Обзор отечественной и современной литературы. Современная литература (по выбору абитуриента) Классики современной литературы



1.Вступление

2.Поиски системного анализа современного литературного процесса.

3.Гипертекстуальность новейшей русской литературы

4.Роль творческой индивидуальности писателя в формировании литературной ситуации.

5.Заключение.



  • Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления,направления,как авангард и поставангард,модерн и постмодерн,сюрреализм,иперссионизм,

неосентиментализм,метереализм,соц-арт,концептуализм и т.д.


  • Литература добровольно сложила с себя

полномочия выступать в качестве рупора

общественного мнения и воспитателя человеческих душ, а места положительных героев-маяков заняли бомжы, алкоголики,убийцы и представители древнейщих профессий.


  • Если в 1986 году наиболее читаемые книги по опросу «Книжного обозрения»:»Улисс» Дж.Джойса, «1984»Дж.Оруэлла, «Железная женщина» Н.Берберовой,-то в 1995году

в списках бестселлеров уже иная литература:»Профессия-киллер», «Спутники волкодава», «Мент поганный».Подобная ориентация массового читателя стала острейшей проблемой как школьного,так и вузовского преподавания литературы.



Утро

Вениамин Ерофеев

Вы когда-нибудь видели рассвет? Когда-нибудь наблюдали, как медленно, словно с неимоверной тяжестью поднимается солнце? Когда первые лучи начинают рассеивать тьму, разжижая и изничтожая ее. Когда небо из черного превращается в голубое... за несколько часов. И когда все же первые лучи солнца, которое только-только краешком выглянуло из-за горизонта, рассекут небо - не думаешь ни о чем и не слушаешь ничего. Просто смотришь. Ибо такое нигде больше не увидишь. А когда приходишь в себя, недоумеваешь - почему ты вернулся? Почему ты не Там? Что ты Здесь забыл?...




Активизация творчества писательниц конца столетия - факт объективный и значимый. Так же как начало ХХ века было ознаменовано возрождением поэзии женщин, а модернизм стал освобождающей стихией для творчества русских писательниц, внесших в культуру Серебряного века свободу чувств, индивидуализм и тонкий эстетизм, так и конец

Века проходит в значительной степени под знаком эстетических открытий женщин писательниц.



Особое место в жанровом формотворчестве занимает антиутопия. Эволюционирование антиутопии, рассмотренное только на отрезке 1990-х годов - конца ХХ века, показывает, сколь сложна и разветвлена картина жанровой подвижности. Теряя формальные жестокие черты, она обогащается за счет новых качеств, главным из которых становиться своеобразное мировидение.





Сложную картину эстетического разброса дополняет ситуация в области русской поэзии конца столетия. Общепризнано, что проза доминирует в современном литературном процессе. В течение последнего десятилетия поэзия пережила эволюцию от состояния практически полного бескнижья до положения, когда книжные полки и прилавки книжных магазинов проседают под грузом стихотворных сборников, изданных либо за авторский, либо за спонсорский счет тиражами 300-500 экземпляров. Поэзия несет тот же груз времени, те же стремления войти в новые специфические зоны творчества. Поэзия более болезненно, чем проза, ощущает утрату читательского внимания, собственной роли быть эмоциональнымвозбудителем общества.





Заявляется уже в названиях романов и далее реализуется в тестах: «Живите в Москве: рукопись на правах романа» Д.Пирогов, «Смерть царя Федора: микророман» М.Ю.Дружникова, «Эросипед и другие виньетки» А.Жолковского. Е.Попов жанр своего романа «Хаос» определил как роман-коллаж, название романа С.Гандлевского- «НРЗБ», У н.Кононова- «нежный театр: шоковый роман».







«Литература у народа, лишенного общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», - писал в прошлом веке А.И.Герцен. Впервые за всю многовековую историю России правительство дало нам теперь свободу слова и печати. Но, несмотря на огромную роль средства информации, отечественная является властительницей дум, подымает пласт за пластом проблемы нашей истории и жизни. Может, был прав Е.Евтушенко, сказавший: « Поэт в России - больше, чем поэт!..».

На сегодняшней литературе можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно - политическое значение литературного произведения в связи с общественно - политической обстановкой эпохи. Эта формулировка означает, что особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое значение. Так, в эпоху упадка крепостничества и дворянства появился целый ряд произведений о «лишних людях», в том числе и знаменитый «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Само название романа, споры вокруг него показали его общественное значение в эпоху николаевской реакции. Огромное значение имела и повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в период критики сталинщины в начале 60-х годов. Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпохи и литературного произведения. Ныне стоит задача - возродить сельского хозяина. Литература откликается на нее книгами о раскулачивании и раскрестьянивании деревни.

Теснейшая связь современности и истории даже рождает новые жанры (например, роман - хронику) и новые изобразительные средства: в текст вводятся документы, популярны перемещения во времени на многие десятилетия и другое. То же касается и проблем охраны природы. Терпеть больше нельзя. Желание помочь обществу заставляет писателей, например Валентина Распутина, переходить от романов и повестей к публицистики.

Первая тема, которая объединяет очень большое число произведений, написанных на протяжении 50 - 80-х годов проблема исторической памяти. Эпиграфом к ней могли бы послужить слова академика Д.С.Лихачева: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти».

«Белые пятна» образовались (вернее, их образовали те, кто постоянно приспосабливал историю к своим интересам) не только в истории всей страны, но и отдельных ее районов. Книга Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж» о Кубани. Он считает, что ее историки в долгу перед своей землей. «Дети вырастали без знания своей родной истории». Года два назад писатель был в Америке, где встречался с жителями русской колонии, эмигрантами и их потомками из кубанских казаков. Бурю читательских писем и откликов вызвала публикация романа - хроники Анатолия Знаменского «Красные дни», где сообщались новые факты из истории гражданской войны на Дону. Сам писатель не сразу пришел к истине и только в шестидесятые годы понял, что «мы вообще ничего не знаем о той эпохе». В последние годы вышло несколько новых произведений, таких, как роман Сергея Алексеева «Крамола», но неизвестного еще очень много.

Особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора. Огромный труд проделал Александр Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГе». В послесловии к книге он говорит: «Не потому я прекратил работу, что счел книгу оконченной, а потому, что не осталось больше на нее жизни. Не только прошу я о снисхождении, но крикнуть хочу: как наступит пора, возможность - соберитесь, друзья, уцелевшие, хорошо знающие, да напишите рядом с этой еще комментарий...» Тридцать четыре года прошло с той поры, как написаны, нет, выбиты на сердце, эти слова. Уже и сам Солженицын правил книгу за границей, вышли десятки новых свидетельств, а призыв этот останется, видно, на долгие десятилетия и к современникам тех трагедий, и к потомкам, перед которыми откроются, наконец, архивы палачей. Ведь даже число жертв неизвестно!.. Победа демократии в августе 1991 года дает надежду, что архивы скоро будут открыты.

И потому видятся мне не совсем верными слова уже упомянутого писателя Знаменского: «Да и сколько надо было сказать о прошлом, мне кажется, уже сказано и А.И.Солженицыным, и в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова, и в повести «Барельеф на скале» Алдан - Семенова. Да и сам я 25 лет назад, в годы так называемой оттепели, отдал дань этой теме; моя повесть о лагерях под названием «Без покаяния»... напечатана в журнале «Север» (N10, 1988 г.)». Нет, я думаю, еще должны потрудиться и свидетели, и , и историки.

О сталинских жертвах и палачах написали уже много. Отмечу, что вышло продолжение романа «Дети Арбата» А.Рыбакова «Тридцать пятый и другие годы», в котором много страниц уделено тайным пружинам подготовки и проведения процессов 30 - х годов над бывшими руководителями большевистской партии.

Думая о сталинском времени, невольно переносишься мыслью на революцию. И она сегодня видится во многом по - иному. «Нам говорят, что русская революция ничего не принесла, что у нас нищета большая. Совершенно верно. Но... У нас есть перспектива, у нас виден выход, есть воля, желание, мы видим перед собой путь...» - так писал Н.Бухарин. Теперь мы задумываемся: что же сделала со страной эта воля, куда привел этот путь и где выход. В поисках ответа начинаем обращаться к истокам, к Октябрю.

Мне кажется, что глубже всех исследует эту тему А.Солженицын. Причем эти вопросы затрагиваются во многих его книгах. Но главное произведение этого писателя об истоках и начале нашей революции - многотомное «Красное колесо». У нас уже напечатаны части его - «Август четырнадцатого», «Октябрь шестнадцатого». Печатается и четырехтомный «Март семнадцатого». Александр Исаевич продолжает напряженно трудиться над эпопеей.

Солженицын настойчиво не признает не только Октябрьскую, но и Февральскую революцию, считая свержение монархии трагедией русского народа. Он утверждает, что мораль революции и революционеров антигуманна и античеловечна, лидеры революционных партий, включая Ленина, беспринципны, думают, прежде всего, о личной власти. Нельзя согласиться с ним, но и не прислушаться тоже нельзя, тем более что писатель использует громадное число фактов и исторических свидетельств. Хотелось отметить, что этот выдающийся писатель уже дал согласие вернуться на Родину.

Сходные рассуждения о революции есть и в воспоминаниях писателя Олега Волкова «Погружение во тьму». Автор, интеллигент и патриот в лучшем смысле слова, провел в тюрьмах и ссылках 28 лет. Он пишет: « За те два с лишним года, что отец прожил после революции, уже отчетливо и бесповоротно определилось: круто укрощаемый мужик и несколько мягче взнуздываемый рабочий должны были отождествлять себя с властью. Но говорить об этом, разоблачать самозванство и обман, растолковывать, что железная решетка новых порядков ведет к закабалению и образованию олигархии, уже было нельзя. Да и бесполезно...»

Такую ли надо давать оценку революции?! Трудно сказать, окончательный приговор вынесет только время. Лично я не считаю такую точку зрения правильной, но и опровергнуть ее сложно: не забудешь ведь ни о сталинщине, ни о глубоком сегодняшнем кризисе. Ясно и то, что изучать революцию и гражданскую войну по фильмам «Ленин в Октябре», «Чапаев» или по поэмам В.Маяковского «Владимир Ильич Ленин» И «Хорошо» больше нельзя. Чем больше мы узнаем об этой эпохе, тем самостоятельнее придем к каким - то выводам. Много интересного об этом времени можно почерпнуть в пьесах Шатрова, романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», повести В.Гроссмана «Все течет» и других.

Если в оценке революции есть резкие расхождения, то сталинскую коллективизацию осуждают все. Да и как оправдать ее, если она привела к разорению страны, гибели миллионов трудолюбивых хозяев, к страшному голоду! И вновь хочется процитировать Олега Волкова о времени, близком к «великому перелому»:

«Тогда еще только налаживали массовую вывозку ограбленных мужиков в пропасти пустынных раздолий Севера. До поры до времени выхватывали выборочно: обложат «индивидуальным» неуплатным налогом, выждут маленько и - объявят саботажником. А там - лафа: конфискуй имущество и швыряй в тюрьму!...»

Василий Белов рассказывает нам о пред колхозной деревне в романе «Кануны». Продолжением служит «Год великого перелома, Хроника 9 месяцев», где описывается начало коллективизации. Одним из правдивых произведений о трагедии крестьянства в период коллективизации является роман - хроника Бориса Можаева «Мужики и бабы». Писатель, опираясь на документы, показывает, как формируется и забирает власть та прослойка на селе, которая благоденствует на разорении и беде односельчан и готова лютовать, чтобы угодить начальству. Автор показывает, что виновники «перегибов» и «головокружений от успехов» те, кто управлял страной.

Тема войны, кажется, изучена и описана в литературе досконально. Но вдруг один из самых честных наших писателей Виктор Астафьев, сам участник войны, пишет: «... к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила...» Да, трудно отвыкать от привычных образов благородных советских воинов и презренных врагов, десятилетиями складывающихся из военных книг и фильмов. Вот из газет мы узнаем, что среди немецких летчиков было немало таких, что сбили по 100 и даже по 300 советских самолетов. А наши герои Кожедуб и Покрышкин - всего несколько десятков. Еще бы! Оказывается, порой советские курсанты налетывали всего по 18 часов - и в бой! Да и самолеты, особенно в период войны, были неважные. Константин Симонов в «Живых и мертвых» прекрасно описал, как гибли летчики из - за того, что наши «ястребки» были «фанерные». Много правды мы узнаем о войне из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба», из разговоров солженицынских героев - зеков, бывших фронтовиков, в романе «В круге первом», в других произведениях наших писателей.

В книгах современных авторов звучит прекрасная тема охраны и сбережения нашей природы. Сергей Залыгин считает, что перед лицом той катастрофы и той трагедии, которая надвигается на нас, уже сегодня нет более главной и существенной задачи, чем экология. Можно было бы назвать произведения Астафьева, Белова, Распутина (в том числе и его последние - о Сибири и Байкале), Айтматова и многих других.

С темой охраны природы тесно смыкаются и нравственные проблемы, поиски ответа на «вечные» вопросы. Так, например, в романе Чингиза Айтматова «Плаха» обе темы - гибель природы и безнравственность - дополняют друг друга. Поднимает темы общечеловеческих ценностей этот писатель и в новом своем романе «Богоматерь в снегах».

Из нравственных проблем писателей сильно волнует моральное одичание части нашей молодежи. Это заметно даже иностранцам. Один из зарубежных журналистов пишет: «Люди Запада... подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота... привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок - музыки». Возмущением и болью пронизана поэма Андрея Вознесенского «Ров», в которой автор ставит к позорному столбу разорителей могил, подонков, которые ради наживы занимаются тем, как пишет поэт в послесловии, что копаются «в скелетах, рядом с живой дорогой, чтобы крошить череп и клещами выдирать, коронки при свете фар». «До чего же должен дойти человек, как развращено, должно быть, сознание?!» - восклицает и читатель вместе с автором.

Трудно перечислить все темы, которые прозвучали в лучших произведениях последних лет. Все это свидетельствует о том, что «литература наша идет сейчас в ногу с перестройкой, оправдывает свое назначение».

Литературный фестиваль в г. Бат, графство Сомерсет — один из самых ярких и авторитетных в Великобритании. Основанный в 1995 году при поддержке издания The Independent, он стал важным событием европейской культурной жизни. Арт-директор фестиваля, Вив Гроскоп — журналист, писательница и комедийная актриса, — подводит своеобразные итоги 20-летней деятельности фестиваля и называет лучшие его книги, год за годом. Кстати, почти все они уже экранизированы.

Мандолина капитана Корелли, 1995

Луи де Бернье

Многие видели прекрасный фильм с Николасом Кейджем и Пенелопой Круз и думают, что «Мандолина капитана Корелли» — это красивый роман про настоящую любовь. Так оно, конечно, и есть. Но еще — это роман о европейской истории, о том, как странно и тесно сплетаются судьбы народов и людей: твой вчерашний союзник стреляет тебе в спину, а твой вчерашний враг спасает тебе жизнь. Сюжет книги основан на реальных исторических событиях, когда итальянцы, будучи союзниками нацистской Германии, оккупировали Грецию, а потом были разоружены и расстреляны пришедшими немцами, заподозрившими их в «симпатиях к местному населению». Средиземноморское очарование пейзажей и персонажей: нежной Пелагеи и мужественного капитана Корелли, не оставило равнодушными британских фестивальных критиков.

Она же «Грейс», 1996

Маргарет Этвуд

Маргарет Этвуд — лауреат Букеровской премии. Эту книгу она посвятила попытке разгадать жестокое преступление, в свое время всколыхнувшее всю Канаду: 23 июля 1843 года полиция обвинила 16-летнюю служанку Грейс Маркс в безжалостном убийстве своего хозяина и его беременной любовницы-экономки. Грейс была необычайно красива и очень юна. Но она рассказала полиции целых три версии происшедшего, а ее сообщник — две. Подельник отправился на виселицу, а вот адвокату Грейс удалось убедить судей, что она — не в своем уме. Грейс провела в сумасшедшем доме 29 лет. Кто она была на самом деле, и кто совершил кровавое преступление? Это и пытается рассказать Маргарет Этвуд.

Американская пастораль, 1997

Филипп Рот

К чему, в итоге, привела американская мечта? Которая сулила богатство, закон и порядок тем, кто много работает и хорошо себя ведет? Главный герой — Швед Лейвоу — женился на красавице «Мисс Нью-Джерси», унаследовал отцовскую фабрику и сделался владельцем старинного особняка в Олд-Римроке. Казалось бы, мечты сбылись, но однажды сусальное американское счастье разом обращается в прах… И претензии, конечно, не только к американской мечте, а к иллюзиям, которыми нас питает современное общество в целом.

Англия, Англия, 1998

Джулиан Барнс

Джулиан Барнс — остроумный, ироничный британец, который привлекает читателя своей непохожестью на остальных. Эта книга — своеобразная сатирическая утопия, призывающая людей не путать легенды прошлого своей страны с тем, чем она есть в настоящем. Ностальгия по никогда не существовавшему «золотому веку» подтолкнула бизнесмена Джека Питмена на создание проекта «Англия, Англия» — тематического парка, в котором собрано все, что олицетворяет в глазах целого мира добрую старую Англию.

Бесчестье, 1999

Дж.М. Кутзее

Южноафриканец Кутзее — дважды лауреат Букеровской преми, это уникальный случай. В 1983 году он уже получал эту премию за роман «Жизнь и время Михаэла К.». В 2003 году Кутзее стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Главный герой книги, университетский профессор, из-за скандальной истории со студенткой лишается буквально всего: работы, благорасположения общества и уезжает жить к дочери-лесбиянке в далекую провинцию. Роман-полемика, ответ Кутзее на вопрос, заданный еще Францем Кафкой: быть или не быть человеку, если жизнь низвела его в глазах окружающих до состояния насекомого, стать ли ему нулем или начать с нуля?

Белые зубы, 2000

Зэди Смит

Люди разных рас и национальностей, кризисы подросткового и среднего возраста, несчастная любовь и все такое прочее: блестящее комическое повествование, в котором рассказывается о дружбе, любви, войне, землетрясении, трех культурах, трех семьях на протяжении трех поколений и одной очень необычной мыши. Зэди Смит остра на язык: колко и с язвинкой высмеивает человеческую глупость. Поднимая на поверхность множество проблем, не дает ответов на вопросы, а скорее предлагает проанализировать или признаться, узнав себя.

Искупление, 2001

Иэн Макьюэн

Эта книга вполне могла бы быть номером один в списке книг с необычным сюжетом. В довоенной Англии жили были богатая девушка и сын садовника, за которого она собралась замуж. Младшая сестра девушки мечтает быть писателем и упражняется в наблюдении и интерпретации человеческих слов и поступков. И вот, по ее мнению, возлюбленный ее сестры — опасный маньяк. А когда кузина девушек оказывается действительно кем-то изнасилована, то будущая писательница дает показания против жениха сестры. Конечно, он был невиновен. Конечно, сестра порвала отношения со всей семьей. Конечно, младшая из сестер становится писателем и движимая раскаянием пишет роман об этой истории, роман со счастливым концом. Но может ли он что-то изменить?

Сердце всякого человека, 2002

Уильям Бойд

Роман построен в форме личного дневника вымышленного героя — писателя Логана Маунтстюарта. События длинной в жизнь героя (1906-1991) вплетаются в ткань истории: в романе фигурируют Вирджиния Вулф, Ивлин Во, Пикассо, Хемингуэй. Герой шапочно знаком практически со всеми значительными художниками и писателями XX века: раскланивается на улицах и беседует на вечеринках. Но это не исторический роман; знаковые фигуры — лишь фон или даже средство показать жизнь типичного европейского интеллектуала изнутри.

Загадочное ночное убийство собаки, 2003

Марк Хэддон

15-летний Кристофер Бун страдает аутизмом. Он живет в небольшом городке со своим отцом. И вот однажды кто-то убил соседскую собаку, и мальчик - главный подозреваемый. Чтобы расследовать загадочное убийство животного, он записывает все факты, хотя отец запрещает ему вмешиваться в эту историю. У Кристофера острый ум, он силен в математике, но мало что понимает в повседневной жизни. Он не выносит прикосновений, не доверяет незнакомым и никогда не сходит с привычного пути в одиночку. Кристофер еще не знает, что расследование перевернет всю его жизнь.

Маленький остров, 2004

Андреа Леви

Роман, действие которого разворачивается в 1948 г., затрагивает темы империи, предрассудков, войны и любви. Это своеобразная комедия ошибок, разыгранная в 1948 году. Именно тогда родители Андреа Леви приехали в Великобританию с Ямайки, их история и легла в основу романа. Главный герой «Маленького острова» возвращается с войны, однако мирная жизнь на «большом» острове оказывается не столь легкой и безоблачной.

Что-то не так с Кевином, 2005

Лайонел Шрайвер

Книга была также переведена с названием «Цена нелюбви». Непростая, тяжелая книга о том, как жить, если твой ребенок совершил ужасное преступление. Какие вопросы себе задавать как родителю? Что ты упустил? С Кевином что-то всегда было не так, но никто ничего с этим не делал.

Дорога, 2006

Кормак Маккарти

Этот роман награжден многими премиями: британской Премии памяти Джеймса Тейта Блэка в 2006 году и американской Пулитцеровской премии за художественную книгу. Страшная катастрофа разрушила Соединенные Штаты и безымянные отец и сын, еще мальчик, продвигаются через территорию, на которой хозяйничают банды мародеров и головорезов, к морю.

Половина желтого солнца, 2007

Чимаманда Нгози Адичи

В книге прослеживаются судьбы пяти основных персонажей: дочерей-близнецов (красавицы Оланны и бунтарки Кайнене) влиятельного предпринимателя, профессора, его слуги-мальчика Угву и британского журналиста-писателя Ричарда. У каждого из них свои планы на будущее и мечты, которые разбивает война. Действие разворачивается на фоне гражданской войны в Нигерии (1967-1970). Читатели назвали роман Адичи «африканским «Бегущим за ветром»», а британские критики присудили ему престижнейшую премию «Оранж».

Изгой, 2008

Сэди Джонс

1957 год. Молодой Льюис Олдридж возвращается домой, отсидев два года за преступление, которое шокировало сонное графство Суррей. Льюису суждено пройти путь разочарований и потерь, не рассчитывая на поддержку окружающих, подвергаясь опасности быть сломленным. И только на грани отчаяния ему снова будет дарована любовь, любовь как спасение…

Маленький незнакомец, 2009

Сара Уотерс

Конец второй мировой. Англия. Ранее блестящее семейство местных помещиков пришло в упадок. Земли распродаются, ферма убыточна, шикарный особняк ветшает, и его умирание разрушает психику оставшихся обитателей: старой дамы со следами былого величия, которая тоскует по умершей в детстве дочке-первенцу, и ее детей - засидевшейся в девицах некрасивой дочери и искалеченного на войне сына, на которого сваливаются все тяготы главы разорившегося семейства. Все события показаны глазами доброго доктора, доброта которого под финал становится весьма сомнительной. А еще в усадьбе живет привидение.

Вулфхолл, 2010

Хилари Мантел

Имя Кромвеля вам известно. Только вы думаете про Оливера Кромвеля, а главным героем этой книги, которую Вив Гроскоп, арт-директор литературного фестиваля в Бате, называет лучшей из представленных двадцати, является парень по имени Томас Кромвель. Он — сын кузнеца-дебошира, политический гений, чьи орудия - подкуп, угрозы и лесть. Его цель - преобразовать Англию сообразно своей воле и желаниям короля, которому он преданно служит, ведь если Генрих VIII умрет, не оставив наследника, то в стране неизбежна гражданская война.

Время смеется последним, 2011

Дженнифер Иган

Книга «Время смеется последним» принесла автору мировую известность и самую престижную литературную награду США - Пулитцеровскую премию. В этой книге много героев. Целый клубок. Но самым главным, центральным героем является Время. И оно смеется последним. Юность героев совпадает с зарождением панк-рока, и он навсегда входит в их жизнь, а для кого-то становится призванием. Сама книга построена как музыкальный альбом: две ее части так и называются - «Сторона А» и «Сторона Б», а у каждой из тринадцати самостоятельных глав, как у песен, своя тема. Жизнь щедра не ко всем, но каждый по-своему пытается противостоять времени и сохранить верность себе и своей мечте.

На пороге чудес, 2012

Энн Патчетт

Смелая и рисковая девушка Марина Сингх ищет чудо, и шестое чувство подсказывает ей, что именно здесь, в окрестностях Амазонки, она и найдет то, что ищет. Поиски и приключения, и такие разные версии «правды». Хватит ли сил у героини?

Жизнь после жизни, 2013

Кейт Аткинсон

Представьте себе, что у вас есть возможность проживать жизнь снова и снова, пока не получится правильно. Главная героиня рождается и умирает, еще не научившись дышать. А потом рождается снова, выживает и рассказывает историю своей жизни. Рассказывает снова и снова. Пока не получится правильно прожить двадцатый век: спастись из коварных волн; избегнуть смертельной болезни; найти закатившийся в кусты мячик; научиться стрелять, чтобы не промахнуться в фюрера.

Щегол, 2014

Донна Тартт

Этот роман — лауреат многочисленных литературных наград, в том числе Пулитцеровской премии за художественную книгу 2014 года. Роман назван в честь картины известного голландского художника Карела Фабрициуса «Щегол» (1654), которая играет важную роль в судьбе главного героя книги. Стивен Кинг также выразил восхищение романом, добавив: «Таких книг, как „Щегол“, за десять лет появляется штук пять, не больше. Она написана и с умом, и с душой. Донна Тартт представила публике блистательный роман»

Краткая история семи убийств, 2015

Марлон Джеймс

13 октября 2015 года Марлон Джеймс был назван победителем Букеровской премии. Джеймс – первый представитель Ямайки на конкурсе. Его роман весь год лидировал в списках лучших книг, главной характеристикой его является кинематографичность повествования. Книга рассказывает о покушениях на Боба Марли в 1970-х годах, раскрытых три десятка лет спустя, в которых фигурировали наркобароны, королевы красоты, журналисты и даже ЦРУ.

По материалам: theindependent.com.uk

- Читайте также:

Теория:

В 1950-е в СССР был издан ряд постановлений, направленных на повышение качества драматургии. Пристальный интерес правящих кругов к современной драматургии обусловливался не только общими идеологическими соображениями, но и еще одной дополнительной причиной. Сезонный репертуар советского театра должен был состоять из тематических разделов (русская классика, зарубежная классика, спектакль, посвященный юбилейной или праздничной дате, и т.д.). Не менее половины премьер должны были готовиться по современной драматургии. Желательным было, чтобы основные спектакли ставились не по легким комедийным пьесам, но по произведениям серьезной тематики. В этих условиях большинство театров страны, озабоченных проблемой оригинального репертуара, искали новые пьесы.

Общий подъем театрального искусства в конце 1950-х повлек за собой и подъем драматургии. Появились произведения новых талантливых авторов, многие из которых определили основные пути развития драматургии ближайших десятилетий. Примерно в этот период сформировались индивидуальности трех драматургов, чьи пьесы много ставились на протяжении всего советского периода - В.Розова, А.Володина, А.Арбузова.

Среди всего многообразия жанров и стилей, захлестнувших театр с конца 50-х годов XX века вплоть до наших дней, в современной драматургии можно отметить явное преобладание традиционной для русского театра социально-психологической пьесы. Несмотря на откровенно будничный, даже бытовой фон самого действия, большинство подобных произведений имели очень глубокий, многослойный философский и этический подтекст.

Здесь писателями активно использовались такие приемы, как :

· создание «подводного течения»

· встроенного сюжета,

· расширения сценического пространства путем введения в действие поэтических или предметных символов.

· Например, маленький цветник с маргаритками в пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», как и старый вишневый сад из известной одноименной драмы А. Чехова, становится для героев Вампилова своеобразным тестом на способность любить, человечность, жизнелюбие.

· Очень эффектными, усиливающими психоэмоциональное воздействие на зрителя, оказались такие приемы, как внесценические «голоса», иногда составляющие, по сути, отдельный план действия, или фантастические видения героев.

Конец 1950 - начало 1970-х отмечены яркой индивидуальностью А.Вампилова. За свою недолгую жизнь он написал всего несколько пьес: «Прощание в июне» , «Старший сын» , «Утиная охота» , «Провинциальные анекдоты», «Двадцать минут с ангелом» и «Случай с метранпажем », «Прошлым летом в Чулимске» и неоконченный водевиль «Несравненный Наконечников» . Вернувшись к эстетике Чехова, Вампилов определил направление развития российской драматургии двух последующих десятилетий.

Задание: п рочитайте одну из пьес предложенных авторов (А. Володина, В. Розова, А.Вампилова) и подготовьте краткий пересказ.

Самостоятельная работа № 55-56.

Теория: учебник В.А.Чалмаева, С.А.Зинина «Литература XX ВЕКА. Часть 2», стр. 326 – 352.

Задание: опираясь на теоретический материал учебника, подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Какие события литературной жизни последних лет вы считаете наиболее значимыми? Какие книги (публикации) привлекли ваше внимание и почему? По каким критериям вы определяете степень значимости того или иного художественного произведения в современной культуре?

2. На основе материалов сайта http:// magazines.russ.ru подготовьте краткие сообщения о ведущих «толстых» литературных журналах: «Новый мир», «Знамя», «Звезда, «Октябрь», «Нева». Найдите информацию о времени создания журнала, восстановите его краткую историю, охарактеризуйте его место в литературном процессе последних десятилетий.

3. Объясните, как вы понимаете значение понятий постмодернизм, постреализм, неонатурализм, неосементализм. Охарактеризуйте основные черты каждого из названных течений.

4. Какие социокультурные факторы оказывают определяющее влияние на развитие современной культурной и общественной жизни?

5. Подготовьте сообщение о современных российских литературных премиях (Букеровская премия, Антибукеровская премия, премия Аполлона Григорьева, премия Андрея Белого, премия имени Ивана Петровича Белкина), Обратите внимание на то, какие литературные достоинства отмечены каждой премией.

Самостоятельная работа № 57

В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо», И.-В.Гете. «Фауст»,

Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

Задание: подготовить рецензию (письменно)на самостоятельно прочитанное произведение зарубежной литературы 19 века.

Примерный план рецензии:

1. Краткие библиографические сведения о книге.

2. Смысл названия произведения.

3.Личные впечатления от прочитанного.

4. Особенности сюжета и композиции.

5. Мастерство писателя в изображении характеров героев.

6. Язык и стиль поведения.

7. Основная идея произведения.

8. Актуальность проблематики.

Самостоятельная работа № 58.

Э. Хемингуэй. «Старик и море», Э.- М. Ремарк. «Три товарища», Г. Маркес. «Сто лет одиночества», П. Коэльо. «Алхимик».

Задание: подготовьте электронную презентацию по одной из предложенных тем:

1. Опираясь на материал учебника и дополнительную литературу, подготовьте обзор творчества Э.Хемингуэя. Каковы основные темы его произведений. Раскройте содержание, основную тему и идею рассказа «Старик и море». Какие произведения автора вы порекомендовали бы прочитать?

2. Познакомьтесь с творчеством Г. – Г. Маркеса. Раскройте содержание, основные темы и идею романа «Сто лет одиночества». Что заинтересовало вас в творчестве писателя? С какими произведениями порекомендовали бы познакомиться?

3. Познакомьтесь с творчеством П.Коэльо. Раскройте содержание, основную тему и идею одного из произведений этого писателя. Что заинтересовало вас в творчестве этого писателя? Какие произведения порекомендовали бы прочесть?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Схема анализа стихотворения

· Определить тему (О чем?)

· Лирический сюжет: каким представляется лирический герой в начале, изменяется ли его состояние в конце?

· Каким настроением проникнуто? Меняется ли оно на протяжении стихотворения?

· Роль пейзажа (если есть)

· Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (анафора, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы литоты);

· Жанр стиха (элегия, послание, обращение, ода, пейзажная лирика, мадригал, эпиграмма, эпитафия)

· Композиция стихотворения (можно ли разделить стих на смысловые части)

· Особенности синтаксического строя (какие предложения по цели высказывания и интонации преобладают)

· Звуковой строй языка (преобладание звуков)

· Ваше отношение к прочитанному.

Изобразительно-выразительные средства

· Анафора – повторение слова или словосочетания в начале нескольких стихотворных строк

· Гипербола – преувеличение

· Литота – преуменьшение

· Метафора – скрытое сравнение предмета или явления на основе сходства признаков.

· Олицетворение – одушевление неживых предметов.

· Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов (горячий снег, живой труп, сладкий яд )

· Сравнение – сопоставление предметов по принципу их сходства (есть слово как ).

· Эпитет – образное определение предмета или явления

Жанры лирики:

ü Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героический подвиг.

ü Пейзажная зарисовка – картина природы.

ü Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте.

ü Послание – обращение к другому лицу.

ü Сатира – произведение, высмеивающее недостатки.

ü Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу.

ü Мадригал небольшое стихотворение, выражающее восхищение, комплимент.

ü Эпитафия - надгробная надпись в стихотворной форме, посвященная усопшему.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Теория:

Эпизод - часть текста, которая обнаруживает смысловое и композиционное единство.

1. Определите место данного эпизода в развитии сюжета:

· В какой момент жизни героя встречаемся с ним?

· Что уже знаем о нем и об отношении к нему автора?

2. Сформулируйте общее впечатление от прочитанного, подумай, чем оно вызвано. Какими способами автор его создает?

· Что интересного в событиях, поступках героя, в отношении к нему людей?

· Обратите внимание на форму повествования: от чьего лица оно ведется? В чем преимущество этого приема?

· Представьте, чьими глазами мы видим картину?

· Подумайте, как изображено место и время (иначе говоря, в чем своеобразие хронотопа)?

· Обратите внимание на особенности словоотбора, грамматической организации текста. Как уточняют они свое понимание происходящего?

3. Сделайте вывод о главной мысли эпизода:

· Что нового о герое вы узнали? Какие вопросы возникли?

· Какой представили дальнейшую судьбу героя?

4. Сравните свое понимание эпизода с его интерпретацией в критике, в других видах искусства.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Как составить конспект?

Конспект – это жанры работы с другим источником. Цель этого жанра – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.

Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:

1. Уяснить цели и задачи конспектирования.

2. Ознакомится с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление е выделить информационно значимые разделы текста.

4. Составить конспект, для этого:

Последовательно выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией;

Написать краткое резюме – обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.

Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

План анализа драматического произведения:

2. Афиша (список действующих лиц): в чем главном они уже охарактеризованы? Как расстановка героев помогает догадаться о характере (социальный, любовный, философский, психологический) драматического произведения? Обращаем внимание на выбор имен, последовательность их представления, авторские ремарки.

3. Оформительские ремарки пьесы: какие «подсказки» режиссеру, актерам таят они в себе. Какие особенности временной и пространственной организации действия поясняют догадку о конфликте пьесы?

4. Первое появление главных действующих лиц. Как раскрываются они в системе монологов, диалогов, реплик в сторону? О внешнем или внутреннем (психологическом), осознанном или бессознательном конфликте героя идет речь?

5. Основные этапы развития драматического конфликта: его кульминация и развязка действия. Как связаны они с авторской идеей пьесы?

6. Отдельные сцены произведения вам известны. Попробуйте объяснить одну из них.

Перечень литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.:« Просвещение»

2. Зинин С.А. Сахаров В. И Литература XIX века. 10 классХрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.,ООО « ТИД« Русское слово - РС»

3. Белокурова С.П., Сухих И. Н. Литература. 10 класс(базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование - М.: Издательский центр «Академия» - 176 с.

4. Зинин С.А. Литература XX века. 11 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2007.-600с.

Дополнительная литература:

1.Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

4.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

5. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

9.Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

Литература 50–80-х годов (обзор)

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др.

Новое осмысление проблемы человека на войне : Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.

Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Поэзия 60-х годов . Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.

«Городская проза ». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

«Деревенская проза ». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

Драматургия . Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

Динамика нравственных ценностей во времени , предвидение опасности утраты исторической памяти : «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др.

Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений : «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др.

Историческая тема в советской литературе . Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана,

В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.

Автобиографическая литература . К. Паустовский,

И. Эренбург.

Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

Журналы этого времени , их позиция . («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.

Авторская песня . Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

Многонациональность советской литературы.

А.И. Солженицын. Сведения из биографии.

«Матренин двор »*. «Один день Ивана Денисовича».Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

В.Т. Шаламов . Сведения из биографии.

«Колымские рассказы ».(два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

В.М. Шукшин. Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство », «Срезал », «Микроскоп », «Ораторский прием ». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

Н.М. Рубцов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Видения на холме », «Листья осенние » (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Расул Гамзатов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Журавли », «В горах джигиты ссорились , бывало... » (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

А.В. Вампилов .Сведения из биографии.

Пьеса «Провинциальные анекдоты » (возможен выбор другого драматического произведения).

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

Русская литература последних лет (обзор)

Зарубежная литература (обзор)

И.-В.Гете. «Фауст ».

Э. Хемингуэй. «Старик и море ».

Э.- М. Ремарк. «Три товарища »

Г. Маркес. «Сто лет одиночества ».

П. Коэльо. «Алхимик ».

Произведения для бесед по современной литературе

А. Арбузов «Годы странствий ».

В. Розов «В поисках радости ».

А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске ».

В. Шукшин «До третьих петухов », «Думы ».

В. Ерофеев «Москва – Петушки»

Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д. Андреев. «Роза мира».

В. Астафьев. «Пастух и пастушка».

А. Бек. «Новое назначение».

В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А. Битов. «Грузинский альбом».

В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К. Воробьев. «Убиты под Москвой».

В. Высоцкий. Песни.

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».

Б. Можаев. «Мужики и бабы».

В. Набоков. «Защита Лужина».

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная повесть».

Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».

Б. Окуджава. Поэзия и проза.

Б. Пастернак. Поэзия.

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

В. Шаламов. «Колымские рассказы.

Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).

Примерные темы рефератов

ХIХ век

Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.

В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.

Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А. Крылова.

Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев , В.Ф. Раевский и др.).

А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения.

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.

Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.

Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-полити-ческий и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Конец ХIХ – начало ХХ века

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.

Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.

Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.

Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.

М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.

Ранняя лирика Б. Пастернака.

А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».

Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.

Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.

Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.

Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».

Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.

Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого и др.

Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

Читайте также: