Жанрово композиционное своеобразие пьесы гроза. Жанровое своеобразие драмы “Гроза”. Жанровые особенности произведения М.Е. Салтыков-Щедрина "Господа Головлевы"

Жанровое своеобразие драмы «Гроза»

“Гроза” - народная социально-бытовая трагедия.

Н. А. Добролюбов

“Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения - автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное - Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в “Грозе” настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, - возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве - это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания - Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, - наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать “Грозу” драмой было лишь данью традиции.

Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагедия “Грозы” раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь “живые завидуют... умершим” (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что “горе” Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, “в чем признает свое благо и спасение”. Трагично по своей безысходности положение Кули-гина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура - Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь “на хлеб насущный” “честным трудом”.

Особенностью трагедии является наличие героя, выдающегося по своим духовным качествам, по словам В. Г. Белинского, “человека высшей природы”, по мнению Н. Г. Чернышевского, человека “с великим,- а не мелочным характером”. Обратившись с этой позиции к “Грозе” А. Н. Островского, мы, безусловно, видим, что эта черта трагедии ярко проявляется в характере главной героини.

Катерина отличается от “темного царства” Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но “обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может”, честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх “перед судией” за грех самоубийства. Духовная сила Катерины “...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию” (В. И. Немирович-Данченко).

Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, “настоящая трагическая героиня”. Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Еще одна характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородные, возвышенные стремления. Так, и в “Грозе”, как сказал Н. А. Добролюбов, “есть даже что-то освежающее и ободряющее”.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии “темного царства”, о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.

Итак, жанровое своеобразие “Грозы” заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, который писал: “Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, - то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы... Здесь все поднимается до трагедии”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Похожие работы:

  • Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" ... Что же вы сделали слезливую драму ? А.Л. Чехов Написанная в 1903 ... трактовки его произведения как “слезливой драмы ” и подчеркивал в беседах со... произнести ни слова, то грозится уйти и никак не может...

  • Жанровые особенности произведения М.Е. Салтыков-Щедрина "Господа Головлевы"

    Дипломная работа >> Литература: зарубежная

    Это – объективная реальность. Семейная драма «Господ Головлевых» разворачивается в религиозном... над его головой и грозит утопить его в разверзнувшихся... качеств, а потому мы рассматривали жанровое своеобразие романа «Господа Головлевы» параллельно с...

  • Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

    Курсовая работа >> Литература: зарубежная

    И усилия со стороны читателя. Своеобразие драмы , ее отличие от эпоса и... в соответствии с двумя основными жанровыми формами драмы , они исконно сопутствуют траге­дии и... В этой обстановке главная героиня драмы «Гроза» сразу выделяется своей искренностью и...

  • Своеобразие творчества писателя Е.Л. Шварца

    Дипломная работа >> Литература: зарубежная

    Точно отражается его неповторимое своеобразие , его нравственная позиция, ... - сказка Ш. Перро и жанрового - лирические кинокомедии о судьбе советской... , что то и дело грозится уйти в монастырь. Весьма... получил жанр психологической драмы с индивидуальной, чаще...

  • Художественные достоинства драмы «Гроза» дают право считать ее одним из шедевров русской драматургической литературы. Действие драмы раскрывается с глубокой внутренней закономерностью, стройно и естественно. Вместе с тем, драматург искусно использует и такие приемы композиции, которые придают пьесе особую сценичность, а движению действия - остроту и напряженность. Таков прием использования пейзажа на протяжении всей пьесы.


    Пейзаж выполняет в «Грозе» двойную функцию. В начале пьесы он является фоном, на котором развертывается драматическое действие. Он как бы подчеркивает несоответствие между мертвым, неподвижным бытом калиновцев и их «жестокими нравами», с одной стороны, и прекрасными дарами природы, которые не умеют ценить калиновцы, с другой. Пейзаж этот действительно прекрасен. Любуясь им, Кулигин говорит Борису: «Хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое... Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне - дна».


    Но Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Тем рельефнее обрисовывается равнодушие ко всему изящному, прекрасному со стороны Диких и Кабановых, готовых задушить всякое проявление хорошего, естественного чувства в окружающей их среде.
    Различную роль в пьесе играет гроза в первом и четвертом актах. Гроза в природе, атмосферическая, здесь непосредственно вторгается в душевную драму героини, влияя на самый исход этой драмы. Наступает она в момент наиболее сильных переживаний Катерины.


    В душе Катерины, под влиянием чувства любви к Борису, начинается смятение. Она выдает свою тайну Варваре и борется между двумя чувствами: любви к Борису и сознанием греховности, «незаконности» этой любви. Катерина чувствует, будто на нее надвигается какая-то беда, страшная и неотвратимая, и в это время начинается гроза. «Гроза! По¬бежим домой! Поскорее!» - с ужасом восклицает она. Раздаются первые удары грома, и Катерина снова восклицает: «Ах, скорей, скорей!»
    Гроза надвигается вторично:
    «Женщина. Ну, все небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло.
    1-й гуляющий. Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается.
    2-й гуляющий. Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдёт!.. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит...
    Катерина (прислушиваясь). Что они говорят? Они говорят, что убьет кого-нибудь... Тиша, я знаю, кого убьет... Меня убьет».
    Разражается гроза, и напряжённые нервы Катерины не выдерживают: она публично кается в своей вине... Удар грома - и она падает без чувств.
    Важное композиционное значение имеет и роль старой «барыни с двумя лакеями». Ее появления также совпадают с картинами грозы... «Быть греху какому-нибудь, - говорит Катерина. -Такой на меня страх, та кой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает...» Она боится соблазна, «страшного греха» запретной любви - и тут же появляется старуха со своими зловещими речами: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет [показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут», - пророчит она Катерине ее судьбу. Вдали же за Волгой ползут, обволакивают небо тучи перед грозой.


    «Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади» показываются еще раз в момент наивысшего напряжения действия пьесы. Гремят удары грома. До Катерины доносятся опять слова безумной старухи: «Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься, умирать-то не хочется!.. В омут лучше с красотой-то... Все в огне гореть будете в неугасимом!» Катерина в ужасе подбегает к стене галереи и как нарочно опускается на колени возле картины, изображающей «геенну огненную»: «Ад! Ад! Ад! Геенна огненная! (Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее). Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть. Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
    Такими средствами автор «Грозы» намеренно усиливает драматизм ее сценических положений.


    Картинность и рельефность изображения обстановки и характеров в пьесе усиливаются еще приемом контрастов. Параллельно основной интриге пьесы (Катерина и Борис Григорьевич) развивается также второстепенная (Варвара и Кудряш), противопоставленная первой. На параллелизме и контрасте построена вся сцена свидания ночью в овраге: простодушно-грубоватые чувства и речи Кудряша и Варвары оттеняют приподнято-лирический тон объяснений Бориса и Катерины. Самые характеры их во всем противоположны: Кудряш, в отличие от Бориса, человек бойкий, смелым, ловкий, умеющий постоять за себя даже перед Диким; просто и легко смотрит на жизнь Варвара, не мучается угрызениями совести, как Катерина, и даже не понимает ее мук. «По-моему, - рассуждает она, - делай, что хочешь, только бы шито да крыто было...» Варвара не дает себя в обиду, не поддается матери и, отстаивая свою свободу, бежит из дома с Кудряшом.


    Характерные черти героев Островский подчеркивает и так называемыми «знаменательными» или «изобразительными» фамилиями, при помощи которых автор раскрывает внутренний мир своих героев, доминирующие черты их характера (Дикой, Кабаниха, Кудряш). Этот прием характеристики вообще широко употребляется в драматургии Островского, причем герои его носят не только аллегорические фамилии, но и имена: Гордей и Любим Торцовы в комедии «Бедность - не порок», Сила Грознов в драматических сценах «Правда хорошо, а счастье лучше», Луп Лупыч - чиновник в «Пучине» и т. п. Иногда основные свойства героя Островский подчеркивает в именах и фамилиях даже пародийно-преувеличенно: квартальный в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» носит имя Тигрия Львовича Лютова (лютый, словно тигр и лев). Купцы у Островского носят фамилии Пузатова, Брюхова, Разновесова, Ахова и т. п.
    Очень выпукло характеризует действующих лиц и самый их язык, несколько старомодный, с книжным, церковнославянским налетом у Кулигина, испещренный народными пословицами, присловиями и поговорками у Кудряша и т. д. Речь персонажей строго индивидуализирована. В самом складе ее, в выборе выражений, в их оборотах видна внутренняя сущность человека. Странница Феклуша, например, плетет свои умильные, льстивые словеса, рассказывает о своих чудесных «видениях» да о землях, «где все люди с песьими головами», и сам собой рисуется образ ханжи и святоши, эксплуатирующей обывательскую темноту, невежество и отсталость.

    А.Н. Островский дал своей пьесе "Гроза" жанровое определение "драма". Однако характер конфликта (внешний конфликт свободолюбивой личности - главной героини пьесы Катерины - с изжившим себя и выродившимся в мракобесие патриархальным порядком и внутренний конфликт, происходящий в душе Катерины, - противоборство воли к любви и свободе с понятиями христианской морали) позволяет назвать "Грозу" трагедией. Определение, данное самим Островским, является скорее данью традиции, гласившей, что лица с низким социальным статусом (в "Грозе" все главные герои, как и в большинстве прочих пьес Островского, принадлежат к купечеству), вообще, неисторические персонажи, не могут быть центральными героями трагедии. В этом смысле "Гроза" - явление уникальное и новаторское: в пьесе разворачиваются два конфликта, традиционных для трагедии: конфликт личности и общества и конфликт между чувством и долгом, - однако оба эти конфликта, несомненно трагические, разрабатываются и осмысляются драматургом на материале народного быта.
    В "Грозе" сочетаются признаки социально-бытовой драмы и трагедии. К признакам драмы относятся такие особенности пьесы, как интерес автора к быту города Калинова, где развертывается действие. Город обрисован гораздо подробнее, нежели это делалось в предшествующих "Грозе" комедиях Островского: действие происходит не только в доме Кабановой, где живет Катерина, но и в "общественном саду на высоком берегу Волги", на улице; в пьесе изображаются ночные гуляния молодежи, звучат песни; при этом Островский показывает и другую сторону повседневной жизни калиновцев - жестокость и самодурство. В "Грозе", как и в других пьесах Островского, немало персонажей, не принимающих прямого участия в основном конфликте, но необходимых автору для более полного и наглядного изображения уклада городской жизни: Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша и т.д.. Внешняя сторона конфликта - противостояние снохи и свекрови - также бытовая.
    Однако значительно более важную роль играют в пьесе трагические элементы. Основа трагизма "Грозы" - изображение Островским столкновения двух эпох, двух общественных систем: патриархального древнерусского уклада, основанного на безоговорочном подчинении младших старшим, на неукоснительном соблюдении обрядовой стороны жизни (Кабанова заставляет сына "поучать" жену перед отъездом, требует, чтобы она "в ноги кланялась" мужу: "Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! <...> Аль порядку не знаешь?" - "выла", проводив мужа), и нарождающегося личностного самосознания, ярче всего проявляющегося в образе главной героини.
    Мир города Калинова предельно замкнут. Представления жителей об их собственном прошлом и о внешнем мире не выходят за рамки рассказов странницы Феклуши о "салтанах", о "людях с песьими головами", о том, как "для-ради скорости" "огненного змия стали запрягать", или расплывчатых преданий о "Литве", которая "на нас с неба упала". Они боятся всего нового, как бы полезно оно ни было: Дикой в ответ на предложение Кулигина установить солнечные часы или "громовые отводы" ругает его "разбойником" или "татарином", а Кабанова говорит: "меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду" на поезде. Замкнутость калиновского мира проявляется и в суеверном страхе жителей перед явлениями природы: "Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет Не гроза это, а благодать! <...> У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться надобно да дивиться <...> А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. <...> Изо всего-то вы себе пугал понаделали", - говорит Кулигин в четвертом явлении четвертого действия.
    Этому герметично замкнутому мирку города Калинова противостоит мир внешний: Сибирь, куда уезжает в конце пьесы Борис, Москва, где жизнь кипит ("гульбища да игрища"), где есть железная дорога и другие проявления прогресса; мир, в который так стремится вырваться Тихон ("недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет", - говорит он жене перед отъездом). Огромную роль в пьесе играет пейзаж, природа, также противостоящие городу: Волга, высокий берег, простор, красота, неразрывно связанные с образом Катерины, - все это создает противопоставление замкнутого в своей косности города и бескрайнего мира, от которого Калинов отгородился.
    Лишь три персонажа "Грозы" противопоставлены всем остальным калиновцам: Катерина, Борис и Кулигин. Борис не принадлежит городскому миру по рождению и воспитанию, не похож на остальных горожан обликом и манерами: в списке действующих лиц о нем говорится: "молодой человек, порядочно образованный" (Борис не только не разделяет страха калиновцев перед грозой, но и знает о невозможности "найти перпетуум-мобиле", не говоря, однако, об этом Кулигину: "Жаль его разочаровывать-то!"), одетый в европейское платье, в отличие от всех остальных персонажей. Однако несмотря на свою чуждость этому миру ("Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний <...> Обычаев я здешних не знаю", - жалуется он Кулигину), Борису приходится принимать его законы, подчиняясь дяде-самодуру - Дикому.
    И Катерина, и Кулигин - натуры поэтические и мечтательные, способные к глубоким переживаниям, к восхищению природой, к которой прочие жители города равнодушны. Однако при этом оба они включены в этот мир и порождены им. Образованность Кулигина весьма архаична: он пишет стихи "по-старинному <...> Поначитался-таки Ломоносова, Державина". Его технические идеи - солнечные часы, громоотвод, "перпету-мобиль" - явный анахронизм для середины XIX в.. Хотя Кулигин и человек нового типа, его новизна укоренена в калиновском мире. Кулигин - личность созерцательно-пассивного склада, и это дает ему возможность жить в Калинове.
    Катерина, при всей своей исключительности, также принадлежит этому миру. Рассказывая Варваре о своей жизни в девичестве, она описывает такой же патриархальный уклад, что и в доме Кабановой, недаром Варвара говорит: "Да ведь и у нас то же самое". Однако в этом заключается причина и смысл основного конфликта пьесы: мир, в котором жила Катерина до замужества, был основан на любви и взаимопонимании: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле <...> что хочу, бывало, то и делаю". "Воля" эта вовсе не противоречила патриархальному строю жизни, основанного на домашней работе и религии, не выходила за его рамки. В этом мире не было насилия и принуждения, поскольку человек не мыслил себя вне его, не противопоставлял себя ему. Причина такого положения вещей кроется в том, что в семье Катерины господствовал внутренний смысл патриархального уклада, гармония между индивидуальной волей человека и морально-этическими представлениями общества.
    Однако в Калинове старые общественные отношения утратили свое духовное содержание, сохраняясь лишь в виде застывших форм, держащихся лишь на самодурстве и принуждении. "Здесь как будто все из-под неволи", - говорит Катерина. Основа трагического противостояния Катерины и Кабановой - лиц, сходных своим нравственным максимализмом, бескомпромиссностью и религиозностью, - заключается в том, что если Кабановой нужны только внешние проявления покорности, а вовсе не любовь, доверие и уважение со стороны младших, если внутренняя духовная сторона патриархального уклада ей безразлична, то Катерина воплощает собою дух этого мира, его мечту о справедливости, о красоте. Несоответствие между формой и содержанием общественных отношений - одна из основ конфликта "Грозы".
    Это несоответствие порождает и внутренний конфликт, происходящий в душе Катерины и приводящий ее к гибели. Катерина не может, подобно Тихону или Варваре, живущих по принципу "<...> Делай что хочешь, лишь бы шито да крыто было", внешне покоряться Кабановой, выслушивать ее наставления и поучения, а затем потихоньку нарушать их, не придавая им никакого значения. Она "обманывать <...> не умеет, скрыть-то ничего не может", она сама себе не способна простить "греховных" мыслей, чувств или действий. При этом именно в ней просыпается смутное чувство, которое она сама не может понять и объяснить: "<...> Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю", - говорит она Варваре в седьмом явлении первого действия. Это чувство - пробуждающееся личностное самосознание, принимающее в душе Катерины форму любви к Борису, любви "преступной", "греховной" как с точки зрения патриархальной морали, так и в восприятии самой Катерины. Любовь замужней женщины к чужому человеку видится Катериной, для которой нравственная суть патриархального строя - не пустой звук, как нарушение морального долга, преступление. Она хочет оставаться нравственно безупречной, и ее требовательность к себе безгранична. Катерина до последнего противостоит своему чувству, но не находит поддержки в этой внутренней борьбе: "Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что".
    Еще не осознав до конца природы своего чувства, Катерина уже понимает, что оно ведет ее к гибели: "Я умру скоро", - говорит она Варваре в том же седьмом явлении первого действия. Чувствуя над собою власть "греховной" страсти, Катерина не может больше молиться, как прежде: ханжеский разрыв между внешним формальным выполнением заповедей и повседневным их нарушением глубоко чужд ей. Мысль о самоубийстве появляется еще в начале второго действия: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь". Тягостная атмосфера насилия со стороны свекрови, с одной стороны, и мучительная и все нарастающая внутренняя борьба, не находящая понимания и сочувствия со стороны окружающих и усугубляемая грозой, бесноватыми речами барыни-кликуши и картиной "геенны огненной", изображенной там, где Катерина хочет помолиться, с другой, приводят ее сначала к роковому признанию, а затем и к решению покончить с собой - греху еще более тяжкому с точки зрения христианской морали, нежели супружеская измена.
    Мотив полета, прыжка, "омута", Волги, связанный с самоубийством Катерины, проходит через всю пьесу. Она открывается и завершается видом "высокого берега Волги", в седьмом явлении первого действия Катерина мечтает: "Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела", - а слова барыни: "Вот куда красота-то ведет. <...> Вот, вот, в самый омут", - сказанные ею в следующем явлении, звучат грозным предупреждением, повторяясь уже в виде непосредственного побуждения в шестом явлении четвертого действия: "В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!" В этих словах выражается трагическая судьба Катерины - душевной красоте и чистоте, воле сильной личности к счастью нет места в этом душном мире, где господствуют страдания и смерть.
    Гибель Катерины - предвестье скорого крушения патриархального уклада жизни города Калинова и всего старого общественного строя вообще. Трагедия завершается своего рода катарсисом: смерть Катерины избавляет ее от страданий: "Хорошо тебе, Катя!" - говорит Тихон, и заставляет последнего восстать против гнета матери: "Вы ее погубили! Вы! Вы!" Таким образом, столкновение двух эпох - отжившего свой век, окостеневшего патриархального уклада и новой жизни, основанной на свободе личной воли, завершается в пользу последней, хотя это и стоит жизни Катерины. Глобальный, общечеловеческий характер конфликта делает "Грозу" трагедией.

    Драма «Гроза» - результат огромной творческой работы А. Н. Островского. Его перу принадлежит не один десяток гениальных пьес, но даже среди них «Гроза» выделяется как главное, этапное произведение. «Гроза» должна была войти в сборник « Ночи на Волге », задуманный автором во время поездки по России в 1855 году, организованной Морским министерством. Правда, Островский затем изменил своё решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл «волжских» пьес общим заглавием. «Гроза» вышла отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней пьеса претерпела большие изменения - драматург ввел ряд новых действующих лиц, но главное - он изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в «Грозе» настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии - жанр пьесы определить однозначно.
    Пьеса написана на социально-бытовую тему: для неё характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие нравы». Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: калиновцы не понимают красоты окружающей их природы. Картины ночного гуляния по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве - это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о «бедности нагольной». О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Такое внимание автора к деталям быта персонажей позволяет назвать пьесу «Гроза» драмой.
    Ещё одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, - наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Конфликт невестки и свекрови из бытового перерастает в социальный. Свойственное драме выражение конфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаём из её разговора с Варварой: Катерина жила, «ни об чём не тужила», словно « птичка на воле». Ничего не известно о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное «развитие страсти» существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому «борьба страсти и дома» для нас обозначается «не вполне ясно и сильно». Но этот факт противоречит законам драмы.
    Своеобразие жанра « Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на общий мрачный, трагический колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены: нелепые анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди «с пёсьими головами»; разговор Дикого с Кулигиным о громоотводе. Образ Дикого в целом ироничен: его нежелание расставаться с деньгами («Кому своего добра не жалко?»), глупость, уверенность в безнаказанности («А кто ж мне запретит?»). После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагически, хотя многие места и возбуждают смех».
    Сам автор называл свою пьесу драмой. В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетами историческими, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Можно предположить, что со стороны Островского назвать «Грозу» драмой было лишь данью традиции. Его новаторство заключалось в том, что он написал трагедию на жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
    Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, но и других действующих лиц. Так, трагична участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках властно-деспотичной матери. Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чём признает своё благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего о счастье народа, но обречённого подчиняться воле грубого самодура - Дикого, и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный » « честным трудом ».
    Особенностью трагедии является наличие героя, выдающегося по своим духовным качествам, по словам В. Г. Белинского, «человека высшей природы», по мнению Н. Г. Чернышевского, человека «с великим, а не мелочным характером». Катерина отличается от «тёмного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Её душа постоянно тянется к красоте, сны её полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса она полюбила не реального, а созданного в её воображении. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед Судией» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины, «...её стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).
    Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только её беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, - это трагедия общества. Ей необходимо было освободиться от тяжкого гнёта, от страха, тяготящего душу. Трагичен и общий колорит пьесы с её мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы: грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.
    Ещё одна характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородные, возвышенные стремления. Так и в «Грозе», как сказал Н. А. Добролюбов, «есть даже что-то освежающее и ободряющее». При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии « тёмного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену кабанихам и диким. Пусть ещё робко, но уже начинается протест.
    Жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что является первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен.

    А.Н. Островский - не просто писатель-драматург. Его по праву считают отцом русской драмы. Ведь до него в литературе 19 века театральное искусство развивалось очень слабо. Пьесы Островского были новыми, свежими и интересными. Именно благодаря этому автору люди снова потянулись в театры. Одна из самых известных пьес - "Гроза".

    История создания

    А.Н. Островский был отправлен с особой миссией по центральной России. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой литератор, в первую очередь Островский обращал внимание на жизнь и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал характеры и сюжеты. По итогам путешествия была написана пьеса "Гроза". И немного времени спустя в одном из произошел подобный случай. Островский смог предугать события, произошедшие в будущем. Характеристика пьесы "Гроза" как целостного произведения показывает, что автор - не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.

    Художественное своеобразие драмы

    Пьеса обладает рядом художественных особенностей. Следует сказать, что Островский был одновременно и новаром драматургии, и поддерживал традицию. Чтобы разобраться, необходимо проанализировать жанр, главных героев, конфликт и смысл названия пьесы "Гроза".

    Жанр

    Существует три драматургических трагедия и драма. Из них самый древний - затем следует комедия, а вот драма как жанр появляется лишь в 19 веке. Основателем ее в России стал А.Н. Островский. Пьеса "Гроза" полностью соответствует его канонам. В центре изображения - обычные люди, не исторические деятели, не Это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация также обыденная. Однако в ней присутствует острый жизненный конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) попадает в такую жизненную ситуацию, из которой нет выхода. Смысл названия пьесы "Гроза" многопланов (речь об этом пойдет ниже), один из вариантов толкования - неизбежность чего-либо, предопределенность и трагичность ситуации.

    Главные герои

    Основные персонажи пьесы: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (сноха Кабановой), Борис (ее возлюбленный), Варвара (сестра Тихона), Дикой, Кулигин. Есть и другие персонажи, у каждого из которых своя смысловая нагрузка.

    Кабаниха и Дикой олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. злоба, самодурство, желание руководить всеми, жадность. Тихон Кабанов - пример безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара же не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться из-под ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь невозможен для Катерины. Она не может врать мужу, измена для нее - это большой грех. Катерина на фоне других выглядит более мыслящей, чувствующей и живой. В стороне стоит лишь один герой - Кулигин. Он выполняет роль героя-резонера, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.

    Смысл названия пьесы "Гроза"

    Символическое название - один из способов выразить идейный замысел произведения. В одном слове заключено огромное значение, оно многослойно.

    Во-первых, гроза дважды случается в городе Калинове. Каждый из героев реагирует по-разному. Кулигин, например, видит в грозе явления физическое, поэтому особого страха она у него не вызывает. Безусловно, смысл названия пьесы "Гроза" не только в том, что это явление присуствует в тексте. Символ грозы тесно связан с главной героиней - Катериной. Впервые это явление природы застает героиню на улице, когда она разговаривает с Варварой. Катерина очень испугалась, но не смерти. Ее ужас обоснован тем, что молния может убить внезапно, и она предстанет вдруг пред Богом со всеми своими грехами. Но самый тяжкий грех у нее один - влюбленность в Бориса. Воспитание, совесть не позволяют Катерине полностью отдаться этому чувству. Сходив на свидание, она начинает испытывать огромные муки. Признание героиня также совершает во время грозы. Услышав громовой раскат, она не выдерживает.

    Зависит от уровня истолкования. На формальном уровне это завязка и кульминация драмы. А вот на символическом уровне это боязнь кары господней, расплаты.

    Можно сказать, что "гроза" нависла над всеми обитателями города. Чисто внешне это нападки Кабанихи и Дикого, а на бытийном уровне - это страх ответить за свои грехи. Возможно, поэтому она вызывает ужас не только у Катерины. Даже само слово "гроза" произносится в тексте не только как название природного явления. Тихон уезжает из дому, радуясь, что ему больше не будет докучать мать, что она больше не будет приказывать ему. Катерина же от этой "грозы" уйти не в состоянии. Она оказалась загнанной в угол.

    Образ Катерины

    Героиня совершает самойбийство, и из-за этого ее образ получается очень противоречивым. Она набожна, боится "геены огненной", но при этом идет на такой тяжкий грех. Почему? Видимо, моральное страдание, нравственные муки сильнее, чем ее мысли об аде. Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве, как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Некоторые из критиков видят в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, "темному царству" (Добролюбов). Другие же считают, что добровольная смерть - это не вызов, а, напротив, признак слабости.

    Как расценивать этот поступок героини, одназначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы "Гроза" подчеркивает, что в обществе, которое сложилось в Калинове, такие случаи не удивительны, ведь это закостенелый город, отсталый, в нем правят самодуры, такие как Дикой и Кабаниха. В итоге натуры чувствительные (Катерина) страдают, не ощущая поддержки ни с чьей стороны.

    Выводы. Особенности и смысл названия пьесы "Гроза" (кратко)

    1. Драма стала ярким примером жизни провинциальных городов, обнажив одну из главных проблем России - самодурство.

    2. Драма соответствует канонам жанра (присутствует герой-резонер, есть отрицательные персонажи), но при этом является новаторской (она символична).

    3. "Гроза", вынесенная в заглавие пьесы, - это не просто композиционный элемент, это символ божьей кары, раскаяния. Смысл названия пьесы "Гроза" Островского выводит пьесу на символический уровень.

Читайте также: