Где сейчас мощи серафима саровского. Великая Дивеевская тайна. Правда о мощах Св. Прп. Серафима Саровского Чудотворца. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Сохранились ли мощи святого Серафима Саровского?»- это вопрос долгие годы мучил не только церковнослужителей.Выдвигались различные гипотезы,где их можно найти,но шло время,а мощи не обнаруживались.Известно стало пророчество Серафима,что мощи его найдут свой покой в Дивееве,и опять появилась надежда найти и.Где бы ни были члены «Саровской пустыни «,они всегда старались узнать у историков, церковнослужителей,не появились ли новые сведения о месте нахождения мощей святого Серафима Саровского.
За несколько дней до того, как мощи были обнаружены,Валерий Кожевников находился в Ленинграде в командировке,зашел по делам «Саровской пустыни» в Казанский собор,а заодно спросил:Так и не знаете,где мощи нашего Серафима?» Ответ был отрицательным,но именно здесь буквально на другой день их нашли …
В марте члены «Саровской пустыни « поехали на экспедицию на Валаам.Путь лежал через Ленинград.Анатолий Агапов встретился с заведующим отделом Музея истории религии,кандидатом исторических наук С. Н. Павловым,который рассказал,как были найдены мощи святого Серафима Саровского.
С 1989 г. в Музее истории религии ведется большая работа по отбору и передаче предметов культового назначения по ходатайствам религиозных объединений и общин.В первую очередь,музей ставит задачу вернуть верующим реликвии,имеющие сугубо религиозный характер и пользующееся особым почитанием.Для православной церкви к таким реликвиям относятся мощи святых.
Все эти реликвии значатся в музейных списках,в большинстве случаев известно. Когда и откуда они поступали в музей. Правда,очень часто трудно или просто невозможно установить из какого именно храма они,ибо значительное количество хранящегося в фондах,поступило в Музей истории религии сложным путем: не посредственно из церквей, а из других музеев и учреждений. В годы массового закрытия и уничтожения церквей о документаций мало заботились.Но при всех неясных обстоятельствах главное, что сотрудники знают о наличии предмета.Открытие же мощей святого Серафима Саровского в фондах музея было полной неожиданностью,ибо никто из сотрудников об этом не подозревал,и никаких документов на этот счет не имеется.В данном случае мы имеем дело с подлинным вторым обретением мощей святого Серафима Саровского.
А произошло это так.В начале ноября 1990 г. Группа научных сотрудников и реставраторов проводила в одном из фондохранилищ отбор предметов для передачи их церкви.И вот, в дальнем углу хранилища наше внимание оставил прямоугольный предмет свыше 1,5 м длинной,обшитый тканью.По виду предмет напоминал деталь мебели и,очевидно,поэтому до сих пор он не вызывал интереса.Однако,на этот раз проверка велась особо тщательно,и один из сотрудников предложил вскрыть обшивку.Отпороли край,ткани и стало ясно -перед ними мощи.
Через некоторое время провели предварительное освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью,которая, как известно,делается чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперсный крест в серебряной оправе.Руки были сложены на груди.На руках-священнические поручи и белые атласные рукавички,на которых золотом вышито на одном:»Светлый отче Серафиме «,на другой:»Моли Бога о нас «.
Прочитав это, я понял,что мы присутствуем при одном из важнейших событий в жизни русской церкви -втором открытии мощей святого Серафима Саровского.О том,что это именно так, свидетельствовал текст молитвы на рукавичках.
Известно,что православная церковь чтит среди у годников только одного Серафима Саровского. Медный крест на груди известен по житиям святого Серафима -это крест, который благословила его мать в начале его подвижнического пути, с которым он не расставался. Поручи на руках - в них и эпитрахили св. Серафим принимал приходивших к нему за благословением и советом посетителей.
Но,естественно,окончательное слово в вопросе идентификации святых мощей могло принадлежать только церкви.На основании детального освидетельствования и сравнения его результатов с копиями актов о вскрытии мощей преподобного Серафима в 1922 году комиссия пришла к единодушному выводу: «Сомнений быть не может. Это действительно мощи святого Серафима Саровского,судьба которых долгие годы была неизвестна».
Таким образом мощи святого Серафима оказались в Ленинграде,в Музее истории релиигии? Точно ответить на этот вопрос пока невозможно.Как уже говорилось,никаких документов,свидетельствующих об этом, нет. Но с большой степенью вероятности представители церкви и сотрудники музея предполагают,что после вскрытия мощей преподобного Серафима они были увезены в Москву в Донской монастырь,затем находились в так называемом Центральном антирелигиозном музее в Москве. После расформирования последнего в 1946г. часть его коллекций поступила в фонды Музея истории религии. Вероятно,тогда мощи святого Серафима Саровского и были перевезены в Ленинград, где в хранилищах музея истории религии ожидали своего часа,чтобы вновь явиться глубоко чтущим их православным верующим.

Лучшее время для поездки в Дивеево

Проведя почти девять десятилетий, забытых в московской кладовой в советское время, некоторые реликвии русского православного преподобного Серафима Саровского вскоре должны были крутиться по всему миру на борту Международной космической станции. Российский Андрей Борисенко и американский Роберт Кимбро заполнит экипаж миссии.

Реликвии Серафима будут исполнять то, что церковные чиновники называют 155-дневным «крестым ходом» или религиозным шествием по всей планете. Когда он вернется в Россию, ему будет присвоено почетное место в Преображенском соборе в Звездном городке. Влияние Русской Православной Церкви на политическую и социальную жизнь страны заметно выросло за 15 лет с момента прихода к власти президента Владимира Путина, но проникновение церкви в сферу освоения космоса особенно подняло брови. Космическая программа была одним из великих достижений коммунистического и атеистического Советского Союза.

Недавно я совершил паломничество на родину моих предков в нижегородские земли: в Арзамас и Дивеево – места, связанные с именем Серафима Саровского.
Впервые об известном русском святом Серафиме Саровском мне рассказала моя знакомая – студентка философского факультета, весьма набожная особа по меркам советского времени.
Когда я был в музее Достоевского в Старой Руссе, священник отец Агафангел, прочитав отрывок «Два Иисуса» из моего первого романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», сказал, что я «сделал большое дело для церкви» и благословил меня возле иконы Серафима Саровского.
А одна женщина из Дивеево, прочитавшая мой первый роман, почему-то посчитала, что это написал её знакомый, которого она давно разыскивала. В результате она разыскала меня. От неё-то я и получил приглашение посетить Дивеево, куда уже давно собирался к Серафиму Саровскому.

Трудность советской идеологии заключалась в том, что научный и материальный прогресс в стране возможен только после того, как советский народ освободился от «религиозных суеверий и догм». Советский космонавт Юрий Гагарин «полетел в космос - и не видел Бога».

Святые места Дивеевской обители

Поэтому, вместе с нашими успехами в естественных науках, математике и т.д. Сама идеология также рекламировалась как наука. У нас был «научный коммунизм». Гусейнов опасается, что влияние церкви в науке может зайти слишком далеко. «Православие вступает в роль некоторой власти, даже становясь эквивалентной науке, техническим расчетам и т.д.», - говорит он. Это совершенно неприемлемо. Что, если дело доходит до того, что мы должны спросить, прошел ли космонавт какой-то религиозный ритуал или что ему посоветовал священник, когда летать или даже если священник решает, что кто-то должен летать, кто Имеет большую духовность?

Село Дивеево, где расположен Серафимо-Дивеевский женский монастырь, называют четвёртым Уделом Пресвятой Богородицы. В этом году отмечалось 150 лет с момента утверждения монастыря и 20-летие его возрождения. Почти полностью разрушенные при советской власти храмы были восстановлены в кратчайший срок в былом великолепии.
В 1991 году в Дивеево были возвращены обретённые мощи Серафима Саровского. Они хранятся в Троицком соборе и доступны для посещения. Прикоснулся к святым мощам и я. Но более меня изумили выставленные там личные вещи преподобного Серафима: его крест нательный, лапти, обувь, мотыга и другие.

Наука, говорит Гусейнов, «это мир, который должен быть полностью свободен от всякого рода культов и мифологий». Также заинтересована Александра Архипова, которая изучает народную культуру и фольклор в Президентской академии экономики и государственной службы России.

Храм Преображения Господня

Это делается не для того, чтобы защитить нас от какой-то настоящей беды. мощи Серафима Саровского являются символическим расширением православных ценностей. Эти ценности кружат на планете. Для православных священников стало традиционным благословение российских космических миссий и других технологических достижений. Около десяти лет назад космонавты начали традицию посещать самый важный монастырь России - Троицу-Сергию, прежде чем отправиться в космос.

Женский монастырь в Дивеево (что в 12 верстах от Сарова) организовала в 1788 году мать Александра (в миру Агафья Семёновна Мельгунова – вдова полковника, богатого владимирского помещика). Когда создавался монастырь, он был маленькой, ещё не признанной ни светскими, ни духовными властями общиной из нескольких верующих женщин, преимущественно крестьянского звания.
Основательница общины блаженная Александра, умирая, просила отца Серафима помогать её обители, что он и делал в последние годы своей жизни. Он лично начал копать канавку, которая стала святыней Дивеевского монастыря. «Кто канавку эту с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» – говорил Серафим Саровский.
За двое суток я дважды прошёл по этой канавке.

Серафим не станет первым православным святым, чьи реликвии пережили невесомость. Сергей Радонежский провел 178 дней в космосе. В следующем году мощи Святых Федора Стратилата и Федора Тирона отправились в путь. Судьба Серафима символизирует преобразования России 20-го века. Он жил в конце 18-го и начале 19-го века, присоединившись к Саровскому монастырю в возрасте от Него. Он прожил большую часть своей жизни в качестве отшельника в условиях крайнего аскетизма. Позже в жизни он стал знаменитым исповедником, а верующие со всей России совершили паломничество, чтобы увидеть его.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что слово Дивеево люди будут произносить не от слова села Дивеева, а от дивных дел и чудес – от «дива дивного», которое произойдёт. «Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!»

Очень многие приезжают в Дивеево на экскурсию, некоторые поработать и помолиться. Но есть и такие, кто приезжает в надежде на исцеление; привозят своих увечных детей. Причём женщин среди паломников больше, чем мужчин.

Говорят, что он умер, когда стоял на коленях перед иконой, которая сейчас находится в личной часовне Русского православного патриарха Кирилла. Царь Николай и его жена пожертвовали гроб для своих реликвий, которые почитались в церкви в Сарове, недалеко от города Нижний Новгород.

Однако в советские времена Саров стал закрытым научным городом, занимающимся разработкой ядерного оружия. Этот кипарисовый гроб был затем помещен в дубовый гроб и оставался в церкви до дня прославления святого. Службы также проходили в других церквях монастыря.

Православное паломничество набирает обороты. Многочисленные туристические автобусы привозят огромное количество посетителей со всех концов нашей страны, из ближнего и дальнего зарубежья.

Что же это: паломничество или туризм?
Многие называют себя паломниками. Но даже если они туристы, то и это неплохо. Уж лучше пусть будут очереди к святым мощам, нежели за пивом. Пусть лучше покупают сувениры в церковных лавках, чем наркотики.

Источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка

На следующий день митрополит Антоний и епископ Назарий служили мемориальной литургии в Успенском соборе. Позже этим утром в Кафедральном соборе была предложена последняя Мемориальная служба для отдыха иеромонаха Серафима. Это были бы последние молитвы, предлагаемые ему как ушедший слуга Бога. С этого времени молитвы будут адресованы ему как святому. М. звонили колокола для Вигила, первая служба с гимнами в честь преподобного Серафима, и во время которого его реликвии были выставлены для публичного почитания.

Прекрасные соборы не могут вместить всех желающих, и здорово, что можно слушать трансляцию богослужения на улице. Хотя, как и в храме, мешает суетная торговля. А ведь без Духа Святого даже самые прекрасные храмы это всего лишь здания.

Кому-то торговля в храмах и церковных лавках «освещёнными» предметами напоминает фильм «Праздник святого Йоргена».
Что ж, всегда торговали «святостью». Люди искренне верили, что покупая «индульгенции», они покупают прощение своих грехов.
Многие и сейчас полагают, что можно в церковной лавке прикупить по дешёвке «святости» без труда души и без веры, чтобы было чем отчитаться на Страшном Суде.

Во время Литии во время вечерни гроб святого был перенесен из церкви святых Зосима и Савватия и в Успенский собор. Во время этой процессии несколько человек были излечены от различных болезней. Во время утрени, когда воспевали «Хвалите имя Господа», гроб был открыт. После Евангелия митрополит Антоний и другие иерархи поцеловали святые мощи. За ними последовали королевская семья, священнослужитель и все люди в соборе.

В Маленьком входе двенадцать архимандритов подняли гроб с середины церкви, понесли его вокруг алтаря, а затем поместили в особую святыню. Долгожданное событие сопровождалось многочисленными чудесными исцелениями больных, которые собрались в Сарове в большом количестве.

Силу веры таких людей можно было наблюдать в очереди за трапезой. Многие норовили пройти без очереди, занимали на всю группу, отчего возникала толчея. Интересно, а хотел бы кто-нибудь из них попасть без очереди на Страшный Суд?
Приезжают в монастырь помолиться, очистить душу свою, и тут же грешат, в надежде отмыться от грехов, искупавшись в источнике Серафима Саровского.

Почитание и прославление

Праздники Сарова подошли к концу с посвящением первых двух церквей преподобному Серафиму. Первая церковь, которая будет освящена, была над его монастырской ячейкой в ​​Сарове. Широко почитаемый в своей жизни, святой Серафим - один из самых любимых святых Православной Церкви.

И когда он открыл седьмую печать, на полчаса была тишина на небесах. Русская революция была предсказана многими святыми людьми задолго до того, как она на самом деле состоялась. Православный архиепископ Андрей говорил об этом в своем докладе на пасторской конференции в Джорданвиле. Здесь он заявил, что все, что произошло в России, начиная с революции, было предсказуемо еще в то время, поскольку именно тогда иудейская ересь началась Новгород. Эта ересь не была фактически самой иудаизмом, но в основном о том, чтобы сохранить форму Православия под маской западного гуманизма.

Источник преподобного Серафима в Сарове был засыпан в советские годы. В 60-х годах место нового источника ещё входило в запретную зону, но потом его перенесли на берег реки Сатис. Возникла легенда, будто бы солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" – старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушёл. На том месте из трёх точек забила вода.
Колючую проволоку отодвинули за источник. И теперь он доступен для всех верующих в посёлке Цыгановка, где побывал и я.

Однако менее известно, что святые люди как в России, так и за ее пределами также предсказали падение атеизма и возрождение Православия в России «на полчаса», до конца. Означает ли это, что монахи Сарова отдам вас? Ваше благочестие, Господь Бог установил, что я, смиренный Серафим, должен жить значительно дольше ста лет.

Но так как к тому времени епископы станут настолько нечестивыми, что в своей нечестивости они превзойдут греческих епископов времен Феодосия Младшего, чтобы они больше не верили в основную догму христианской веры: поэтому она Порадовал Господа Бога взять меня, смиренного Серафима, из этой мимолетной жизни до того времени, а затем воскресить меня, и мое воскресение будет подобно воскресению семи юношей в пещере Охлона во времена Феодосия Младшего. Раскрыв мне эту великую и страшную тайну, великий старейшина сообщил мне, что после его воскресения он отправится из Сарова в Дивеево и начнет проповедовать покаяние во всем мире.

Как же много в России верующих людей! А желающих верить ещё больше!!

На источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня, освящённая Святейшим Патриархом Алексием II в честь преподобного Серафима 1 августа 1993 года. Даже изменили русло протекающей здесь реки Сатис, чтобы возле часовни устроить купальню.

Русский народ хочет верить. Но как же часто его обманывают!

И, проповедуя покаяние в Дивеево, отец Серафим обнаружил там четыре реликвии, и, раскрыв их, он сам ляг посреди них. А потом, скоро все кончится. Молившись узнать, что произойдет после бедствий, ангел видения сказал ему: «Господь воздвигнет от людей, неизвестных миру, и они восстановят то, что было забито».

Что касается других святых людей в России в начале революции, они тоже знали, что будет большой суд над Россией, но также предсказал конец этому процессу. Таким образом, до революции старейшина Варнава из Гефсиманского скита говорил о грядущей катастрофе: Преследования против веры будут постоянно возрастать. Там будет неслыханная печаль и тьма, и почти все церкви будут закрыты. Но когда людям кажется, что выносливость уже невозможна, тогда придет освобождение. Церкви даже начнут строить. Но это будет цветение до конца.

Основные памятные места Серафима Саровского – ближняя и дальняя пустыньки, как и сам Саровский монастырь – находятся в закрытом городе «Арзамас-16», где расположен российский ядерный центр. Доступ туристов и паломников туда запрещён.

В самом Серафиме Саровском я чувствую правду. Но не в том, что создано вокруг его имени.
Многие откровения из жизни святого дошли в сильно искажённом, цензурированном виде. Наставления преподобного Серафима в своём первоначальном подлиннике никогда напечатаны не были и, по-видимому, не сохранились. Приложения к рукописи первого жития преподобного (написано иеромонахом Сергием в 1837 году) были ретушированы митрополитом Филаретом.

Старейшина Алексий из Зосима Эрмитаж сказал: Русский народ должен быть очищен от греха через великие испытания. И российский корабль будет разбит. Но людей можно спасти даже на осколках и фрагментах. Мы должны молиться, каждый должен покаяться и молиться с большим рвением. Будет открыто великое чудо Бога. И по воле Бога и Его власти все осколки и обломки соберутся вместе и объединится, и корабль будет восстановлен в своей красоте и пойдет по-своему, как это было предписано Богом.

Будет много страданий, много мучений. Вся Россия станет тюрьмой, и мы должны очень просить Господа прощения. Мы должны покаяться в своих грехах и страхе совершить хоть малейший грех, но стремимся делать добро, даже самое маленькое. Ибо даже крыло летучей мыши имеет вес, а Божья шкала точна. И когда даже самое маленькое добро в чаше переполняется, тогда Бог откроет Свою милость России. Десять дней до конца жизни старейшина сказал, что конец будет «через Китай». Он сказал, что будет необыкновенная вспышка, и откроется чудо Бога.

Из книги «Угодник Божий Серафим», которую мне подарил в Старой Руссе отец Агафангел, я многое узнал о жизни великого старца.

Преподобный Серафим Саровский родился в Курске 19 июля 1754 года в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии, и был наречён именем Прохор.
Когда Прохору было 7 лет, его мать в один из обычных осмотров Сергиево-Казанского кафедрального собора, который она достраивала после смерти мужа, взяла мальчика с собой на самый верх колокольни. По неосторожности он упал на землю, но чудом остался невредим.
В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во сне он увидел Богородицу, пообещавшую его исцелить. Во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения пресвятой Борогодицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

И была бы совершенно другая жизнь, но этого не было бы долго. Он также сказал: «Возрождение России начнется после мощного взрыва на берегах великой реки». Затем, в возрасте восьмидесяти лет, он предсказал будущим русским беженцам в Китай и Австралию, которые спросили его, как долго будет продолжаться атеистическое преследование, первое: «Этот огонь должен обойти весь мир».

В самые мрачные дни гонений, когда все казалось безнадежным, старейшина Серафим говорил о надвигающемся возрождении, об открытии церквей и монастырей и о том, что врата ада не победят. В частности, он говорил о возрождении Троицы Сергия Лауры, Дивеево, Лауры Святого Александра Невского и других, и что Ленинград снова будет называться Санкт-Петербург. Он также говорил о времени, когда Россия будет процветать снова духовно, когда даже неортодоксальные будут плавать в России, чтобы креститься. Но этот период длится недолго, пятнадцать лет, и тогда придет Антихрист.

Атеист скажет, что все эти чудеса исцеления ложь. Но если человек верующий самолично пережил исцеление, то как он может в это не верить?!

Повзрослевшего Прохора купеческое дело родителя не привлекало. Он более любил читать книги. С детства Прохор был серьёзным, чуждался обычных детских игр, ища себе товарищей, подобных по духу. «Мир ловил его, да не поймал»!
На 17-м году жизни у Прохора возникло стремление покинуть мир и вступить на крестный путь инока. Хотя мать это не обрадовало, она благословила сына.
В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей (который, как позже выяснилось, был девицей Дарьей из рода рязанских дворян Тяпкиных) благословил его и указал ему место – Саровскую пустынь – там Прохор должен был принять послушание и постриг в монахи.

Он также предупредил, что конец будет происходить не через преследование, а через искушения денег и достопримечательностей этого мира. Время, отделяющее нас от него, должно считаться долгими годами и не более нескольких десятилетий. Но до прихода антихриста Россия еще должна быть восстановлена ​​ - правда, на короткое время. И в России должен быть Царь, предсказанный Самим Господом. Он будет человеком с сильной верой, умом гения и железной воли. Об этом многое узнали о нем. Мы будем ждать выполнения того, что было открыто.

Судя по многим признакам, это приближается, если только из-за наших грехов Господь Бог не отменяет и не изменяет обещанное. В наказании Господь одновременно демонстрирует русским людям путь спасения, превращая его в проповедника Православия во всем мире. Русским за пределами России было дано светить свет Православия во всем мире, чтобы другие народы, видя их добрые дела, могли прославить Отца нашего Небесного и таким образом обрести спасение для себя. Диаспора должна быть обращена на путь покаяния и, получив прощение для себя через молитву Богу и духовное возрождение, также будет способна возродить нашу страдающую родину.

В 1778 году Прохор стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре, а в 1786 году в возрасте 32 лет принял монашество, избрав имя Серафим, что в переводе с еврейского языка означает «пламенный» и «согревающий».

Ещё Гомер заметил, что не напрасно каждый из нас носит своё имя: в каждом имени таится глубокий смысл. Серафим – по древнему представлению высочайшее из творений. Это дух светозарный, безгрешный, безупречный, вместивший в себя не только знание, как херувимы, но и ещё высшее состояние – любовь. Серафим – чин ангельский, последнее и ближайшее к Богу состояние жизни, высочайшая степень блаженства.

По благословению настоятеля монастыря отца Пахомия, молодой послушник устроил в лесу уединённую кущу и там занимался молитвенными подвигами. После кончины настоятеля, отец Серафим в 1794 году удалился на пустынножительство в дремучий Саровский лес.
Уход отца Серафима на житие в дремучие леса в келье отшельника был вызван не только склонностью к одиночеству, но и не самыми тёплыми отношениями с новым настоятелем Саровского монастыря отцом Исайя.

Келья находилась в пяти-шести верстах от монастыря, на правом берегу реки Саровки – так называемая «дальняя пустынька». Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник, который приносил хороший мёд. Носил Серафим одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился.

Целых пятнадцать лет Серафим Саровский прожил уединённо в лесу, в полном безмолвии, соблюдая строгий пост. Он подставлял своё тело под укусы комаров, так что всё оно опухало и было в язвах. Есть свидетельства, как Серафим кормил из рук пришедшего к нему медведя.

Накануне воскресных и церковных празднеств отец Серафим являлся в обитель, слушал там богослужение, исповедовался. А потом всё равно уходил в свою пустыньку.
Любимой иконой старца была икона Божией Матери «Умиление», которой преподобный дал название «Радость всех радостей».

Иеромонаху Серафиму в годы его отшельничества не однажды предлагали должность настоятеля некоторых обителей с повышением в сане. Но он каждый раз отказывался.

К старцу Серафиму ходили за советом и монахи, и миряне.
Прослышавшие о славе старца, три разбойника из села Кременки, что близ Дивеева, 12 сентября 1804 года напали на отца Серафима. У работавшего в своём огороде отца Серафима в руках был топор, но он не стал сопротивляться. Разбойники проломили отшельнику голову, сломали рёбра, ворвались в келью, но ничего не нашли. Они ушли, оставив отца Серафима связанного по рукам и ногам умирать от жестоких побоев.
Но отец Серафим выжил, освободился от пут и добрался до монастыря.
Разбойников тех нашли, но Серафим простил их и просил судью избавить их от наказания.

Поправившись после пяти месяцев болезни, отец Серафим вернулся в свою дальнюю пустыньку. Только стал он ходить сильно сгорбленным.

После смерти настоятеля отца Исайи, отец Серафим сделался молчальником. Он перестал выходить к посетителям своей пустыньки. Скудную пищу ему приносили из обители, поскольку сам он уже с трудом ходил.
В монастырь он возвратился после пятнадцати лет пустынножительства по требованию монастырской братии во главе с новым настоятелем монастыря о.Нифонтом.
В монастыре жизнь отца Серафима была сложной из-за непростых отношения с братией и о.Нифонтом. Он не любил саровского подвижника, завидовал ему и притеснял самым недостойным образом, особенно в последний период жизни отца Серафима – период затвора и старчества. Гонения на старца были и со стороны братии. Монахи донимали преподобного Серафима чем только могли; однажды, например, разобрали и испортили у него печь.

В результате отец Серафим стал затворником. Он никуда не выходил из своей келии и никого у себя не принимал целых пять лет. Келия Серафима никогда не отапливалась, а спал он на мешках с камнями. В сенях поставил собственноручно изготовленный дубовый гроб и просил похоронить себя в нём.

После пяти лет полного затвора отец Серафим стал принимать людей, поучая и наставляя. Количество прихожан, жаждущих встретиться со старцем, измерялось многими тысячами. Ко всем приходящим он обращался словами «Радость моя!» и в любое время приветствовал словами «Христос воскресе!».
Монастырская братия ревностно относилась, когда в Серафиму приходили посетители за советом. Они говорили с упрёком старцу: «и чего ты всё учишь».

Старец Серафим не только поучал, но и исцелял. Так он исцелил от болезни, признанной врачами неизлечимой, помещика М.В.Мантурова. В 1831 году также помещик Н.А.Мотовилов был исцелён старцем от тяжкого недуга.
Существует предание, будто бы преподобного Серафима Саровского посещал сам император Александр I в 1825 году.

Серафим Саровский был представителем нового для того времени явления как «старчество». Многие иерархи церкви ревностно относились к такому новшеству, не одобряя его.
Георгий Флоровский считал, что Серафим был именно свидетелем тайн Духа, нежели учителем. Его образ и вся его жизнь есть уже явление Духа Святого.

В 1827 году неподалёку от реки Саровки, возле родника, для старца Серафима построили небольшую избушку, которая звалась «ближней пустынькой».
Последние годы, когда старец уже не мог ходить и был болен, он жил в Саровском монастыре. Скончался отец Серафим в 1833 году в своей келии во время молитвы на коленях.

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, ещё при его жизни. Предложение о канонизации Серафима Саровского впервые было высказано ещё в 1883 году, чтобы ознаменовать восхождение на престол царя Александра III. Но обер-прокурор К.П. Победоносцев отнёсся к этому предложению неодобрительно.
Только в 1902 году по настоянию супруги Александры Фёдоровны, просящей у Бога после четырёх дочерей рождения сына (наследника престола), царь Николай II потребовал от Победоносцева официальной канонизации Серафима Саровского. Николай II к тому же хотел преодолеть расстояние, разъединявшее его с народом.

В 1903 году комиссия под председательством митрополита Московского Владимира произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Считалось, что мощи святого нетленны. Однако нетленности мощей обнаружено не было. Тем не менее, Святейший Синод постановил «благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых».

Сложности с канонизацией Серафима Саровского возникли и в связи с его симпатиями к старообрядцам. На иконах преподобный Серафим обычно изображается в старообрядной монашеской одежде со "староверским" медным литым крестом.
Икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Летом 1903 года в Сарове состоялись торжества с участием царя и других членов императорской фамилии при стечении почти 150 тысяч человек. После этого в 1904 году у царицы родился цесаревич Алексей, что укрепило веру императора и императрицы в святость чудотворца Серафима.

После революции в ноябре 1920 года рака с останками Преподобного Серафима Саровского была вскрыта по решению уездного съезда Советов. В 1922 году мощи были перевезены в Москву в музей религиозного искусства в Донском монастыре. И только осенью 1990 года в Ленинграде в запасниках Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе были найдены неизвестные (!) останки, не проходящие по описи. Тогда же останки были освидетельствованы комиссией, которая установила, что останки эти были мощами преподобного Серафима Саровского.

Святой Серафим Саровский стал примером жизни для многих людей.
Летом 1878 г. Достоевский вместе со своим другом Владимиром Соловьёвым посетил Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием. Есть мнение, что именно Амвросий Оптинский является прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы». Но сравнивают Зосиму и с Серафимом Саровским. В романе «Братья Карамазовы» Зосима прямо описывает эпизод из жития Серафима Саровского, как "приходил раз медведь к великому святому, спасавшемуся в лесу, в маленькой келейке, и умилился над ним великий святой, бесстрашно вышел к нему и подал ему хлеба кусок: "Ступай, дескать, Христос с тобой", и отошел свирепый зверь послушно и кротко, вреда не сделав".

Возможно, именно Серафим Саровский стал поводом к написанию Толстым рассказа о судьбе императора Александра I, который будто бы навещал старца Серафима, и после инсценированной смерти решил уподобиться его участи, став старцем под именем Фёдор Кузьмич.

Вслед за Гоголем, Достоевским и Толстым, я тоже посетил Оптину пустынь, описав свои впечатления в романе-быль «Странник»(мистерия). Совершил паломничество я и по Святой Земле Израиля. Побывал в православных монастырях Греции и на Афоне.

В Греции ещё в 9 веке местечко Метеоры облюбовали отшельники – уединённые пустынники. В расщелинах каменных скал селились аскеты, превращая небольшие пещеры в своеобразные кельи. В посте, одиночестве и молитве они стремились обрести Дух Святый Божий.
Афонские монахи даже создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии.
Монахов и отшельников из монастырей Метеоры – святого Харлампия, святого Спиридона, святого Стефана и других – многие сравнивают со святым отшельником Серафимом Саровским.

Часто сравнивают Серафима Саровского со святым католической церкви Франциском Ассизским. Есть общее в их стремлении уподобиться Христу, но есть и существенные различия.
Их обоих отличала жизнерадостность. Оба святых жили аскетично, не щадя своего здоровья. Оба строго относились к подвигу целомудрия и послушания, с любовью заботились о животных.
Но если Франциск стремился к внешнему уподоблению, демонстративно копировал жизнь Христа, то Серафим тихо и вдали от людей скромно молился на камне в своей пустыньке.

Серафима Саровского называют небожителем, потому что на земле он жил по законам Неба: никому не делал зла, относился ко всем с любовью. Он как бы одновременно присутствовал и в этом мире, и в мире потустороннем. Серафим и был Потусторонним!

Из всех святых для меня именно Серафим Саровский самый что ни на есть святой человек.
Я бы хотел походить на Серафима Саровского в лучших качествах его веры, радости и любви к ближнему, в его добротолюбии, в бесстрашии уединения, в его святости.

Святость, на мой взгляд, есть сопричастность божественным энергиям. Это и продемонстрировал Серафим Саровский помещику Мотовилову, когда тот на морозе ощущал исходящую от старца теплоту и видел свечение вокруг преподобного.

Зачем нужны святые люди?
Святые – это доказательство возможности совершенной жизни. Одна мысль о такой возможности уже помогает и спасает от греха. И в этом смысле святой человек есть идеал нашей жизни. В уподоблении ему наше собственное преображение идёт быстрее.

Поклонение святому есть поклонение Свету, который есть в каждом из нас.
А вот в протестантских храмах нет изображения святых; люди поклоняются только Господу.

Вряд ли хотел Серафим Саровский, чтобы его сделали святым. Был он кроток и не тщеславен.
Вот только у мёртвых разрешения не спрашивают.

Но если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?!

В народе сейчас на слуху три наиболее известных русских святых: Сергий Радонежский, страстотерпец царь Николай II и монах Серафим Саровский. Хотя трудно представить столь разных людей в одном ряду.

Патриарх каждую субботу призывает нас равняться на святых людей русской земли. Но возможно ли это в наше капиталистическое время, когда средства массовой информации убеждают нас жить ради желаний тела, а не ради обретения Духа Святого?

Может ли быть Серафим Саровский идеалом для современных людей? Вряд ли.
Жил он бедно, к богатству не стремился, карьеры не делал. Он ничего не достиг, ничего не построил, ничего не написал, детей не родил. И при всём это святой человек.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Читайте также: