Почему в польше сносят советские памятники. В польше вступает в силу закон, позволяющий сносить советские памятники. — Зачем был принят этот «сносный» закон

В Польше вступил в силу закон о сносе памятников советским воинам. Более полумиллиона солдат и офицеров Красной Армии погибли при освобождении страны от гитлеровской оккупации. Память об их подвиге власти теперь хотят стереть. Впрочем, далеко не все поляки с этим согласны.

Руины, грязь и сорняки – все, что осталось от памятника генералу Черняховскому в польском городке Пененжно. Такая же судьба, вероятно, ждет сотни мемориалов красноармейцам по всей стране. Уже год по закону о декоммунизации в Польше переименовывают улицы. Сегодня вступают в силу новые поправки в этот документ – теперь возьмутся за памятники, их будут сносить. Сейчас под прицелом почти 500 монументов, из них 230 посвящены советским солдатам.

«Все объекты, посвященные Красной Армии, пропагандируют тоталитарный строй. Они должны исчезнуть из общественного пространства», – говорит специалист Бюро по увековечению борьбы и мученичества Института национальной памяти Польши Даниел Марковский.

В польской земле покоятся больше 600 тысяч советских солдат. Общество спорит: зачем тревожить их память? Депутат Сейма Корнел Моравецкий – ярый антикоммунист с 1968 года. Но даже он голосовал против поправок в закон.

«Немцы хотели истребить нас как нацию, а русские – нет. Мы должны быть честными. Монументы сносить не надо. Люди погибли за нас, и они достойны того, чтобы их память была увековечена», – говорит он.

Впрочем, уничтожать планируют не все памятники. В поправках прописаны исключения. Этот так называемый «тоталитарный символ» в Ольштыне – местная достопримечательность. Скульптурную композицию создал известный польский архитектор, сюда даже водят экскурсии. Центр города Ольштын. Главный костел, рядом несколько административных зданий и мемориал благодарности Красной армии. Находится он на самом что ни на есть всеобщем обозрении, и все же демонтаж ему не грозит. Дело в том, что монумент включен в перечень польских памятников архитектуры, а на такие объекты закон о декоммунизации пока не распространяется.

Еще одно исключение – памятники, которые находятся в местах захоронений. Их по закону трогать нельзя. Зная об этом, активисты пытаются спасти некоторые монументы, Общественная организацию «Курск» – ее назвали в честь битвы на Курской дуге – готова за свой счет отремонтировать памятник в Лидзбарке-Варминьском и установить его на воинском кладбище. Пока Варшава предписывает его снести, но местные жители против.

«Это ведь были такие же люди, как мы. Какая разница – коммунисты или нет. Они здесь сражались и погибли», – говорит местный житель Марек Эссен.

«Отремонтировать его и оставить на месте. Надо уважать память о солдатах», – говорят ученики местной школы.

В сорока километрах отсюда – еще один монумент, который требует ухода, скромный памятник Герою советского Союза Петру Дернову. В январе 1945 года в боях за эти места он закрыл грудью немецкий ДЗОТ. Сейчас памятник заброшен и осквернен.

«Надо очистить камень, убрать все граффити, буквы, удалить всю краску», – говорит Ежи Тыц. Он и его друзья ухаживают за такими памятниками по всей Польше. Не забывать о подвиге советских солдат Тыцу наказывала мать,зимой 1945 года ее вытащил из-под огня красноармеец. На счету – уже 27 отреставрированных монументов и пять кладбищ, приведенных в порядок. Националисты угрожают ему, выламывают новые красные звездочки на могилах, заливают памятники краской. Но Ежи бросил вызов беспамятству и не отступает.

«Это борьба за память, за правду, между нашей организацией и правительством. Это все по их вине. Молодые люди, обдуренные антирусской пропагандой, приходят на кладбище. И они считают себя борцами за свободу», – считает Ежи Тыц.

Тыц убежден – в порыве декоммунизации нынешняя власть не остановится на памятниках, доберутся рано или поздно и до кладбищ.

Недружественные действия Варшавы Москва в любом случае не оставит без последствий. В ведомстве добавили, что меры будут носить «асимметричный характер».

Как рассказали изданию источники в российских дипломатических кругах, рассматривается несколько вариантов: персональные санкции против причастных к разработке закона польских политиков, экономические меры воздействия и активная работа на всевозможных международных площадках для привлечения внимания к этой проблеме.

Одним из вероятных ответов Москвы на действия Польши источник газеты в российских дипломатических кругах считает введение персональных санкций против польских политиков — авторов этого закона, а также значительное понижение уровня российско-польских экономических отношений.

— Надо и санкции ввести в отношении авторов закона, которые его продвигали и лоббировали, и прервать экономические отношения между российскими и польскими регионами. Я поддержу любые санкции, которые будут предложены, — прокомментировал эти инициативы первый заместитель председателя комитета по международным делам .

Ограничения могут касаться и каких-то других действий в отношении других людей, считает член Совета Федерации Олег .

«Ведь кто-то будет принимать решения по сносу памятников, их демонтажу. Это тоже будут делать определенные институты, органы власти и конкретные персонажи. И они могут быть подвергнуты санкциям. Есть предложение общественного и гражданского порядка: вывезти памятники, которые хотят снести в Польше, создать условия для их сохранения на территории России», — считает Морозов.

«Такая реакция принята в дипломатии. Но она не исключает других действий. Есть 38 человек с польской стороны, которые были инициаторами этого закона. Они освятили документ своей подписью — в отношении них можно ввести соответствующие меры», — отмечает сенатор.

«В качестве ответа еще можно было бы поставить памятник рядом с Кремлем.

Это будет не просто символом гордого русского духа, освободившего Кремль в 1612 году от польских оккупантов, но и изображением самих поляков. Не нужно сносить существующие в России польские памятники, но установить памятники-столбы в честь сотрудников польского режима можно. Например, в честь диктатора Польши Юзефа Бека», — предложил политолог.

«Чудовищная польская русофобия является прагматичной и направлена на оправдание и установление Польшей доминирования над русскими жителями на Украине. Потому самым правильным ответом было бы предпринять какие-то действия по помощи русским, которые стонут под игом бандеровской диктатуры в Киеве и других городах», — отметил Марков.

В июне 2017 года Сейм Польши утвердил поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма и тоталитаризма в названии зданий и объектов. Документ, рассматривавшийся ещё с прошлого года, в окончательном виде был подписан президентом Польши Анджеем Дудой и вступает в силу 21 октября 2017 года. Он предполагает снос в течение 12 месяцев, начиная с октября 2017 года, 469 объектов, «пропагандирующих коммунизм». К ним относятся памятники советским государственным деятелям и политикам Польской Народной Республики, а также любые объекты с советской символикой, например красной звездой, серпом и молотом. Под действие закона подпадают и мемориалы советским воинам, павшим в борьбе за освобождение Польши. Всего насчитывается 229 таких монументов.

Как отмечают эксперты, нынешний закон о декоммунизации вписывается в общую концепцию политики нынешнего польского руководства по пересмотру истории. Советские солдаты объявляются оккупантами, а бойцы Армии людовой, 1-й и 2-й армии Войска Польского, воевавшие вместе с бойцами Красной армии против гитлеровцев, — пособниками оккупантов. Зато возвеличиваются так называемые «проклятые солдаты» — бойцы националистических Армии крайовой и Национальных вооружённых сил, которые действовали против советских войск и красных поляков и после 1945 года.

  • Польские националисты во время факельного шествия в честь «проклятых солдат» в Варшаве
  • Скриншот видео Ruptly

«Вся история Польши подчинена позиции пришедшей к власти партии «Право и справедливость», которая заключается в том, что Польша была под оккупацией с 1939 по 1989 год. Соответственно, всё, что было в это время сделано в Польше, — это насилие, тоталитаризм и т. д. В связи с этим памятники освободителям Польши превращаются в памятники насильникам, грабителям и завоевателям», — заявил в беседе с RT президент Российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко.

Неудивительно, что для тех, кто проводит в жизнь положения этой «исторической политики», советские воины мало чем отличаются от нацистов.

«Солдаты Красной армии аннексировали почти половину территории Польши и поработили всех остальных, — заявил в интервью газете Rzeczpospolita глава краковского отделения Института национальной памяти Мачей Коркуч. — Это пропагандистские объекты. Из уважения к памяти жертв тоталитаризма их следует устранить. Другое дело — уважение к могилам советских солдат, убитых в Польше. Мы уважаем павших солдат как этой, так и немецкой армии, но мы не должны допускать публичной демонстрации символов тоталитаризма».

Война с мёртвыми

Тем временем Институт национальной памяти уже решил декоммунизировать и кладбища. Так, на этой неделе его сотрудники подняли вопрос о судьбе захоронений основателей Польской Народной Республики на территории исторического некрополя «Воинские Повонзки» в Варшаве. Представитель ИНП Адам Сивек в комментарии изданию Niezalezna выразил недоумение, что на этом кладбище в «могилах-мавзолеях» на центральных аллеях лежат первый президент коммунистической Польши Болеслав Берут, генсек Польской объединённой рабочей партии в 1956—1970 годах Владислав Гомулка и известный польский коммунист 1920-х годов Юлиан Мархлевский. По словам представителей Института национальной памяти, к ним постоянно приходят обращения с просьбой «декоммунизировать» некрополь.

  • Могила Болеслава Берута в Варшаве, Польша
  • Wikimedia Commons

ИНП теперь предлагает внести поправки в закон о кладбищах, который позволял бы перезахоронить останки коммунистических деятелей в более скромных могилах. Пока это невозможно без согласия семьи умершего.

«Если они начали воевать с могилами, с памятниками на могилах собственных граждан, как к ним ни относись, это за пределами добра и зла, — отметил Бондаренко. — Никому же в голову у нас не придёт сносить памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище, перезахоронить его в менее пафосном месте или перенести прах другого лидера».

Нынешняя версия закона о декоммунизации пока делает исключение для кладбищ, а также объектов, которые не находятся на всеобщем обозрении. Кроме того, кладбища воинов Красной армии должно защищать международное право. Так, подписанное ещё в 1994 году Россией и Польшей взаимное соглашение об охране и защите захоронений и мест памяти военнослужащих и жертв политических репрессий обязывает польские власти оберегать могилы советских воинов.

Однако когда в сентябре 2017 года власти города Тшчанка в Великопольском воеводстве снесли мавзолей красноармейцев на главной площади города, они быстро организовали экспертизу, которая доказала, что якобы никаких захоронений под мавзолеем не было. После вступления нового закона в силу статус таких захоронений, располагающихся в публичных местах, вне кладбищ, становится крайне уязвимым.

Как отметил Бондаренко, в свете последних инициатив Института национальной памяти стоит опасаться, что «декоммунизаторы» решатся и на осквернение советских воинских кладбищ. Тем более что Институт национальной памяти уже готов снимать с них изображения серпа и молота. Об этом накануне рассказал РИА Новости специалист Бюро по увековечению борьбы и мученичества Института национальной памяти Польши Даниел Марковский.

«Поскольку события всё время развиваются по самому пессимистическому варианту, то сложно предположить, что всё закончится нейтрально. Увы, я думаю, что дело дойдёт и до захоронений», — уверен эксперт.

Народ против

Исполнение закона о декоммунизации ложится на местные власти. Раньше именно они решали, какие памятники сносить и какие улицы переименовывать. Однако Институт национальной памяти, который и пролоббировал новый закон, считает, что на местах зачастую саботировали «директивы партии и правительства». Теперь же закон закрепляет позиции ИНП как консультирующего органа. Именно он советует, какие памятники сносить, а какие нет.

  • Памятник советским солдатам в городе Легница
  • Reuters
  • Agencja Gazeta

Далеко не все поляки согласны с таким подходом. В частности, военно-историческое общество «Курск», занимающееся восстановлением мемориалов советским воинам, собирается бороться за сохранение памятников, утверждая, что они не пропагандируют коммунизм. Активисты готовы идти как в польские, так и международные суды, чтобы защитить каждый конкретный памятник.

Ранее жители ряда населённых пунктов смогли защитить памятники советским воинам от сноса. В 2016 году жители города Жешув отстояли Памятник благодарности воинам Красной армии, в том же году это удалось сделать и в городе Гливице. В 2017-м жители города Замосцье не допустили сноса памятника красноармейцам, погибшим в лагере смерти.

Ещё одна стратегия сопротивления — саботаж на местном уровне.

2 сентября 2016 года вступила в силу первая версия закона о декоммунизации. Тогда местным властям тоже давали 12 месяцев, но на переименование улиц. Итог на сегодняшний день таков: из 1000 названий исчезло лишь несколько десятков. Многие городские советы просто отказались исполнять закон. Так, мэр Гданьска Павел Адамович заявил, что не будет переименовывать улицы.

  • Улицы города Гданьск, Польша
  • globallookpress.com
  • Michal Fludra

«Разговор о декоммунизации спустя 28 лет после смены строя для меня абсолютно непонятен», — подчеркнул он, выступая на заседании городского совета.

«Не все города с одинаковым рвением взялись за очистку общественного пространства от красных наслоений прошлого. Что же, в поляках ещё остаётся большевистский дух», — сокрушается издание Polonia Christiana.

«Дальше только война»

Снос памятников советским воинам в Польше не вызовет массовых выступлений, считают эксперты, хотя возможно сопротивление на локальном уровне. Дело в первую очередь в антикоммунистическом консенсусе польского общества и в накачке его националистической пропагандой.

«Не стоит ожидать массовых акций протеста, — считает старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев. — Вряд ли будут сносить в массовом порядке и памятники бойцам Войска Польского, воевавшим вместе с Красной армией».

В то же время, по мнению эксперта, законы о декоммунизации могут быть использованы не только против памятников, но и против живых людей, тех, кто состоял в Польской объединённой рабочей партии или служил в правоохранительных органах и армии.

«Этот закон может служить орудием расправы над конкретным человеком», — полагает Волобуев.

Что касается внешнеполитических последствий, то, несмотря на осуждение сноса памятников Россией и Белоруссией, в Варшаве менее всего принимают во внимание позицию Москвы и Минска.

«С моей точки зрения, это акт политический, более связанный с отношениями с Вашингтоном и Брюсселем, поиском надёжного партнёра и союзника в США», — заявил RT сотрудник Института философии Национальной академии наук Республики Беларусь Пётр Петровский.

«Польские власти должны отдавать себе отчёт в том, что их недружественные действия в мемориальной сфере не останутся без последствий. В отношении польской стороны будут приняты адекватные ответные меры, которые могут носить асимметричный характер», — прокомментировали в июле 2017 года польский закон о декоммунизации в департаменте информации и печати МИД РФ.

По мнению экспертов, Москва может пойти на введение экономических санкций и персональных ограничений против отдельных граждан Польши.

«Это не осложнит отношения Варшавы и Москвы, потому что хуже уже некуда, некуда осложнять, трудно себе представить, что ещё может произойти, — подчеркнул Волобуев. — Худшая ситуация по сравнению с нынешней только война».

По словам Богдаренко, каким-то образом помешать этому процессу Россия не может.

«С памятниками на своей земле они сделают то, что захотят, — считает эксперт. — Дело за нами: помнить об этом, не забыть».

17 июля президент Польша Анджей Дуда подписал закон о сносе всех памятников советской эпохи. Под бульдозер пойдут сотни монументов, но истинная цель зачистки — переформатировать сознание миллионов поляков.

Польский сейм принял этот скандальный закон еще 22 июня. Документ вступает в силу через 3 месяца после подписания президентом, он предписывает демонтировать все монументы, посвященные людям или событиям, «символизирующим коммунизм или иной тоталитарный строй». Исключение сделано для мемориалов в местах захоронения, произведений искусства и научных экспонатов. Для чего понадобился такой закон, АиФ.ru рассказал директор фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» Юрий Бондаренко .

Виталий Цепляев, АиФ.ru: — Юрий Константинович, прежде всего, о каких памятниках идет речь?

Юрий Бондаренко : — О памятниках советским воинам, которые до сих пор стоят на улицах и площадях польских городов. Их, конечно, убирали и прежде. Например, ещё в 1991 году в Кракове снесли памятник маршалу Коневу, который спас этот город от уничтожения. В 2011 году в Варшаве был демонтирован Памятник советско- польскому братству по оружию, который знала вся страна — его убрали под предлогом строительства линии метро, пообещав установить в другом месте. Да так и не установили... В мае 2014 года в Катовице ликвидировали знаменитый Монумент благодарности Советской армии. В 2015 году в городе Пененжно власти снесли памятник генералу армии, дважды Герою Советского Союза Ивану Черняховскому.

Однако, по разным подсчетам, в Польше до сих пор остается от 200 до 500 подобных памятников, посвященных советско-польскому боевому братству в годы Второй мировой войны. Особенно много их на западе страны — на тех территориях, которые вошли в состав Польши по итогам войны.

Это Вроцлав, Щецин и др. И там, кстати, отношение к этим монументам отличается от среднестатистического — памятники напоминают жителям о том, благодаря кому данные территории стали польскими.

— Зачем был принят этот «сносный» закон?

— Правящая ныне в стране консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС) долго к этому шла. Эта партия претендует на звание самой русофобской политической силы в стране. Видимо, они решили, что хватит уже возиться с каждым советским памятником в отдельности, давить на местные власти, хитрить и придумывать благовидные предлоги для сноса, спорить с теми, что не согласен с новой трактовкой истории. Проще принять закон и снести все памятники чохом. А поскольку ПиС контролирует и обе палаты парламента, и президента, то принять такой закон им не составило большого труда.

Задача, я думаю, очень простая — переписать историю страны под новую концепцию, согласно которой Польша плавно перешла из германской оккупации в советскую. То есть была несвободной ровно полвека, с 1939-го по 1989 год. А раз это так, то как же можно ставить памятники одному из этих оккупантов? При этом авторы данной инициативы все время подчеркивают, что они не трогают захоронения советских солдат — мол, мы же добрые католики, не беспокоим прах погибших...

Это не часть государственной политики — это сама государственная политика, пронизанная русофобией. Согласно этой политике, все, кто боролся за освобождение страны от полувековой оккупации с оружием в руках — герои. Из исторического чулана вытаскивают всех, кого только можно: и тех, кто во времена народной республики сбежал за границу, и тех, кто как «лесные братья» в Прибалтике воевал с местными администрациями — их, кстати, в Польше называют «проклятыми солдатами». Как и их прибалтийские коллеги, эти «народные мстители» были теми еще героями — массово вырезали мирное население, женщин, детей...

— В то время, как Польша активно борется с памятниками советской эпохи, о подобных «подвигах» не слышно в других странах бывшего соцлагеря. Почему?

— Польша стремится сегодня быть наиболее проамериканской страной в Европе. Об этом, впрочем, некоторые представители польской интеллигенции мечтали ещё в годы советской власти — был даже анекдот про то, что Польша станет 51-м штатом США. Действительно, ничего подобного польской «войне с памятью» не происходит ни в Венгрии, ни в Словакии, где тоже хватает монументов советским солдатам. Скажем, в Братиславе никто не покушается на величественный мемориальный комплекс Славин, созданный в память о тысячах советских солдат, погибших при освобождении страны и ее столицы.

Читайте также: