Праздник святых жен мироносиц. Праздник жен-мироносиц: история, традиции и сценарий православного праздника. Ближайшие от Рогожского гостиницы, отели и хостелы

Так уж сложилось, что многие христианские православные праздники были наложены на более древние языческие. Сделано было это для того, чтобы народ лучше и быстрее привыкал к новой религии, адаптировался к изменившимся требованиям и условиям жизни. Примером таких торжеств является история жён-мироносиц.

Дата празднования

Праздник жен-мироносиц - событие в христианстве особое. Определённой даты у него нет - она зависит от того, на какое число выпадает в том или ином году Пасха. Отмечается торжество в третье послепасхальное воскресенье, на 15-й день после Светлого Христова дня. Если Пасха ранняя, то праздник жен-мироносиц приходится на конец марта или первую половину апреля. При поздней его отмечает Церковь в конце апреля или в мае. Праздничным считается не только само воскресенье, но и вся неделя после него. Среди людей верующих в эти дни принято поздравлять мам, сестёр, бабушек, тёть, дочерей, супругу. Ведь праздник жен-мироносиц считается в христианстве именно женским торжеством.

Две Марии

До нас дошли имена тех, в лице кого Православная Церковь чествует женскую половину человечества. Это две Марии - одна всем известная Магдалина, бывшая грешница, раскаявшаяся в своём распутстве и принявшая заветы Христа как главные и необходимые для жизни. Вторая - Клеопова. По разным источникам, она являлась либо сестрой матери Христа, либо женой брата святого Иосифа Обручника - мужа матери Иисуса. Третьи библейские тексты говорят о ней как о родительнице родственников Сына Божьего - Иакова, Иосии, Симона, Иуды. Отмечается также праздник жен-мироносиц в память об Иоанне, верной ученице Христа. Она ходила с другими слушателями Его по Галилее и тайно похоронила голову когда того погубил Ирод.

Мать апостолов и сёстры Лазаря

Высокую честь церковной памяти заслужила и Саломия. Она - мать учеников и апостолов Иисуса, Иакова и Иоанна. Ей же первой после Магдалины Христос явился при своём воскрешении. В различных Евангелиях упоминаются также сёстры Марфа с Марией родом из Вифании - их Спаситель почтил своим присутствием и проповедями. Но уверовали в Него они после того, как был воскрешён Христом брат их Лазарь. И, конечно, Сусанна, о которой говорит евангелист Лука, - она служила Сыну Божьему «от имений своих». Благодаря этим личностям издавна и по сей день поздравление с праздником жен-мироносиц принимают благочестивые и праведные женщины-христианки.

О событие

Многие, не знающие истории праздника, могут задаться вопросом: почему жёны названы мироносицами? Как понять это выражение? Ответы мы находим в Библии, в Новом Завете. Это жительницы тех мест, где ходил и проповедовал Иисус. Они с радостью и гостеприимством привечали Христа в своих домах, принимали Его как своего личного спасителя, служили Ему и шли за Ним. Когда Иисуса распинали, эти женщины были свидетельницами Его страданий на Голгофе. А наутро после казни, когда тела распятых сняли с крестов и погребли, они пришли к гробу Иисуса, чтобы помазать тело Его миром, как того требовали иудейские обычаи. Отсюда и название торжества. Поздравление с праздником жен-мироносиц связывают также с радостной вестью о воскрешении Христа, которую принесли эти женщины остальным людям. Ведь именно им явился Иисус после крестной смерти. Они первыми узнали правду о спасении и бессмертии души от кроткого ангела, указавшего им на открытый пустой склеп.

Духовно-нравственные связи

Жены-мироносицы почитались на Руси особо. Связано это с элементом благочестия в русской культуре и духовности. Мораль и нравственность, строгие нормы и требования православия вошли в плоть и кровь народа, особенно женской его части. Простые крестьянки, столбовые дворянки, представительницы купеческого и мещанского сословия старались вести жизнь праведную и честную, в страхе божьем. Добрые дела, пожертвования нуждающимся, раздача милостыни нищим и милосердные поступки для страждущих - всё это совершалось ими с особым душевным подъёмом и желанием угодить Господу. Что ещё характерно для русского православия, так это предельно целомудренное отношение к таинству брака. Верность данному слову, клятве перед алтарём (то есть тем заветам, которые завещал Христос) в старину являлось отличительной чертой русской женщины. Идеалы эти живут в народе и сейчас. Жены-мироносицы отличались кротостью, смирением, терпением, всепрощением. Потому и стали они образцом для подражания. И земля русская подарила христианству немало святых и праведниц, блаженных и мучениц, во славу Христову творивших добро. Матушка Матрона, Ксения Петербургская, Феврония Муромская, игумения Екатерина и многие другие почитаются в народе как заступницы, помощницы, утешительницы, целительницы, истинные последовательницы дела Христа.

Православный международный женский день

Жен-мироносиц не зря считается международным. Его радостно отмечают во многих странах мира. И это не удивительно. Ведь женщина рождает на свет новую жизнь, приносит в мир идеи добра и любви, является хранительницей домашнего очага, опорой мужу и детям. По сути, кто такие жены-мироносицы? Обычные матери, сёстры, супруги, только живущие по заповедям Божьим. Самым ярким и значительным олицетворением жертвенного женского начала, любви и всепрощения является, несомненно, Богоматерь. Но и другие святые праведницы также заслужили всеобщее почтение и прославление. Именно поэтому у прекрасной половины человечества есть два торжественных события. Это 8 Марта и праздник святых жен-мироносиц.

Древнеславянские корни

Как уже говорилось, многие христианские знаменательные даты соединились в религиозной практике и народном сознании с более ранними обрядами и ритуалами язычества. Священники не всегда соглашаются с таким утверждением, однако этнографические изыскания доказывают справедливость подобных догадок. Касается это Рождественских святок, ивано-купальских ночных посиделок и многих других магических дней. Так произошло и с праздником жен-мироносиц. У славян он совпал с окончанием молодёжных гуляний на Радуницу. Часто именно на третье послепасхальное воскресение во многих местностях нынешней России, Украины и Белоруссии совершался обряд инициации, или кумления.

Бабьи гулянья

Действо было связано со старинной ворожбой и новыми тогда ещё христианскими символами. Для обряда выбиралось «троицкое дерево» - молодая берёзка на лесной полянке или большая ветка клёна, которую вносили в избу. Деревцо украшали лентами, венками из полевых цветов. В венках вешали узелочки с крашеными яйцами и/или крестики. Женщины и девушки собирались вокруг берёзки и «кумились»: целовали крест-накрест друг друга и через веночки обменивались крестиками и крашенками. Дарились перстеньки и мониста, серьги и бусы, платки и ленты. Суть праздника в этом и была: чтобы женщины села или деревни стали дружнее. Кроме того, вокруг берёзки водили хороводы, пели песни и обязательно угощались. Незамужние девушки гадали на «друга сердечного», а семейные - о своей дальнейшей жизни. Главным блюдом была яичница, которую называли «бабьей». Вообще, когда праздник жены-мироносицы наступал, о нём тоже говорили: «бабий».

Другие названия праздника и связь его с христианством

Этот день в народе имел множество наименований. Главное определение в них указывало именно на женское начало. Его так и кликали: «Бабьей яишней», «Бабьей братчиной», «Бабьей неделей», «Кумитным» или «Завивальным» воскресеньем (от «завивания» берёзок - переплетения её ветвей в виде арки и заплетения кос). Что интересно: практически ни в одной русской губернии не было единого регламента проведения торжеств. В Псковской или Смоленской, Костромской и Нижегородской, равно как и в других, по-своему отмечалось «Бабье воскресенье», или праздник жен-мироносиц. Сценарий везде иной. Единственное, что объединяло их, - накануне женщины ходили по домам, собирали хлеб, выпечку, яйца, другие продукты для общего пира. В праздничный день обязательно незамужние девушки, их старшие родственницы сначала отправлялись в церковь отстоять обедню. После заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. Платили за него не деньгами, а яйцами, что тоже входило в обрядовость мироносицкой недели. А уже под вечер начиналось собственно гуляние: с плясками и песнями и прочими атрибутами праздника. И дальше следовал пир. В краях, где выращивался лён, для богатого урожая часто яичница съедалась под особый заговор.

Поминальные мотивы

Среди дней мироносицкой недели обязательно выделялось время для поминания умерших. Для этих целей в каждом приходе служился общий сорокоуст - мирской, по покойным членам церкви. В под мироносицкое воскресенье, во многих населённых пунктах посещались кладбища и на могилах оставлялись крашенки. В этой традиции тоже явственно слышны отголоски языческих культов, в частности культа предков. Сыграло свою роль в возникновении праздника и обожествление природы, смены времён года, а также наступление земледельческой поры.

«Мироносицкие» дни сегодня

Православный отмечается сегодня во всех христианских приходах России и за её пределами. В воскресных школах при церквях преподавательницы подготавливают с детьми концерт для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, разыгрываемых сценках на сюжеты из Священного Писания они прославляют не только библейских героинь, святых, но и просто всех женщин - продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Если при воскресных школах работают мастерские, то наставники с учениками готовят небольшие подарки для гостий. Это, как правило, рамочки и полочки под иконы, деревянные расписные или с выжженными узорами яйца, мешочки для просфорок и другие красивые и полезные предметы, а также тематические рисунки, аппликации. Организованные с душой, такие праздники оставляют глубокий след в сердце и имеют огромное воспитательно-нравственное значение.

Храмовые торжества

Во всех православных и соборах в эти дни проходят торжественные богослужения. Отовсюду съезжаются в места веры паломники, чтобы ощутить свою общность со всею Церковью Христовой. Миряне посещают службы не менее ревностно, чем православные верующие. В стенах домов Божьих, в благочестивых примерах духовных лиц, в мудрости Священного Писания они ищут и находят опору, помогающую выжить в наше нелёгкое время и дающих надежду на будущее. После Божественных литургий пастыри обращаются к прихожанам с особы Словом - проникновенной проповедью, в которой поздравляют всех женщин со светлым, радостным праздником.

Церковь с уважением и почитанием относится не только к подвигу библейских жен. Особое внимание святые отцы уделяют в своём Слове прославленным и малоизвестным, скромным труженицам Веры. Всем, кто трудится на духовной ниве, христианском поприще, совершая ежедневный, подчас незаметный подвиг во славу Божию, адресуются слова благодарности, пожелания благодати Господней, здоровья и мира - в душах, в семьях, между людьми. В своих проповедях пастыри подчёркивают, что без женского участия, без поддержки женщин, их кропотливой работы на благо Церкви христианство не получило бы столь широкого распространения. В России, например, в эпоху безбожия именно женщины оставались оплотом веры и несгибаемого мужества. Поэтому, хотя они называются слабым полом, их миссия в православии значительна. Об этом всегда должны помнить прихожанки и оставаться олицетворением духовной чистоты, целомудрия, носительницами вечных православных нравственных ценностей. Женщины должны бороться за мир, и пример жен-мироносиц вдохновляет их на этом тернистом пути.

Прибытие гостей, регистрация

Утром: общение молодёжи, помощь рогожским казакам в организации ярмарки;

10:00 — освящение исторического обелиска и установка поклонного Креста в память первых захоронений на Рогожском кладбище, а также не сохранившихся первых захоронений старообрядцев;

11:00 — открытие выставок картин Евгения Дацко «Русская Аляска», Дмитрия Гусева «Земля Заповедная» и Алёны Бокаревой «Тихая моя Родина»;

15:00 — всенощное бдение в Покровском соборе;

21:00 — трапеза для гостей (для прохода на трапезу необходима регистрация).

Воскресенье, 30 апреля

07:00 — встреча митрополита Корнилия у митрополичьих покоев;

07:30 — полунощница, соборное облачение митрополита, часы, литургия, молебен, крестный ход;

14:00 - 18:00 — Рогожская ярмарка;

14:00 - 16:00 — трапеза для всех желающих в полевой кухне казаков Рогожской станицы и общины;

14:00 — праздничная трапеза для зарегистрировавшихся гостей;

16:30 — день открытых дверей в Духовном училище на Рогожском (место проведения — зал Соборов в Доме причта);

17:00 — просмотр фильма «Владыка Иоанн. Слово молчаливое» (место проведения — зал Соборов в Доме причта);

18:00 — вечер духовных песнопений в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы

22:00 — тематический молодёжный вечер (место проведения — зал Соборов в Доме Причта).

Понедельник, 1 мая. Паломническая поездка в Калугу

06:00 — посадка в автобусы на Рогожском

23:00 — возвращение в Москву

Примерная программа посещения Калуги 1 мая

1. Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре»

Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре» — первый в России музейный комплекс, посвященный военной компании 1480 года. В этом уникальном музее рассказывается о победе русской армии под командованием великого князя Иоанна III над войсками ордынского хана Ахмата, о конце татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 243 года, о рождении в XV веке Московской Руси. Диорама выполнена в формате 3D студией военных художников им. М.Б. Грекова. На холсте длиною 23,6 и высотой 6,7 метра заслуженный художник России П. В. Рыженко изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря. При просмотре диорамы слышатся выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В отдельном зале представлены археологические находки, образцы воинского вооружения той эпохи и многое другое.

2. Монастырь преподобного Тихона Калужского

Тихон Калужский — местночтимый святой XVI в. Монастырь основан в XVI в. в память о великом стоянии на Угре. Осмотр древних храмов и окрестностей

3. Спасо-Преображенский монастырь «Спас на Угре»

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. Музей космонавтики был открыт в 1967 году.

4. Прибытие в Калугу. Обед

5. Музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

Уникальные экспозиции музея космонавтики раскрывают историю воздухоплавания, авиации, ракетно-космической техники. Исчерпывающе представлено научное наследие Циолковского, основоположника теоретической космонавтики, крупного изобретателя, автора трудов по философии и социологии. Экспозиции музея отражают историю отечественной космонавтики от первого искусственного спутника Земли до современных долговременных орбитальных станций. Посетители музея космонавтики знакомятся с деятельностью выдающихся главных конструкторов: С.П. Королева, В.П. Глушко, В.Н. Челомея, С.А. Косберга, Г.Н. Бабакина, А.М. Исаева и других. В музее космонавтики демонстрируется коллекция ракетных двигателей.

6. Обзорная экскурсия по Калуге

Основные достопримечательности. Экскурсия на автобусах с остановками у памятных мест

Храму 296 лет. Осмотр храма, встреча с настоятелем

7. Отбытие в Москву

Вторник, 2 мая 2017 года

9:00 - 10:00 — открытие Пасхальных чтений «Дети в Церкви. Вопросы организации воскресных школ и детских лагерей»;

10:00 - 12:00 — доклады участников;

12:00 - 13:00 — обед;

13:00 - 17:00 — продолжение Пасхальных чтений;

Мероприятие будет проводиться в Зале соборов Дома причта (Новые палаты).

Ближайшие от Рогожского отели и хостелы

  • Отель на Смирновской (ул. Смирновская, д. 25)
  • Отель Лефорт (Перовский пр-д, д. 20)
  • Отель Астра-Люкс (Перовский пр-д, д. 20)
  • Отель Ворота 3* (ул. Старообрядческая, 12) (самые доступные номера для гостиницы от 1700 руб. за сутки)
  • Хостел Авита на Авиамоторной (шоссе Энтузиастов, 18, кв. 49 (4 номера по 700 руб. в сутки)

Цены в среднем 2500 р. в сутки за 2-х местный номер. Бронирование номеров по интернету через сайты 101Hotels.ru или Booking.com . Заселение по бронировании или по факту.

День Жён-мироносиц, празднуемый в третье воскресенье (пятнадцатый день) после , является традиционным православным общим женским праздником, имеющим давнюю историю. Святые мироносицы - мужественные женщины, следовавшие за Иисусом на Голгофу - были верными ученицами Христа, помощницами в проповедях и свидетельницами Его крестных страданий. Они не оставили Его даже после распятия. Их вера была вознаграждена. Именно мироносицы первыми узнали весть о воскрешении Иисуса, когда пришли утром к гробнице, чтобы смазать его тело маслом миро.

Образ этих женщин стал собирательным, поэтому в праздник поздравляют всех женщин мира, славят женскую жертвенность, верность и преданность, а также чистую веру и светлую самозабвенную любовь.

С Днем жен-мироносиц хочу вас поздравить,
Чтоб верность и преданность снова восславить,
Чтоб веры и здравия вам пожелать.
Пусть Божья на вас снизойдет благодать.

Всех женщин православных поздравляю,
Пусть будет жизнь счастливою всегда!
Я мира и улыбок всем желаю,
Пусть стороной обходит вас беда!

Желаю вам любви, надежды, веры,
Чтоб явью стали все ваши мечты!
Откройте поскорей удаче двери,
Пусть в жизни будет море доброты!

С Днём Жён-мироносиц
Поздравляю тебя.
Живи ясной душою,
Любовь в сердце храня.

Пусть будет прекрасным
Твой каждый рассвет,
Надежда и вера
Спасут от всех бед.

Мы сегодня вспоминаем
Подвиг мироносиц-жен,
Этот день окутан тайной,
Светом чуда озарен.
И для каждой христианки
Светлый праздник настает,
Той, что встала спозаранку
И добро в семью несет.
Вот и Вас я поздравляю
В праздник светлый и большой,
Мира, радости желаю,
Жить в согласии с собой!

С днем Жен-мироносиц
Я вас поздравляю,
Смирения и веры
В душе пожелаю.
Женщинам я
Поклонюсь до земли,
Вспомню тех, что
За Христом следом шли,
Желаю вам мира,
Добра и терпения,
Господь пусть дарует
Вам благословение.

С Днем Жен-мироносиц, я вас поздравляю,
Милые женщины русской земли,
Здоровья и счастья от сердца желаю,
Чтоб мир и покой вы в семье берегли!

Пусть ваши заботы не тянут вам плечи,
Пусть радуют детки, и муж любит вас,
С друзьями, веселые будут пусть встречи,
Пусть радостью полнится каждый ваш час!

С Днем Жён-мироносиц!
Вам - веры и счастья.
Пусть ветер уносит
Печали, ненастья.

Пусть душу наполнит
Тепло в праздник светлый.
И каждый пусть вспомнит
Поступок жен верный.

День Жен-мироносиц,
Покрыт светлой тайной.
И чудом добра озарен,
Желаем всем женщинам мы,
Православным,
Господь, чтоб всегда вас берег.
Здоровья вам, счастья,
Надежды, тепла,
Чтоб Бог не покинул вас никогда.

Желаю тебе в этот праздник святой
Лишь женского счастья и море тепла,
Чтоб ты наполняла наш мир добротой,
Чтоб лучики радости всем нам несла!

Любимому мужу всегда будь верна,
Любовь и уют своим близким дари!
Пускай будет светлой эта весна,
Как солнце сияй от зари до зари!

Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале “Православие и мир”.

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

Народный праздник День жен-мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В 2019 году он приходится на 12 мая. В православном церковном календаре это дата почтения памяти жен-мироносиц, которые пришли после распятия Христа к пещере с его телом и принесли миро и ароматы. Среди них были Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Мария Клеопова, Марфа и Мария, Сусанна и другие.

История

Праздник посвящен женщинам, которые изменили свою жизнь и посвятили ее Иисусу Христу как Учителю. Они следовали за ним везде. В то время, когда ближайшие ученики от страха и отчаяния не знали, что дальше делать, женщины не оставили Сына Божьего после того, как его схватили иудеи. Хрупкие и беззащитные, они мужественно стояли у креста. Стража не могла их отогнать. Женщины разделили с Иисусом его боль и страдания. Они поддерживали Богородицу. Сопровождали тело Господа до гробницы.

Женщины затемно первыми пришли к гробу Господнему, чтобы сотворить ритуальное умащение Его Тела миром (ароматическим маслом) и ароматами, по обычаю евреев. Они первыми стали свидетельницами чудесного Воскрешения. За это их назвали мироносицами. Позже православная церковь причислила женщин к лику равноапостольных.

Традиции и обряды

Это день женщины-христианки, которая несет мир в этом мире. В этот праздник вспоминают и Еву, первую грешницу, и Богородицу, которая даровала великое благо.

Накануне Дня жен-мироносиц женщины договариваются, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.).

В этот день проводится обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

Второй обряд, который проводят женщины - «крещение и погребение кукушки». Он напоминает старославянский ритуал. Сначала куклу, которая сделана из травы «кукушкины слезки», «хоронят», а через определенное время «вырывают». Кукушка в этом случае символизирует женское начало, душу и потусторонний мир.

Приметы

День выдался пасмурным - хлеб будет с сорной травой.

Если на дубе осталось много желудей, значит, год будет плодородным, а зима - студеной.

Распустился первоцвет - ближайшие дни будут теплыми.

Читайте также: