всю ширь клавиатуры. По отзывам тогдашней печати,- а дело происходило в тридцатых годах текущего столетия,-парижские слушатели, доведённые этим произведением до состояния дикого исступления, настоятельно требовали его повторения, что и было тут же осуществлено. Не говоря дурного слова, второго такого из ряда выходящего «случая» история современного оркестра ещё не знает.

  1. Список литературы

1. «Музыкальная энциклопедия», Ю.В. Келдыш, 2 том, издательства «Советская энциклопедия» и «Советский композитор», 1974

2. «Музыкальная энциклопедия», Ю.В. Келдыш, 5 том, издательства «Советская энциклопедия» и «Советский композитор», 1981

3. «Беседы об оркестре», Дм. Рогаль-Левицкий, Государственное музыкальное издательство, Москва, 1961

4. «Виолончель, контрабас и другие музыкальные инструменты», Х. Цераши, Издательство «Музыка», 1979

5. «Ударные инструменты в современных оркестрах», А.Н. Панайотов, 1973

6. Группа ударных инструментов в оркестре

7. Ударные инструменты: названия и виды

Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Ход урока

Организация класса

Актуализация опорных знаний

Что такое сонатная форма?

Какие разделы ее составляют?

Сколько составляющих в классической сонате?

Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

1.Изучение нового материала

Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

Доклады учащихся

Историческая справка

Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр». Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей. Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

Классификация инструментов симфонического оркестра

Доклады сопровождаются показом схемы.

Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены. Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения. Самой многочисленной является группа струнно-смычковых инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

Работа в парах

Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

Задание:

— Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

— Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

— К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

— В каком оркестре их используют?

— Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

Работа в группах

У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

Задача группы No 1

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 2

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 3

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 4

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 5

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

Рассказ учителя:

Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества». В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра». Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

Слушание произведения.

Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых. Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти. Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

Рефлексия

С каким музыкальным произведением мы познакомились?

Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

В чем заключается это управление?

В какой форме написан «Путеводитель...»?

О какой новой музыкальной форме мы узнали?

Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

Домашнее задание

Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?

Оркестр (от греч.орхестра) - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в
XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых - медных и деревянных - инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее. В прямом эфире его наблюдали по телевидению миллионы людей во всем мире. Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации огромного творческого разнообразия человечества.


Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.
Вот его программа :

Hector Berlioz - Roman Carnival - Overture, Op. 9 (featuring Android Jones - digital artist)
Meet Maria Chiossi - Harp
Percy Grainger - Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell - Suite
Johan Sebastian Bach - Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos - Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera - Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart - "Caro" bell"idol mio" - Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children"s Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass - Oboe
Benjamin Britten - The Young Person"s Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton - Kalkadunga (featuring William Barton - Didgeridoo)
Timothy Constable - Suna
Meet Roman Riedel - Trombone
Richard Strauss - Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates - Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang - Guzheng
Felix Mendelssohn - Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin - Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei - Ascending Bird - Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova - sand artist)
Meet Stepan Grytsay - Violin
Igor Stravinsky - The Firebird (Infernal Dance - Berceuse - Finale)
*ENCORE* Franz Schubert - Rosamunde (featuring Eugene Izotov - oboe, and Andrew Mariner - clarinet)

Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие долгое время происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в XV - XVII вв. были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно главенствующее положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII в. они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились и отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра перешли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин.
Такой состав был характерен для И. С. Баха, Г. Генделя, А. Вивальди.
С середины
XVIII в. начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Отход от многоголосного стиля обусловил стремление композиторов к тембровому разнообразию, рельефному вычленению оркестровых голосов.
Меняются функции новых инструментов. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль. Вскоре композиторы совсем отказываются от него, опираясь главным образом на струнную и духовую группу. К концу
XVIII в. сложился так называемый классический состав оркестра: около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2-3 валторны и литавры. Вскоре к духовым присоединился кларнет. Для такого состава писали Й. Гайдн, В. Моцарт. Таков оркестр в ранних сочинениях Л. Бетховена. В XIX в.
Развитие оркестра шло в основном по двум направлениям. С одной стороны, увеличиваясь в составе, он обогащался инструментами многих видов (в этом велика заслуга композиторов- романтиков, в первую очередь Берлиоза, Листа, Вагнера), с другой стороны - развивались внутренние возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура - яснее, выразительные ресурсы - экономнее (таков оркестр Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова). Значительно обогатили оркестровую палитру и многие композиторы конца
XIX - 1-й половины XX в. (Р. Штраус, Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Шостакович и др.).

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.
Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.
Подробнее об инструментах симфонического оркестра - струнной группе, деревянных духовых, медных духовых и ударных можно прочесть на сайте .
Не могу обойти вниманием еще один полезный сайт,"Детям о музыке", который обнаружил в ходе подготовки поста. Не нужно пугаться того, что это сайт для детей. В нем есть довольно серьезные вещи, только рассказанные более простым, понятным языком. Вот ссылка на него. Кстати, в нем есть и рассказ об симфоническом оркестре тоже.

Источники:

Основным составом полного симфонического оркестра является так называемый парный состав , где сольные (духовые) голоса представлены попарно:

2 флейты (I-II),

2 гобоя (I-II),

2 кларнета (I-II),

2 фагота (I-II),

2 пары валторн (I-II; III-IV),

2 трубы (I-II),

1 литаврист,

2-3 исполнителя на ударных,

первые скрипки (16 человек - 8 пультов),

вторые скрипки (14 человек - 7 пультов),

альты (12 человек - 6 пультов),

виолончели (10 человек - 5 пультов),

контрабасы (8 человек - 4 пульта).

В тройном составе полного симфонического оркестра сольные голоса представлены тремя инструментами, в частности за счет пополнения их всеми разновидностями деревянных духовых инструментов:

2 флейты (I-II),

малая флейта (она же III флейта),

2 гобоя (I-II),

английский рожок (он же III гобой),

2 кларнета (I-II),

малый кларнет (он же III кларнет) или бас-кларнет (он же III кларнет),

2 фагота (I-II),

контрафагот (он же III фагот),

3 пары валторн (I-II; III-IV; V-VI),

<стр. 215>

3 трубы (I-II, III),

1 литаврист,

3–4 исполнителя на ударных,

группа смычковых инструментов (в том же, как и предыдущий, составе).

С конца XIX века тройной состав является наиболее употребительным в музыкальной практике и обязателен для комплектования любого симфонического оркестра.

Ударные инструменты и арфы (от одной до трех) имеются независимо от состава оркестра (то есть не регламентированы в отношении количества).

Различные четверные, пятерные и прочие составы оркестра получаются путем дальнейшего увеличения количества сольных голосов. При этом обычно дальнейшее увеличение количества духовых идет неравномерно, и наличие, например, пяти труб (как в «Поэме экстаза» Скрябина) совсем не определяет обязательного присутствия в партитуре десяти валторн (их в «Поэме экстаза» восемь).

Наиболее устойчивым из чрезмерных составов является четверной состав полного симфонического оркестра. Он выглядит так:

2 флейты (I-II),

первая малая флейта (она же III флейта),

вторая малая флейта (она же IV флейта),

4 гобоя (I-II-Ш),

английский рожок (он же IV гобой),

2 кларнета (I-II),

малый кларнет (он же III кларнет),

бас-кларнет (он же IV кларнет),

3 фагота (I-II-Ш),

контрафагот (он же IV фагот),

4 пары валторн (I-II, III-IV; V-VI; VII-VIII),

4 трубы (I-II, III-IV),

<стр. 216>

1 литаврист,

4-5 исполнителей на ударных,

смычковые инструменты в таком же количестве, как и в предыдущих составах.



Правда, в отношении смычковых инструментов нужно заметить, что при парном составе духовых можно вполне обойтись несколько меньшим их количеством, а именно: двенадцатью первыми скрипками, десятью вторыми, восемью альтами, восемью виолончелями и пятью-шестью контрабасами.

Наоборот, когда на струнную группу ложится огромная тяжесть звучания духовых инструментов четверного состава, совершенно необходимо наличие всей упомянутой ранее массы струнных.

Однако чрезмерное увеличение количества струнных инструментов также не рекомендуется, так как слишком массивное звучание смычковых способно обескровить и поглотить деревянные духовые тембры и даже ослабить блеск и силу медных духовых инструментов.

Таким образом, нормальное количество смычковых инструментов в оркестре колеблется от 12 до 16 у первых скрипок, от 10 до 14 - у вторых; от 8 до 12 у альтов, от 8 до 10 у виолончелей и от 5 до 8 у контрабасов. Следует заметить, что многие оркестраторы предпочитают преобладание количества виолончелей над количеством альтов и считают правильным следующее соотношение числа струнных: 16-14-10-12-8.

Кроме полных составов симфонического оркестра существуют еще различные неполные и малые составы.

Из них упомянем так называемый бетховенский состав: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 литавры, 10 первых скрипок, 8 вторых скрипок, 6 альтов, 5-6 виолончелей, 3-4 контрабаса.

Оркестратор должен точно представлять себе избранный им состав не только с точки зрения количества сольных голосов, но и в отношении числа исполнителей в каждой группе смычковых инструментов. Это особенно важно при сложных разделениях групп на самостоятельные партии (divisi).

<стр. 217>

При разделении групп струнных инструментов на отдельные партии употребляются следующие (итальянские) термины:

а) divisi (сокращенно div.) - разделение на 2 партии;



б) divisi in 3 (in 4 и т. д.) - разделение на 3 (на 4 и т. д.) партии.

Отказом от игры divisi являются обозначения - non divisi или unisono (сокращенно - unis.).

Если играет один солист, то перед фразой ставят слово solo, а прочие исполнители данной группы указываются термином altri (остальные).

Исполнение фразы двумя солистами и бóльшим их числом предписывается надписями: а 2 soli; а 3 soli и т. д.

Отказом от игры sul ponticello, sul tasto, col legno является слово ordinare (сокращенно - ord.).

Каждый духовой инструмент представляет собой сольный голос, в отличие от струнных, выступающих группами. Поэтому каждый из них имеет свой порядковый номер, проставляемый перед соответствующими фразами в тех случаях, когда данные фразы поручаются лишь одному инструменту (I°; II°; III° и т. д.).

Игра двух (или иногда трех и более) инструментов, записываемых на одной строчке, обозначается термином а 2 (а 3, а 4).

Приведенные выше составы полных и особенно неполных симфонических оркестров являются ТИПОВОЙ схемой. Живая практика создает большое число различных смешанных вариантов, где деревянные духовые инструменты тройного состава сочетаются с медными парного состава и наоборот.

Заканчивая настоящую книгу, можно лишь пожелать оркестраторам не увлекаться исключительными составами, не писать партитур, недоступных для исполнения нормальными средними симфоническими оркестрами, памятуя, что мастерское владение

Следует обратить внимание на разницу в обозначениях: divisi in 2 (in 3 и т. д.) и divisi а 2 (а 3 и т. д.). В первом случае все исполнители делятся на две (три и т. д.) партии; во втором - два (три и т. д.) исполнителя играют каждый свою партию.

<стр. 218>

оркестровым письмом дает возможность из скромного парного состава извлечь такую звучность, которая окажется недоступной тому, кто стремится прикрыть свою беспомощность оглушительным шумом чрезмерного по количеству инструментов состава.

Максимум умения при минимуме лишь самых необходимых средств - залог успеха в написании полноценных в художественном отношении партитур.


Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра / Под ред. и с доп. Ю. Фортунатова. М., 1959.

Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. - М., 1961.

Видор Ш. Техника современного оркестра. - М., 1938.

Гиро Э. Инструментовка / Под ред. Д. Рогаль-Левицкого. - М, 1934. 3-е изд.

Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. - М., 1973.

Дулова В. Искусство игры на арфе. - М., 1975.

Карс Н. История оркестровки. - М, 1932.

Модр А. Музыкальные инструменты. - М., 1959.

Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. - М., 1973.

Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. - М., 1946.

Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. - М., 1956.


Струнные смычковые инструменты..................................................................... 6

Общие сведения.................................................................................................... 6

Скрипка............................................................................................................... 37

Альт...................................................................................................................... 54

Виолончель......................................................................................................... 56

Контрабас............................................................................................................ 65

Деревянные духовые инструменты..................................................................... 72

Общие сведения.................................................................................................. 72

Флейта.................................................................................................................. 78

Гобой.................................................................................................................... 89

Кларнет................................................................................................................ 94

Фагот.................................................................................................................. 100

Саксофон........................................................................................................... 105

Расширение возможностей игры на деревянных духовых инструментах. 106

Медные духовые инструменты.......................................................................... 112

Общие сведения............................................................................................... 112

Валторна............................................................................................................ 126

Труба.................................................................................................................. 136

Тромбон............................................................................................................. 141

Туба.................................................................................................................... 147

Корнеты и саксгорны...................................................................................... 151

Специальные приемы игры на медных духовых инструментах............... 156

Арфа......................................................................................................................... 158

Ударные инструменты.......................................................................................... 172

Общие сведения................................................................................................ 172

Литавры............................................................................................................ 177

Большой барабан............................................................................................. 181

Малый барабан................................................................................................. 182

Бубен (тамбурин).............................................................................................. 184

Том-том.............................................................................................................. 186

Бонги................................................................................................................. 187

Тамтам................................................................................................................ 188

<стр. 221>

Гонг................................................................................................................... 189

Тарелки............................................................................................................. 190

Треугольник..................................................................................................... 192

Колокольчики................................................................................................... 193

Челеста.............................................................................................................. 195

Вибрафон.......................................................................................................... 196

Ксилофон.......................................................................................................... 198

Колокола............................................................................................................ 203

Тубафон.............................................................................................................. 205

Темпле-блок....................................................................................................... 205

Идиофоны с неопределенной высотой звука................................................ 206

Особые звуковые эффекты на фортепиано...................................................... 210

Примерное распределение ударных инструментов между исполнителями 212

Сведения о типовых составах симфонических оркестров........................... 214


<стр. 222>

Чулаки M.

Ч 89 Инструменты симфонического оркестра: Пособие. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2004. - 224 с, нот., ил.

ISBN 5-7379-0260-9

Пособие содержит основные сведения об устройстве инструментов симфонического оркестра, способе игры на них, истории их создания. В четвертое издание автором введен ряд уточнений и добавлений.

Предназначается для учащихся музыкальных учебных заведений, а также для музыкантов, изучающих основы оркестровки.

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti ” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром .

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка . По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас . Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой .
Разнообразным тембром обладает кларнет . Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот .
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба . Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны .
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба . Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив , позитив ), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино ).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
    В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
    Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
    Другой разновидностью гармоники является аккордеон . С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму, над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

Эстрадный оркестр

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

Читайте также: