Главный ключ к душевному спокойствию. Сердца истинно уверовавших

Дорогие мои, враги обвиняют мусульман в заблуждении и неверии, говоря, что тасаввуф – ложь и многобожие. Их нападки направлены к тасаввуфу и к людям тасаввуфа. А кто же они, люди тасаввуфа?

Они учёные общины, праведники из числа салафов и халафов. Из них – чтецы Корана, мухаддисы, богословы, предводители.

Из страниц истории мы знаем, что Ислам в мире распространился именно через суфиев. Осталось хорошее впечатление о суфизме в западных обществах: там суфийский духовный призыв идёт на основе правил и норм науки, дабы каждый человек на Западе нашёл убежище в Исламе для насыщения его души и возвращения к человеческому предназначению.

Дорогие братья, если мы вернёмся к священному Корану, извещению Всевышнего Аллаха, описанию состояния сердец, то найдём качества, характеризующие сердца неверных и лицемеров, и качества, характеризующие сердца верующих. Каждому мусульманину следует приобрести качества, которыми Аллах описал в Коране сердца мусульман, и отдалиться от приобретения качеств сердец неверных и лицемеров.

Приведу вам некоторые из этих аятов.

Всевышний Аллах говорит: «Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (сура «аль-Фатху», аят 4). Из признаков сердца мусульманина является ниспослание спокойствия в него. И это не получится, кроме как в собраниях для чтения Корана и поминания Всевышнего. Это становится ясным и из хадиса нашего любимого Мухаммада (мир ему и благословение), в котором говорится, что не соберутся люди в доме из домов Аллаха, читая книгу Аллаха и совместно изучая науки, кроме как на них снизойдёт спокойствие, покроет их милость, окружат их ангелы, и упомянет их Аллах среди тех, кто возле Него. (Абу Хурайра).

Учёные тасаввуфа сказали, что признаком того, кому Аллах ниспосылает спокойствие духа, является его существование с Аллахом и проживание всей жизни лишь ради Аллаха. Не будет в его жизни душевного беспокойства, так как он находится со Всевышним Аллахом, выберет Аллаха и будет довольным. Да изберёт Аллах его и будет доволен им!

Всевышний Аллах сказал: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?»

В другом аяте Аллах сказал: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха». Обратите внимание, как описал Всевышний Аллах мягкость кожи и сердец: «А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха». Это наставление Аллаха, этим наставляет Он кого пожелает, а тот, кто заблудился, нет ему наставника.

В другом аяте Аллах сказал: «А ты сообщи благую весть смиренным, сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Хадж», аят 35). Аллах описал их сердца страхом.

Описывая истинно верующих, Аллах сказал: «Воистину те, которые трепещут от страха перед своим Господом, веруют в знамения своего Господа, не приобщают к своему Господу сотоварищей, раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, – все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (сура «аль-Муминун», аяты 57–61).

В следующем описании сказано: «Воистину преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (сура «аль-Муминун», аяты 1–2).

Аллах сказал: «Воистину в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом».

И также сказал: «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем».

Все вышеописанные качества мы находим у суфиев, как практическое воспитание и сладость веры.

А что касается сердец неверных, Всевышний Аллах описывает их в Коране так: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» . То есть они не понимают это.

«У них есть сердца, которые не разумеют» (сура «аль-Араф», аят 179). «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (сура «Мухаммад», аят 47).

Ещё в их описании сказано, что они больны и далеки. Всевышний Аллах сказал: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг» (сура «аль-Бакара», аят 10).

«После этого ваши сердца ожесточились и стали как камни или даже ещё жёстче» (сура «аль-Бакара», аят 74).

Дорогие братья, это качества, которые описывают сердца неверных и лицемеров. Мы прибегаем к Аллаху, чтобы уберечься от описания ими нас или от описания ими одного из мусульман. Нам следует приобрести качества сердец верующих с помощью суфийского очищения и воспитания и отдалиться от качеств неверных и лицемеров, чтобы не воскресили нас вместе с ними в Судный день. О Аллах, укрепи веру в наших сердцах и открой их замки. Сделай нас из благоразумных, береги нас от зла наших тел и плохих деяний. Благослови и приветствуй нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!

Абдухади аль-Харса

Перевод с арабского: Абу Фатима ат-Танты

Вопрос:

Ассаламу алейкум. Я долго не решалась вам писать, если честно. Возможно, я потеряла доверие ко всем, но вам, людям образованным и хорошо знающим истину, с надеждой верю, что вы мне посоветуете что-то дельное и, может быть, хотя бы нанемного пробудите меня от того состояния, в котором я нахожусь.

Мне скоро будет 18. Вроде бы возраст серьезный, я должна поумнеть, расставить свои жизненные приоритеты, найти себя в своей душе, но этого не происходит. Во мне вечная неопределенность, сомнения, какая-та опустошенность. Сколько раз я пыталась приблизиться к Аллаху, надеясь, что Он покажет мне верный путь, наполнит мою душу чем-то светлым, добрым, но и этого пока не произошло. Я совершала намаз, держала посты, каждый день делала дуа, однако сейчас я совершенно перестала этого делать. И самое страшное то, что раньше, пропуская хотя бы один намаз, я так терзала свое сердце, что порой ночами спать не могла, а сейчас, отдалившись от Всевышнего так далеко, совсем не чувствую угрызения совести. Я НИЧЕГО не чувствую. Я словно остолбенела, застыла во времени. Мое безразличие проявляется ко всему: к людям, родным, своим поступкам, к жизни в целом. Не раз я хотела напиться таблеток просто так, без оснований, не думая ни о чем, просто, чтобы не проснуться. Однако я не должна иметь на то никакого права хотя бы из-за того, что живу в благополучной семье и никогда ни в чем не нуждалась.

Иногда я думаю, что я душевнобольная, что мне нужно обратиться к психологу, психиатру, к кому-нибудь, но я боюсь, мне страшно. Меня стали преследовать бесконечно ненужные, дурные мысли. Их столько у меня в голове, что я сама ужасаюсь от них. Меня тянет ко злу, плохому, дурному…Я стала слушать жесткий дабстеп, который сводит меня с ума, читать антисоциальную литературу, которая призывает к ненависти и с каждым днем все более и более замыкаюсь в себе. Я понимаю, что это неправильно, но я это продолжаю делать, так как не в силах с этим бороться. Я на самом дне, но утешаю себя тем, что возможно, это юношеский максимализм, желание выделиться любыми способами, быть другой и, как говорится, «сломать систему». Я надеюсь на время, может, со временем я повзрослею, пойму глупость своих действий и возвращу себя. Не знаю…Сейчас во мне пустота и больше ничего.

Очень прошу, может, есть какой-то способ избавиться от этих мучащих мыслей? Изменить себя хоть как-то в лучшую сторону? Я разрываюсь сейчас…Возможно, есть какие-нибудь молитвы, утешающие душу? Я пробовала читать Коран, но я его не понимаю. Я ничего не чувствую, когда читаю его, а я хочу получать удовольствие от чтения его…Посоветуйте мне что-нибудь, пожалуйста, я окончательно сбилась с ног. Буду очень вам благодарна.
Ответ:

Хвала Аллаху, Милостивому и Милосердному! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей вплоть до Судного Дня! Аминь.

Ваше состояние, возможно, требует очной консультации врача психотерапевта/психиатра и медикаментозного лечения. На фоне лечения можно продолжать общаться с мусульманками. Их искреннось и доброта должны стать для вас поддержкой.

Попробуйте ответить себе на вопросы: «В чем я нуждаюсь?», «Кто наделил меня желаниями и волей?», «Что я могу и чего не могу?»

Ваши мысли довольно стройные и разумные. В вас некий упадок жизненных сил. Попробуйте понять отчего это в вас? Возможно, была какая-то трагичная ситуация в жизни, или вы разочарованы чем-то? А может быть вы много времени проводите в развлечениях и в пустую?

Распишите на листочке бумаги то, какая вы сейчас и какой хотели бы видеть себя. Подумайте, что вам нужно для этого сделать? К примеру, если вы желаете видеть себя успешной и счастливой, то вы должны разумно планировать свое время. Для этого нужно не только время и определенные возможности, но и терпение. Терпение - любимое качество характера нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Без него нет успеха, где бы мы ни были и что бы мы не делали. Даже болезнь требует терпеливого ее переживания, чтобы потом по воле Аллаха излечиться. Получение знаний, высокое положение и т.п - для всего этого нужно терпение.

Вы находитесь в сознании и понимаете, что совершаете что-то нехорошее. Поэтому, проявите терпение и откажитесь от всего дурного и плохо на вас воздействующего. Вместо этого наполните свое сердце добрым, приятным. Чаще берите малое омовение, держите свое место в чистоте. Ведите здоровый образ жизни: правильно питайтесь, работайте и отдыхайте. Больше поминайте Аллаха и не отступайте от Его пути. Окружите себя праведными людьми, посещайте собрания восхваления Аллаха. Будьте как бабочка, которая садится на прекрасный цветок и обходит стороной что-то другое. Разве может быть что-то прекраснее нашей религии?! И будьте словно пчелка, кропотливо собирающая цветочный нектар, чтобы переработать его в полезный мёд. Разве есть что-то полезнее нашей религии, где расписано все, чтобы человек был счастливым в обоих мирах?!

Просите Аллаха облегчить ваши душевные страдания и наполнить сердце светом, ум ясностью, а поступки ваши и нрав сделать благими. ИншаАллах. И помните, что не изменится ваше положение, пока вы сами не начнете что-то менять внутри себя.

Я желаю вам благословенной сакины. И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь
»Они уверовали, и их сердца нашли утешение в поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Сура »Гром, 28)

Возможно, вы слышали, что молитва (салят, намаз) дарует человеку мир, утешение и спокойствие. Об этом сказано в Священном Коране:

«Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Коран, 13:28).

Но сколько людей на самом деле испытывают это состояние? И могут ли что-то сделать те, кто этого не испытал, чтобы почувствовать этот мир, утешение и покой?

Молитва часто ошибочно воспринимается как монолог или чтение нараспев, сопровождаемые определенными позами. Идея о том, что это настоящая беседа между человеком и Создателем Вселенной, часто теряется в спешке завершить молитву.

Но спешка в молитве не приведет к миру и спокойствию. Тем не менее, она может дать поклоняющемуся ощущение, что обязательство выполнено, и в списке дел можно поставить «галочку».

У одного человека во времена Пророка (мир ему и благословение), похоже, было такое же чувство, когда он торопился во время молитвы. Пророк сказал ему: «Вернись и помолись еще раз, потому что ты не помолился». Он вернулся и помолился так же, как и в предыдущий раз. Тогда он пришел к Пророку (мир ему и благословение) и поприветствовал его. Пророк ответил на его приветствие, а затем сказал: «Вернись, и помолись еще раз, потому что ты не помолился». Когда он сделал это три раза, он сказал: «Клянусь Аллахом, я не могу сделать больше, чем это. Научи меня». Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Когда ты идешь молиться, говори такбир, и потом читай все, что сможешь, из Корана. Затем поклонись, пока ты не устанешь, а затем встань, и полностью выпрямись. И затем соверши земной поклон, пока ты не устанешь, затем садись, пока ты можешь спокойно сидеть. И делай так на протяжении всей молитвы» (Аль-Бухари).

Однако чтобы достичь желаемого состояния мира и спокойствия через молитву, в первую очередь, должны существовать другие эмоции. В молитве содержатся триггеры, которые позволяют этим другим эмоциям проявиться, что в свою очередь помогает поклоняющемуся войти в состояние покоя.

Три важных триггера в молитве будут выполнять эту работу. Онифундаментальны не только для молитвы, но и для любого акта поклонения. Это может показаться сложным, но на самом деле это не так.

1. Любовь

Любовь вызывает чувство счастья. Счастье, в свою очередь, порождает чувство покоя, мира и безопасности. Когда поклоняющийся произносит в молитве: «Аль-хамду лиллахи раби ль-алямин» (Хвала Аллаху, Господу миров), это активизирует чувство любви.

Аллах, совершенный в Своих изречениях, действиях и суждениях, никогда не обидит ни одну душу. И верующий не должен бояться, что Аллах причинит ему какой-либо вред. Добавьте к этому бесчисленные дары Аллаха людям:

«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют? Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путем. Мы сделали небо оберегаемой кровлей, однако они отворачиваются от его знамений. Он – Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам» (Коран, 21:30-33).

Итак, если Вы будете помнить о Своем Творце, который не допустит никакой несправедливости и одаряет Его творение бесконечными милостями, это непременно вызовет чувство любви к Нему. Любовь - это основа, которая вызывает другие действия и эмоции.

2. Надежда

Поклоняющийся продолжает молиться, и говорит: «Милостивый, Милосердный» .

Признание и провозглашение поклоняющимся того, что Аллах Милосердный, вызывает чувство надежды. А оно, в свою очередь, прогоняет чувство отчаяния и создает состояние покоя.

Какое бедствие не настигло бы человека, всегда есть надежда, потому что Аллах, по Его милости, облегчит любое затруднение.

Пророк (мир ему и благословение) продемонстрировал милосердие Аллаха следующим образом. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сообщил:

«Некоторые военнопленные предстали перед Пророком, и среди них была женщина, которая кормила грудью. Всякий раз, когда она находила ребенка, она прикладывала его к своей груди и кормила. Пророк спросил нас:«Как вы думаете, может ли эта женщина бросить своего ребенка в огонь?» Мы ответили: «Нет, если только она сможет остановить это». Пророк сказал: «Аллах более милостив к Своим верующим рабам, чем мать к своему ребенку» (Аль-Бухари).

3. Страх

Надежда - это чувство, которое может стать иррациональным, если оно выходит из-под контроля. Иррациональная надежда может снять чувство ответственности и подотчетности. Человек, не прилагающий усилий для получения образования или содержания семьи, может использовать иррациональную надежду в качестве оправдания, говоря: «Аллах Милосердный, Он обеспечит меня. Мне не нужно образование или работа». Чтобы держать это под контролем, следующий триггер активирует чувство страха - страх ошибки и ее последствий.

Поклоняющийся говорит: «Властелин Судного Дня» .

Признание того, что Аллах будет судить поклоняющегося, создает чувство подотчетности, которое уникально для Него, Того, кто осведомлен обо всем невидимом и явном. Не может быть греха или обмана, который был бы от Него сокрыт. Чувство страха также приносит успокоение, потому что человек при этом не будет жить беззаботной жизнью, которая опасна.

Любовь, надежда и страх в сочетании с молитвой вводят человека в состояние покоя. Выполняя молитву, как беседу, и размышляя над значениями своих слов, верующий сталкивается с этими триггерами, которые и вызывают разнообразные положительные эмоции.

Хвала Аллаху, который раскрыл сердца верующих, успокоил души помнящих о Нём и озарил путь праведников.

Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей во власти, нет у Него соучастников в божественности, и нет никого равного Ему в Его совершенных именах и качествах.

Свидетельствуем, что Мухаммад – это раб Аллаха и Его Посланник, которого Всевышний избрал для великой миссии и возлюбил его.

Мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними на прямом пути Ислама до самого Судного Дня.

Дорогие братья и сёстры, дорогие мусульмане, напоминаю вам и самому себе быть богобоязненными и покорными Всевышнему Аллаху, который сказал в Священном Коране:

وَيُنَجِّي اللَّهُ الَّذِينَ اتَّقَوا بِمَفَازَتِهِمْ لَا يَمَسُّهُمُ السُّوءُ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

«Аллах спасет тех, которые по счастью своему были богобоязненными. Зло не коснется их, и они не будут опечалены» .

Дорогие мусульмане, Аллах раскрывает верующим грудь, очищает их души и успокаивает сердца, и это самое ценное, о чем может мечтать человек и к чему он может стремиться.

Каждый человек в этом мире ищет счастья и внутреннего покоя, и старается избегать печалей и всего, что может его расстроить. Поэтому одной из самых известных молитв, посредством которой пророк Муса (Моисей) обращался к Аллаху, были такие слова:

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي

Муса (мир ему) просил своего Господа о том, чтобы Он сделал его сердце просторным, открытым и наполнил его грудь светом истины и Веры.

Открытость сердца перед истиной – это большой дар, о котором Аллах напомнил нашему Пророку, перечисляя те милости, которыми Он его наделил.

أَلَمْ نَشْرَحْ لَكَ صَدْرَكَ

«Разве мы не раскрыли твою грудь?»

Открытое сердце – это ключ к успеху. Если Аллах раскрывает человеку сердце, то душа его обретает благодать, крепнет его решимость на пути Ислама, налаживаются его дела в этом мире и в Будущем.

Тот же, чьё сердце заперто, чья грудь тесна, жизнь такого человека скверна, она отягощает его вместо того, чтобы приносить ему пользу, душа его полнится смутными сомнениями, а дела не приносят ему удовлетворения.

Аллах напомнил мусульманам о той милости, когда Он отворяет сердца верующих для Ислама, наполняет их светом истины, который ведёт их к успеху в обоих мирах и возвышает их над теми, кто отвернулся от прямого пути:

أَفَمَن شَرَحَ اللَّهُ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ فَهُوَ عَلَى نُورٍ مِّن رَّبِّهِ فَوَيْلٌ لِّلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُم مِّن ذِكْرِ اللَّهِ أُوْلَئِكَ فِي ضَلَالٍ مُبِينٍ

«Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для Ислама, и он пребывает в свете от своего Господа, равен неверующему? Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении» .

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) учил нас просить у нашего Великого Творца озарения для своего сердца и избавления от всего, что гнетёт и печалит душу. Он произносил такую мольбу:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الهَمِّ وَالحَزَنِ

«О Аллах, я прошу Тебя уберечь меня от тревоги и печали» .

Никто из нас в этой жизни не лишён испытаний. Как бы хорошо человек ни жил в этом мире, трудности и проблемы неизбежно постигают каждого из нас, потому что сам этот мир создан для испытаний, дабы отличилась истина ото лжи, и отличились благодарные от тех, кто Аллаху не благодарен.

Но какие бы тяготы ни выпадали на долю сынов Адама, самым тяжким и самым губительным является замкнутость сердца, которая не даёт свету Веры поселиться в нём.

И если кто-то чувствует, что грудь его тесна, Вера слаба, а сердце не находит покоя и мира, то пусть обращается к Аллаху, пусть ищет Его защиты и помощи, Его прощения и довольства. Потому что по воле Аллаха развеиваются любые печали, рассеиваются несчастья, раскрываются сердца и развязываются любые узлы.

Какое бы бедствие ни обрушилось на человека, Аллах непременно даст выход и спасение, если человек обратится к Нему с молитвой и покорится Ему искренне и честно. Намаз – это самая крепкая и самая первая связь раба со своим Господом, намаз – это отдых для души, намаз – это жизнь для сердца, это дорога к счастью. Недаром Пророк (мир ему и благословение Аллаха), прося своего сподвижника Биляля произнести азан , говорил:

يَا بِلَالُ أَقِمِ الصَّلَاةَ أَرِحْنَا بِهَا

«Биляль, призови на молитву, дабы мы нашли в ней покой» .

Намаз – это покой для души и простор для сердца. Сообщается со слов Хузайфы ибн аль-Ямана (да будет доволен им Аллах): «Если у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) случалась беда и его одолевала печаль, то он сразу приступал к совершению намаза» .

Когда раб Аллаха поднимает руки к своему Создателю, вознося к Нему свои искренние молитвы и делает это от чистого сердца, с осознанием того, что он обращается к Тому, кто слышит его и видит его, может ответить ему, то Аллах раскрывает сердце мусульманина и облегчает его положение. Потому что мольба (дуа) – это приближение к Аллаху, и чем чище и сердечнее эта мольба, тем явственнее становится милость Всевышнего, особенно если эти молитвы произносятся в глубине ночи, когда верующий уединяется со своим Господом, просит его о прощении, жалуется ему на свои тяготы, делится с Ним своими печалями. И если молитва будет такой, то по завершении он непременно почувствует, что сердце его изменилось, оно стало лучше, душа стала свободной, лёгкой, словно тяжёлый камень был вынут из его груди.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

وَمِنَ اللَّيْلِ فَاسْجُدْ لَهُ وَسَبِّحْهُ لَيْلًا طَوِيلًا

«И ночью. Пади ниц пред Ним и славь Его долгой ночью» .

Молитвы, земные поклоны и слова прославления Аллаха, сказанные осмысленно, с душой, с полным осознанием близости Всевышнего – всё это является причиной, благодаря которой раскрываются сердца, и в них поселяется умиротворение и счастье.

Поэтому Аллах завещал своему Посланнику:

وَلَقَدْ نَعْلَمُ أَنَّكَ يَضِيقُ صَدْرُكَ بِمَا يَقُولُونَ* فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَكُنْ مِنَ السَّاجِدِينَ

«Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят. Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто преклоняются в земных поклонах» .

Искренняя мольба, обращённая к Аллаху, – это ключ, который открывает сердца, избавляет от тревог и печалей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человека постигнет тревога или печаль, и он скажет: „О Аллах, я твой раб, сын твоего раба, сын твоей рабыни, чело моё в руке Твоей, решение Твоё неизбежно, установление твоё справедливо. Я прошу Тебя всеми твоими именами, которыми Ты назвал себя, и которым Ты обучил некоторых из Твоих созданий, и именами, которые ты ниспослал в своей Книге, и именами, которые Ты сохранил у Себя в сокровенных знаниях. Прошу Тебя сделать Коран весной моего сердца, светом в моей груди, уходом моей печали и избавлением от тревоги”. Если он скажет это, то Аллах непременно избавит его от тревоги и печали и даст ему утешение». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам выучить эти слова?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да! Кто услышит эти слова, пусть выучит их» .

Дорогие братья и сёстры, ещё одной причиной, благодаря которой раскрываются сердца, является поминание Всевышнего Аллаха. Если человек будет постоянно помнить о своём Творце и регулярно произносить слова поминания (зикр), то Аллах озарит светом его слух и зрение, успокоит сердце, исправит его дела и наделит убеждённостью. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

«…Которые уверовали, и их сердца успокоились при поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?»

Одним из самых ценных слов поминания, которые развеивают печаль и тревогу, раскрывают сердце и очищают его от грехов, являются слова мольбы о благословении (саляват) для нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается от Убайя ибн Кяаба (да будет доволен им Аллах), что он рассказывал: «Однажды я сказал: „Посланник Аллаха, я много молюсь о благословении за тебя, так какую часть от моих молитв я должен посвящать просьбам о ниспослании тебе благословения?” Пророк ответил: „Сколько пожелаешь” . Я спросил: „Четверть?” Он сказал: „Сколько пожелаешь, и если прибавишь, то это будет только благом для тебя” . Я спросил: „Половину?” Он ответил: „Сколько пожелаешь, и если прибавишь, то это будет благом для тебя” . Я сказал: „Тогда я сделаю все мои молитвы только за тебя”, – и Пророк ответил: „В таком случае, это лишит тебя твоих забот, и будут прощены твои грехи” » .

Довольство волей Аллаха, Его предопределением и той долей, которую Он выделил нам в этой жизни, является причиной для раскрытия сердец и обретения душевного покоя. Кто очистит свои помыслы об Аллахе, доверится Ему, тот увидит воочию, что лучше всего для человека именно та доля, которую избрал для него Его Всеведущий Творец, и тогда он не станет роптать и сокрушаться о вещах, которые он не смог получить, и будет усердствовать и работать на будущее. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

r احْرِصْ عَلَى مَا يَنْفَعُكَ، وَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ وَلَا تَعْجَزْ، وَإِنْ أَصَابَكَ شَيْءٌ، فَلَا تَقُلْ لَوْ أَنِّي فَعَلْتُ كَانَ كَذَا وَكَذَا، وَلَكِنْ قُلْ قَدَرُ اللَّهِ وَمَا شَاءَ فَعَلَ، فَإِنَّ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشَّيْطَانِ

«Стремись к тому, что приносит тебе пользу, ищи помощи у Аллаха и не слабей (не опускай руки). А если тебя постигнет беда, то не говори «О, если бы я сделал так, то получилось бы так!», но скажи: «Это установление Аллаха, как Он пожелал, так и сделал!» Потому что слова «о, если бы!» открывают двери для происков шайтана» .

Другой действенной причиной для раскрытия сердца и довольства души является нрав человека, его поведение в обществе. Если мусульманин станет проявлять сострадание, радушие и благонравие по отношению к людям, помогать нуждающимся, кормить голодных, подбадривать тех, кто пал духом, заботиться о вдовах, сиротах, бедных и слабых, то Аллах наделит его решимостью на пути Ислама и крепким Иманом, даст ему большую награду и защитит его от страха и тревоги в День Великого Суда.

Всевышний Аллах сказал:

الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» .

К благонравию верующего относится радушное выражение лица при общении, приятные слова и отсутствие злобы и зависти по отношению к людям. Мусульманин не злопамятен, он великодушен, он умеет прощать и быть снисходительным к чужим слабостям и ошибкам, как сказал один поэт:

Научившись прощать

И забыв о терзающей злобе,

От вражды отдохнул

Я избавлен, я на свободе .

Просим Аллаха внушить нам спокойствие и довольство, раскрыть наши сердца и укрепить наши стопы на пути покорности Аллаху и послушания Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).

Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
Каноническая редакция: Каримов М.
Корректор текста: Тамки́ н Р . Г .
Для сайта «Почему Ислам» –

Читайте также: