Костел святой варвары. Готический собор святой варвары. Кто такая Святая Варвара

Этим летом мы немножко поездили по Беларуси.
Знаете, у нас очень красивая страна, необычайная природа, своеобразная архитектура, интересная история.
Со мной иногда некоторые друзья пытаются спорить о том, что в Беларуси скудная архитектура. На эту тему со мной спорить, что небо красить.
Вот почему-то хочется спросить: "А вы эту архитектуру видели? А вы знаете, сколько войн прошло по нашей земле? Сколько на ней ран? Да, архитектура не испанская, не итальянская, не швейцарская и не австрийская. Архитектура наша, которую нужно беречь и реставрировать, воссоздавать, а не разрушать. Ее и так разрушали все, кому не лень".

Витебск...
Этот город создал впечатление уютного, домашнего уголка. Здесь любому человеку будет и тепло, и хорошо.
А если поехать во время "Славянского Базара", то этот город совершенно иной.
Но сегодня мне хочется рассказать об одной очень древней святыне.


Костел Святой Варвары просто поразил своей красотой.
Добраться до него совсем не сложно. Мы прошли пешком с вокзала в сторону рынка, а там рукой подать.
Костёл или собор, как его называют многие горожане, был построен в 1785 году на средства маршалака Антония Косова, во имя святой мученицы Варвары, покровительницы от мгновенной смерти, которая считается недоброй в христианстве собор был освящен могилевским архиепископом Станиславом Богуш-Сестренцевичем.

Хорунжий Петра Лиозко пожертвовал деньги на строительство часовни Святого Креста, которая была закончена в 1800 году.

Изначально костел Святой Варвары был небольшой, деревянный и рассчитан он был на 150 человек.
Но Витебск рос, население увеличивалось, прихожан стало на столько много, что было решено на месте старого костела строить новый, каменный.

Проект инженера-архитектора Виктора Пиотровского. Костел Св. Варвары является памятником архитектуры. В нем присутствуют черты неоготики и неороманского стиля конца XIX века.
Костел был построен и освящен 4 декабря 1885 года в честь святых Варвары и Иосифа.
Рядом с костелом были построены больница и дом ксендза.

Костел Святой Варвары был закрыт советскими властями в 1935 году и переоборудован в склад удобрений, а во время войны он был частично разрушен. В послевоенные годы он окончательно пришёл в упадок. Вы это увидите на фото.

Благодаря жителям Витебска и стараниям местного ксендза костел вновь стал действующим католическим храмом.
В 1988 году восстановили часовню Святого Креста, а в 1993 году повторно освятили костел Святой Варвары в Витебске.

Сегодня костел Святой Варвары представляет собой трехнефную базилику с двумя двухъярусными башнями на главном фасаде. Само здание костела возведено из красного кирпича.
Костел не редко посещают туристы.

Костел был построен рядом с витебским католическим кладбищем. Мемориальные плиты сохранены и сегодня. Они вмурованы в стены.
Сохранены так же и могилы. Захоронения находятся в ужасном состоянии.

Если будете в Витебске, то можете посетить этот костел. Место уникальное. Адрес: ул.Ленинградская, 25

На протяжении двух столетий земпяя, рядом костелом Св. Варвары была последним пристанишем для сыновей и дочерей разных народов, сплоченных верой в Воскресение Христа.

Собор Святой Варвары был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.

Здание собора поражает своей монументальностью. Целиком окинуть его взглядом можно только отойдя на приличное расстояние. Множество башенок и арок поддерживают крышу, увенчанную тремя шатровыми башнями с неровными острыми шпилями. Фасады, выполненные в неоготическом стиле, украшают богатые орнаменты.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, Собор Святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

Когда идёшь к собору по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на храме.

Внутри собор поражает не меньше, чем снаружи. Искусные напольные киоты, сетчатые своды, цветные витражи огромных окон, причудливо преломляющие свет, фрески капелл, повествующие о жизни шахтеров, замысловатые карнизы, старинный орган, хоровые дубовые скамьи, украшенные резьбой – на все это можно смотреть часами, любуясь филигранной работой мастеров. В здании собора проходят концерты органной музыки.

Украшения собора

В алтаре Собора Святой Варвары находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.

Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве являются сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен собора. Например в Хашплирской часовне можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовне на стенах изображена средневековая техника чеканки монет. Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены "Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие." В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись "литтерати" - подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.

Самыми красивыми частями экстерьера собора Святой Варвары являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

История

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В соборе Святой Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет! Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт. На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация. В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора.

С 1995 г. собор является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 г. внесен в Список мирового культурного и природного наследия UNESCO.

Практическая информация

Цена билета:
Детский и для студентов: 40 крон
Взрослый: 60 крон

График работы Собора Святой Варвары:
Понедельник-Воскресение: 10:00-16:00 с ноября по март
Понедельник-Воскресение: 9:00-18:00 с апреля по октябрь

Как добраться

Собор Святой Варвары находится по адресу: Barborská ul., 284 01 Kutná Hora, Česká Republika

GPS координаты - Ш: 49° 56" 42""/Д: 15° 15" 49"

Добраться до собора из самой Кутна-Горы можно многими способами. Во-первых, с железнодорожного вокзала города отправляется туристический автобус, который курсирует по центру и исторической части Кутна-Горы. Так же можно воспользоваться услугами городских автобусов и такси. Если есть желание - можно прогуляться пешком. Протяженность всего города составляет примерно 3 километра (что совсем не много) и пешая прогулка принесет не мало ярких впечатлений и оставит множество воспоминаний о городе и его достопримечательностях.

Добраться из Праги до Кутна-Горы (66 км) можно самостоятельно по железной дороге, междугородним автобусом или на автомобиле (по трассе D11 к выезду 39 Подебрады-юг, а потом по магистрали № 38 через Колин), а также в составе организованной экскурсии.

Итого, 517 лет строительства, это рекордный долгострой в Чехии. Не стоит думать, что с начала строительства храм стоял пустой. В нем молились, проходили службы, даже в недостроенном.

Кто такая Святая Варвара?

Это Святая Великомученица, покровительница пожарных, альпинистов и шахтеров. Неудивительно, что именно в ее честь назван главный храм в Кутна Горе.

Святая Варвара всегда глубоко почиталась местными шахтерами. Именно ей горняки молились при завалах. Есть сотни легенд о ее помощи, когда она помогала сдвинуть тяжелейшие камни, освещала проходы в шахтах, указывала путь к выходу из тоннелей.

Поддержка Святой Варвары всегда была важна для Кутна Горы, на собор денег не жалели.

В католической традиции Святая Варвара защищает от неожиданных нападений и пожаров. Ее часто изображают со щитом или крепостной башней, как видно на фото рядом, кликните на фото для увеличения.

В честь нее был назван город в Калифорнии, который так и называется “Санта Барбара”. Город стал центром событий знаменитого сериала, который точно помнят большинство читателей.

Парадоксально, но название в честь Святой Варвары не помогло городу “Санта Барбара” в 1925 году, когда он был почти полностью разрушен землетрясением. Собор Святой Варвары в Кутна Горе также не избежал нескольких пожаров.

Что смотреть снаружи и внутри

Ни в одном другом храме нет таких элементов декора. На потолке и стенах можно найти химер, летучих мышей, гарпий, лягушек, крылатых баранов и других реальных и фантастических животных. На одном из южных столбов можно найти обезьяну с апельсином.

Чтобы разглядеть все великолепие декора внутри и снаружи, рекомендуем взять с собой бинокль. Это не шутка, берите бинокль, не пожалеете.

Такой разнообразный и интересный декор связан со стремлением жителей Кутной Горы, особенно ее элиты, продемонстрировать свою значимость и богатство, сделать нечто неповторимое.

К тому же, город Кутна Гора стремился снять с себя бремя зависимости от Седлецкого монастыря. Кстати, согласно легенде, именно монах из этого монастыря открыл месторождение серебра. Жителям Кутной Горы пришлось просить разрешения на строительство храма у Папы Римского. Конечно, они его получили, и богатство города стало тому главным аргументом.

Главный алтарь в соборе является самым поздним элементом. В центре его увидите изображение Тайной вечери. Справа от него вверху расположен лик Святой Варвары.

Ранний алтарь в позднеготическом стиле был удален иезуитами в 1502 году. Именно им принадлежит инициатива отделки некоторых капелл сочетанием позолоты и материала черного цвета.

Стены в церкви украшены средневековыми фресками. В Смишковой капелле сохранились самые ценные из них. Смишек М. был известной персоной в Кутной Горе, играл не последнюю роль в серебряном промысле, строительстве храма и жизни города. Над витражом увидим росписи, изображающие его семейство.

Интересны и витражи окон. Декор появился уже в конце строительства церкви. Это живопись на стекле, ее выполнили по эскизам картин на историческую тематику Франтишека Урбана. Якуб Нимбурк, мастер-резчик, увековечил свое мастерство в лавках для хора.

Обратите внимание и на кафедру. Ее вытесал некто Леопольд-каменотес в 1560 году. Через 100 лет иезуиты дополнили ее облицовкой из дерева и декорациями. Им же принадлежит идея создания органного шкафа. Орга́н помещен на балконе главного портала.

Не удивляйтесь фигуре человека в белом одеянии. Это скульптура шахтера в рабочем плаще. Плащ был белого цвета, чтобы в случае завала можно было увидеть рабочего и спасти его (или вытащить труп). Стоя на коленях, добытчики серебряной руды рабочим инструментом долбили землю, держа в другой руке горелку.

На верхней галерее выставлены коллекции скульптур с прошлых эпох. Здесь же можно и рассмотреть скульптуры на орга́не: ангелы с инструментами в руках. Они созданы во второй половине 18 века. Внутренний механизм инструмента - удивительное творение рук человека. Он состоит из 3 клавиатур, 45 регистров, 4 тысяч труб. Орга́н - работа мастера Яна Тучека.

Еще одно напоминание об ордене иезуитов присутствует в храме: на одной из фресок показана история ранения Игнатия Лойопе, родоначальника иезуитского ордена, который после ранения ушел в монахи.

В комплекс собора входит часовня, строительство которой на склоне возле собора начал Ян Парлерж. Первый этаж был возведен, а на втором уже в наши времена построена смотровая площадка. С нее откроется вся красота Кутной Горы, пейзажные картины долины Врхлице и местной речки.

По-своему интересен зал для прихожан. О богатстве Кутной Горы в былые времена говорят отдельные места для палачей и их семей. Содержать людей такой профессии в далекие времена было удовольствием дорогим. В Кутной Горе палачей было несколько!

В храме есть специальные ряды для знатных горожан, для главы города и его свиты. О скамье из добротного дерева, украшенной искусной резьбой, расположенной в центре храма, сложена легенда. Скамью делали для храма Святого Вита, однако кутногорцы «перехватили» заказ, выложив за работу вдвое больше. Не унимались жители города, чтобы утереть нос пражанам.

В католических храмах всегда присутствует кабинка для исповеди. В Соборе Святой Варвары их несколько. Объясняется этот факт тем, что возле церкви построен колледж, а молодежь ох как легкомысленна, безрассудна и греховна.

В храме представлены и специальные стенды с изображением схемы возведения готических храмов. Эта информация будет интересна студентам-архитекторам. Ознакомиться с историей города, с этапами строительства храма можно в музее.

Привет, дорогие читатели. Чешский город Кутна Гора считается едва ли ни вторым по популярности среди туристов городом в стране. И Собор святой Варвары считается одной из главных его достопримечательностей. Зданием, приманивающим сюда любителей прекрасного. Это второй по размерам храм, представляющий стиль готика в Чехии. Более того, он считается одним из самых необычных готических строений подобного типа в Европе. Не зря он в списке ЮНЕСКО.

Собор находится в городке . Из Праги на поезде это примерно 2 часа. На машине 1 час.

Собор святой Варвары или Храм святой Барборы (Chrám svaté Barbory) начали строить с 1388 года. И уже на начальном этапе начались первые странности.

Причина строительства этого здания была довольно необычна. Его решили возвести не для нужд прихода и не по заказу религиозных организаций, а как здание, призванное демонстрировать богатство города, занимающегося добычей серебра. И заказчиками стали местные бюргеры.

Совсем другую причину строительства рассказывает легенда. Если верить ей, дело было так: троих рудокопов завалило в шахте. Они начали молиться о спасении. И только один из них просил о годе жизни для себя, чтобы успеть совершить благое дело. Он спасся. И принялся строить храм в честь святой, подарившей ему жизнь.

За проект и строительство здания отвечал Ян Парлерж, сын создателя . Но с началом гуситстких воин строительство было впервые приостановлено на целых 60 лет.

К тому времени храм уже достиг половины сегодняшней высоты.

Возобновились работы с 1482 года. Сперва над постройкой храма трудились строители, продолжавшие воплощать проект Парлержа, затем строительством стал руководить Матей Рейсек.

Он возвел хор, своды, окна и трифорий.

С 1512 года собор строился уже по плану другого архитектора – Бенедикта Рида. И он внес в уже существующее здание большие изменения. По сути, получилось, что он не просто достроил здание, а над старой церковью возвел новую.

Жизнь города в то время полностью зависела от добычи серебра. К середине XVI века объемы добычи ощутимо сократились, в результате сократилось и финансирование строительства. Работы снова приостановились.

Следующие вмешательства в облик здания были внесены иезуитами, которые рядом с храмом построили колледж и украсили храм барочными элементами.

Последние изменения храм пережил лишь в 1905 году.

Кстати, сначала храм планировался как капелла. При этом в архитектурном плане он смело конкурировал со знаменитыми соборами Праги.

Храм стал выражением противостояния Седлецкого монастыря, обладающего большим влиянием, и Кутна Горы, считавшейся королевским городом.

Собор внутри

Как мы уже говорили, собор построен в стиле поздней готики. Самые примечательные части внешнего облика здания — скульптуры, расположенные на самой верхней его части.

Горгулии, демоны, мифические существа с высоты взирают здесь на жителей города и туристов.

Интерьер собора также украшен готическими элементами. Например, хорошо сохранились фрески на горно-добывающую тему в часовнях.

Здесь можно увидеть иллюстрации работы с лебедкой, чеканки монет.

Уникальны украшения Смишковской часовни, изображающие сцены из жизни царя Соломона.

Собор известен и своей потрясающей акустикой, поэтому здесь самое место органу.

Послушать звучание этого инструмента можно во время органных концертов, которые здесь периодически проводятся.

  • Каменный фонтан
  • Наводящее ужас

Время работы собора

  • ноябрь – март с 10:00 до 16:00
  • апрель – октябрь 9:00 до 18:00.

Сколько стоит

  • Взрослый билет — 60 CZK
  • Льготный — 40 CZK.

Сайт: www.kutna-hora.net

Как добраться

  • Собор святой Варвары стоит рядом с рекой недалеко от центра города. Добраться до него можно на восьмиместном туристическом автобусе, который за 35 крон провезет вас по достопримечательностям города.
  • От ж/д вокзала Kutná Hora Hlavni Nadrazi пешком далековато. Лучше воспользоваться автобусом F01 или взять такси.
  • Кроме главного вокзала в Кутна Горе есть еще 2 станции: Kutná Hora město и Kutná Hora-Sedlec.

К этим станциям от главного вокзала ходит моторовагон «моторачек». Сначала он останавливается на Kutná Hora-Sedlec, выходите если хотите посетить Костницу. И конечная станция Kutná Hora město — от нее 15 минут пешком до собора святой Варвары.

Адрес: Barborská, 284 01, Kutná Hora

Собор на карте

Спасибо, что читаете наш блог! До встреч!

С архитектурной точки зрения это готический собор базиликального типа. Причина его строительства является совершенно уникальной. Он был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а с самого начала построен, как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора.

Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние, хотя Кутна Гора была королевским городом. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.

С 1995 года собор в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство собора Св. Варвары начали в 1388 году, по некоторым данным, это здание должно было быть в два раза длиннее. Строительство велось в несколько этапов и в значительной степени было связано с процветанием серебряных рудников в городе Кутна Гора. Работа остановилась в 1558 году и церковь была закрыта на западе лишь временной стеной.

Следующие вмешательства имели только поддерживающий характер. В 1626 году собор был передан иезуитам, которые построили рядом с ним колледж. После пожара были проведены барочные изменения. Прежде всего была построена крыша в стиле барокко.

Между годами 1884 и 1905 по инициативе местного археологического общества Vocel прошла реконструкция в стиле пуризм, в котором здание было не только восстановлено, но и расширенно по одной травеи на запад, где был построен новый неоготический фасад. Барокковая крыша была заменена на готический шатёр, который примерно соответствует первоначальному готическому решению.

Первым проектировщиком и строителем собора Святой Варвары стал Ян Парлерж, сын строителя собора Святого Вита Петра Парлержа. Ян Парлерж построил самую старую часть здания по взору французских соборов. Первоначально построенный трехнеф вскоре был расширен широкими внешними нефами, но с появлением гуситских войн, строительство в первый раз было приостановлено на шестьдесят лет.

До тех пор он достиг почти половины своей сегодняшней высоты, однако центральный трехнеф не был сводчатый. До начала строительства в 1547 году здесь не было свод и собор не был застрахован от дождя. Он был построен из песчаника, собранного из близлежащих шахт.

Работа по строительству собора была восстановлена в 1482 году, сначала здесь работали местные строители, которые продолжали намерения основателя зданий Яна Парлержа.



С 1489 года по 1506 год, до своей смерти над завершением церкви работал Матей Рейсек. Он построил хор, трифорий, базиликальные окна, сетевые крещатые своды (завершено 1499) и соответствующую часть внешнего контрфорса. Строительные вмешательства Матея Рейсека характеризуются применением очень богатого позднеготического декорa. По его проекту продолжалось строить до 1509 года.

Для того чтобы использовать церковь, было необходимо, прежде всего закончить скошенный неф базилики. Однако приход уважаемого архитектора Рейт, Бенедикта Рида в 1512 году означал радикальные изменения.

Рейт кроме верхней части нефа построил еще два также высоких боковых нефа, которые выше аркад, открываются в нефе как эмпоры, которые о 1,15 м ниже уровня трифория, благодаря чему вместе с ними и всей верхней части церкви все выглядит как одно целое.

По своей сути над оригинальной церковью была построена новая церковь, в стиле поздней готики с крещатыми сводами и просветленная множеством больших окон. Иллюзию «церкви над церковью» еще подчеркнуло довольно необычное расположение алтаря во втором ярусе.

По проекту Рейта строили и после его смерти, но с постепенным снижением добычи серебра, была нехватка финансовых средств, поэтому в 1558 году прекратили окончательно работу, хотя дело не дошло до строительства последней части нефа. Последние изменения были завершены в 1905 году.



В алтаре находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.




Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве, это сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен, например в Хашплирской часовни можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовне на стенах изображена средневековая техника чеканки монет.


Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены „Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие.“ В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись „литтерати“ - подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.


Самыми красивыми частями экстерьера являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

Poche, Emanuel: Umělecké památky Čech 2, Praga, Academia, 1978
Kalina, Pavel: Benedikt Ried a počátky záalpské renesance, Praga, Academia, 2009

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Church_of_Saint_Barbara_(Kutn%C3%A1_Hora)

Читайте также: