Двенадцати главных двунадесятых церковных праздников. Самые важные православные праздники. января - Богоявление, или Крещение Господне.

Дорога домой. Выпуск ДД-12 ПАСХА И ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ.
Главные праздники Православной Церкви

Самый большой праздник у православных христиан это Пасха или Воскресение Христово -- это праздник праздников. Кроме Пасхи есть еще 12 больших праздников -- это «Двунадесятые праздники»: (1) Рождество Пресвятой Богородицы, (2) Введение во храм Пресвятой Девы Марии, (3) Благовещение Пресвятой Девы Марии, (4) Рождество Христово, (5) Сретение Господне, (6) Крещение Господне, (7) Преображение Господне, (8) Вход Господень в Иерусалим, (8а) Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, (9) Вознесение Господне, (10) Сошествие Святаго Духа на Апостолов, (11) Успение Божией Матери, (12) Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. (По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, «Священная История Новаго Завета», Петроград, 1915 г.) [ДД-21.1]

Праздники освящают нашу жизнь и освещают для нас главные моменты в христианской истории и служат училищем добродетели и благочестия и напоминают нам о высоких истинах веры. Православные люди не должны «изучать Библию» как протестанты, так как церковный календарь постоянно их обучает. Иконы двунадесятых праздников, находятся в церкви на иконостасе, во втором ряду икон начиная снизу. В православной России Пасха и двунадесятые праздники были гражданскими праздниками.

Призывая к Себе двух из Своих учеников, по всей вероятности, Петр и Иоанн. Наш Господь попросил их привезти из соседней деревни ее задницу и ее жеребенка. Ученики пошли и исполнили все: найдя у ворот города свою задницу и ее жеребенка, они привели их к Спасителю. Молодой жеребенок раньше не ездил и не носил ярмо. Затем ученики надели на него свою одежду.

Таким образом, Иисус вошел в Иерусалим, а не на царскую колесницу, нарисованную лошадьми, но на молодой попке, покрытой не богатыми тканями, а с изнашиваемыми одеждами учеников. Таким образом, как говорят нам евангелисты Иоанн и Матфей, ​​изречения пророков исполнились: Скажи дочери Сиону: вот, твой царь идет к тебе, смиренный, и садится на осла и на жеребенка, Жеребенка осла.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

В городе Назарете жили праведные Иоаким и Анна. Оба они дожили до старости, но детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь дал им сына или дочь, и дали обещание, -- если родится у них ребенок, посвятить его на служение Богу при храме. Господь услышал их молитву: у них родилась дочь, которую они назвали Марией.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21(8) сентября.

Кроткое и скромное вхождение Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим было символом мира и смирения, поскольку оно представляло собой полный контраст с триумфальными шествиями королей в то время. То, как вошел Христос в Иерусалим, показал, что Его Царство не было в этом мире, но что Он был послан Его Отцом на Небесах. Иисус сопровождался толпами людей, которые следовали за Ним из Вифании или встретили Его по дороге.

Взяв Масличную гору, Он остановился. С этого холма открывается прекрасный вид на Иерусалим. Бурная радость людей, последовавших за Великим чудотворцем, который воскресил Лазаря из мертвых, стал еще больше при виде этого красивого и священного города. Не только ученики, но и все, кто уверовал в Него, радовались с большой радостью, потому что они верили, что Иисус был обещанным Мессией, Который, согласно ошибочным убеждениям и ожиданиям евреев, будет сидеть на престоле Давида, царя Славы и быть их правителем и спасти их от римского ига.

Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
и разрушив клятву, даде благословение,
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4-й:
Иоаким и Анна поношения безчадства,
и Адам и Ева от тли смертныя свободистася,
Пречистая, во святем рождестве Твоем.
То празднуют и Людие Твои,
вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:
неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

У ворот Иерусалима Иисус встретил огромное множество людей, радуясь и размахивая пальмовыми ветвями, которые, как говорит нам Матфей, ​​прославили путь с ними и одеждой. Во время торжественного входа Господа в Иерусалим весь народ, который пришел в своем народе, чтобы отпраздновать Пасху, и тех, кто стал свидетелем Лазаря «воскресения» и был поражен этим великим чудом, воскликнул в радостном восторге: Осанна Сыну Давида! Блажен, кто придет во имя Господа, Осанна в высотах! Смиренное и смиренное шествие Спасителя по улицам Иерусалима превзошло и затмило все триумфальные шествия, которые когда-либо знали человечество.

2. Введение во храм Пресвятой Девы Марии

(Введение). Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в Иерусалимский храм. Первосвященник встретил Деву Марию при входе и, по внушению Святого Духа, ввел Ее в особенное место, во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг.
Пресвятая Дева Мария жила при храме до 14-ти лет. После этого, по закону, Она должна была вернуться к родителям или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обещание остаться девой. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете: он был человек небогатый и занимался плотничеством.
Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря (21 ноября).

Однако, увидев радость множества людей вокруг него, Спаситель стал грустным, и, поскольку Он любил Свой народ и его город, Его сердце было наполнено печалью. Он знал, что те же люди, которые радовались сейчас и плакали Осанну! И увидел в Нем спасение их, через несколько дней воскликнул бы в ярости: Распять намек! Спаситель также знал, что справедливый и священный город Иерусалим, который Он входил, вскоре будет опустошен, а камень не останется один на другой. Когда Он набросился на город, Иисус заплакал над ним, сказав: Даже если бы сегодня вы знали то, что делало мир!

Тропарь, глас 4-й:
Днесь благоволения Божия предображение
и человеков спасения проповедание:
в храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает,
Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й:
Пречистый храм Спасов,
многоценный чертог и Дева,
священное сокровище славы Божия,
днесь вводится в дом Господень,
благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем,
Юже воспевают Ангели Божии:
Сия есть селение небесное.

Но теперь они скрыты от ваших глаз. Но не для Него Господь плакал. Он плакал и огорчился, потому что знал, что избранный еврейским народом Бог погибает в невежестве и заблуждении. Господь огорчился не только за Иерусалим и Избранный народ, но и за всю вселенную, Его взгляд на протяжении веков видел и видел грехи будущих поколений, и именно для них Он огорчился в Его душе, ибо они плакали и молились.

Таким образом, был достигнут триумфальный вход Спасителя в Иерусалим, который мы празднуем в Вербное воскресенье. Во входе Господа мы видим Его путь к добровольным страданиям и смерти для нашего спасения. И мы также видим образ духовного Царства Христа, Царства Истины, мира и смирения.

3. Благовещение Пресвятой Девы Марии (Луки 1:26-38)

(Благовещение). Когда Дева Мария жила у Иосифа, к Ней послан был от Бога Архангел Гавриил сообщить благую новость о рождении от Нее Спасителя мира. Он явился к Ней с такими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Дева Мария смутилась и подумала: что значит это приветствие? Архангел продолжал: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус». Дева Мария в недоумении спросила: «Как это может быть, когда я не замужем»? Архангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему». И ангел отошел от Нее.
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (25 марта).

Воспитывая Лазаря из мертвых перед Твоей Страстью, Ты подтвердил вселенское воскресение, о Христос Бог! Как дети с ладонями победы, мы взываем к Тебе: О Побеждающий Смерть: Осанна в высшем! Блажен, кто придет во имя Господа! Когда мы были погребены с Тебой в Крещении, О Христос Бог, мы были достойны вечной жизни Твоим Воскресением! Теперь мы восхваляем Тебя и поем: Осанна в высшем!

Сидя на престоле Твоем на небе, носил жеребенок на земле, о Христос Бог! Примите хвалу ангелов и песен детей, которые поют: Блажен, кто хочет вспомнить Адама! Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. На 39-й день после Пасхи мы празднуем Отпуск праздника праздников, отмечая последний день земного пребывания Воскресшего Христа. Следующий день празднуется как Его Отпуск, Его Славное Вознесение на Небеса. Священное Писание Говорит нам, что после того, как Иисус говорил со Своими учениками на горе Елеонской, о пришествии Святого Духа, когда они смотрели, Он был поднят, и облако увело Его с их глаз.

Тропарь, глас 4-й:
Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление,
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8-й:
Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице:
но яко имущая державу непобедимую,
от всяких нас бед свободи,
да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

И пока они смотрели На небесах, когда Он пошел, вот, два человека стояли рядом с ними в белых одеждах и говорили: «Люди Галилейские, почему вы стоите на небесах?» Этот Иисус, который был взят от вас на небеса, будет таким же образом Как вы видели, как Он ушел на небеса, и возвратились в Иерусалим с горы под названием Оливет, которая находится недалеко от Иерусалима, в субботу.

Господь вознесся на Небеса, чтобы не опечалить нас своим отъездом, но чтобы сделать то, что было лучше для нас. Утешитель, Святой Дух, Которого Отец пошлет во имя Мое, Он научит вас всему. Спаситель увидел, что Его миссия на земле выполнена. Цель Его Воплощения состояла в том, чтобы провозгласить Божественную Истину миру, направить людей на путь покаяния и спасения и избавить нас от Вечной Смерти. Господь совершил наше спасение, и человек приобрел его через действие Святого Духа. Господь знал испытания и страдания, которые претерпели бы Его ученики, издевательства, очертания, тюремное заключение и даже смерть.

4. Рождество Христово (Луки 2:1-21)

(Рождество). Римский император Август приказал сделать в подчиненной ему Иудейской земле народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую пагоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.
В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов. На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус.
Рождество Христово празднуется 7 января (25 декабря).

И таким образом Господь вознесся к Своему Небесному Отцу, чтобы Дух сошел от Отца как Утешитель и укрепил Своих Друзей. Господь вознесся на Небеса, чтобы приготовить для нас также путь к Небесным особнякам, открыть Врата Рая и Сам быть нашим Наставником. Небеса, которые были закрыты для людей до Воскресения, ныне в Вознесении, были открыты Христом Спасителем.

Ни один из праведников Ветхого Завета, Патриарх, Пророки и люди, угождающие Богу, не могли войти на Небеса. Никто не вознесся на небо, но Тот, Кто спустился с небес, Сын Человеческий, сказал Господь. Наш первый родитель, Адам, закрыл Врата Рая, и ангел с огненным мечом был помещен у ворот. Но Новый Адам, наш Господь Иисус Христос, через Его Вознесение, открыл путь к самой Жизни и Небесам. За ним последовали души святых праотцов, пророков и воинств праведных людей Нового Завета. Все достойные христиане, которые следуют по стопам своего Спасителя, сегодня входят в Небеса таким образом, и поэтому они будут в будущем.

Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Господь вознесся, чтобы ходатайствовать за нас с Его Небесным Отцом. В конце Его земной миссии Он сказал: Я иду, чтобы подготовить для вас место. Эта же мысль была также выражена великим проповедником Христа, преподобным Павлом, в Послании к Евреям: Христос вошел, а не в святилище, сделанное руками, копию истинного, но в самое небо, теперь появляться в присутствии Бога от нашего имени.

Эти слова наполняют нас надеждой, потому что теперь у нас на Небесах великий Посредник и Адвокат для мира с Богом Христом, нашим Господом. Наш Господь вознесся в облаке на высоком, символизируя восходящий дым приемлемой жертвы. Таким образом, жертва была принята Богом, а Христос Агнец, который был убит, был введен в заповедник Бога, где Он будет вечно предлагаться в Святой Евхаристии. Поэтому мы должны быть достойны великих милостей Божьих, способных и готовых их принять. Поэтому вся сила, все плоды Его божественного Вознесения принадлежат нам, ибо, когда Он вознесся на Высокий, Он привел пленника в плен и дал дары людям.

5. Сретение Господне (Луки 2:22-39)

(Сретение). У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по его рождении приносить в храм для посвящения Богу. В этом случае приносили в жертву: богатые -- ягненка и голубя, а бедные двух птенцов голубиных. Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Дева Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм и так как они были бедные, то принесли в жертву двух голубей. В этот же день пришел в храм старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Он встретил Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира».
В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.
Сретение Господне празднуется 15(2) февраля.

О Христос Бог, Ты вознесся в Славе, даруя радость ученикам Твоим по обетованию Святого Духа. Благодаря благословению они были уверены, что Ты сын Бога, Искупитель мира! Пятидесятница: сошествие Святого Духа. На 50-й день после Пасхи Святая Церковь празднует праздник сошествия Святого Духа. Когда наступил День Пятидесятницы, все они были вместе в одном месте. И внезапно раздался звук с неба, как прилив могучего ветра, и он заполнил весь дом, где они сидели. И появлялись им языки, как огонь, распределялись и опирались на каждого из них.

И все они были исполнены Святым Духом и начали говорить на других языках, так как Дух дал им высказывание. Эти слова Господа были совершены на 50-й день после Пасхи, поскольку Печать Святого Духа была видна на Апостолах в виде огненных языков, так же как в Священном Христе мы получаем Печать Святого Духа в форма Святого Христа.

Молитва св. Симеона Богоприимца, (поется на Вечерни, 1-ая часть Всенощной):
Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко,
по глаголу Твоему с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков
и славу людей Твоих Израиля. (Луки 2:29-32).

6. Крещение Господне (Матфея 3:13-17; Марка 1:9-11; Луки 3:21-22; Иоанна 1:32-34)

Люди, которые присутствовали, были очень поражены этим видом, и особенно, что каждый из них, независимо от того, какую национальность, слышал, как апостолы говорили с ними на их родном языке. Но другие насмешливые сказали: Они наполнены новым вином. Тогда Петр встал и сказал им: люди Иудеи и все, живущие в Иерусалиме, дайте вам знать и послушайте слова Мои. Ибо эти люди не пьяны, как вы полагаете, поскольку это только третий час дня; но это то, о чем говорил пророк Иоиль. И будет так, что тот, кто призовет имя Господа, спасется.

Он продолжал: Быть таким образом превознесенным одесную Бога и, получив от Отца обещание Святого Духа, Он излил то, что вы видите и слышите. Многие из этих слухов были отрезаны от сердца и сказали Петру и остальным апостолам, братиям, что нам делать? Особенностью этого дня является пение Тропаря Святому Духу: О Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, Который повсюду присутствует и наполняет все, Сокровищница Благословений и Даритель Жизни: Приди и пребывай в Нас и очисти нас от всякой нечистоты и спаси наши души, о Добрый!

(Крещение). Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пошел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы креститься от него. Иоанн сначала отказывался, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь, нам нужно исполнить всякую правду». Тогда Иоанн крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Дух Божий сошел на Него в виде голубя и послышался с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Так как во время Крещения Господня явилась Святая Троица, этот праздник называется еще Богоявлением.
Крещение Господне празднуется 19(6) января. На этот праздник, в церкви, освящается вода два раза. Первый раз после Литургии которая служится в день до праздника . Эта вода называется «Вечерняя Вода». Второй раз в день праздника после Литургии, совершается Крестный ход, который называется «Хождение на Иордань». Во время этого Крестного хода освящается вода, которая называется «Крещенская вода».

Кроме того, семь молитвенных молитв читаются Священником во время вечерни, которая сразу же следует за Божественной литургией того дня, в то время как все на согнутых коленях, это первый раз, когда на коленях разрешено со времен Святой Пасхи. Благословен Ты, о Христос, Бог наш, Который показал рыбаков как самых мудрых, посылая на них Святого Духа; через них ты втянул мир в свою сеть. О Любовник Человека, Слава Тебе!

Когда Всевышний сошел и запутал языки, Он разделил народы; но когда Он распространил языки огня, Он призвал всех к единству. Поэтому, одним голосом, мы прославляем Святаго Духа! Выдержка из этих прав, которые мы держим - Святая Православная Церковь: ее жизнь и учения. Составлено и отредактировано монахом Св.

Тропарь, глас 1-й:
В Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Троическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленнаго Тя сына именуя:
и Дух, в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение:
явлейся Христе Боже,
и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й:
Явился еси днесь вселенней,
и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
в разуме поющих Тя:
пришел еси и явился еси Свет неприступный.

7. Преображение Господне (Матфея 17:1-13; Марка 9:2-13; Луки 9:28-36)

(Преображение). Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял с Собою троих из учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор помолиться. Пока Он молился ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его сияло как солнце, а одежда была белая, как снег, и к Нему явились во славе Моисей и Илья и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Когда Моисей и Илья отходили от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в страхе бросились на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте, не бойтесь»! Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.
Преображение Господне празднуется 19(6) августа.

Тропарь, глас 7-й:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху:
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7-й:
На горе пеобразился еси,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша:
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят,
яко Ты еси воистину Отчее сияние.

8. Вход Господень в Иерусалим (Матфея 21:1-17; Марка 11:1-19; Луки 19:29-48; Иоанна 12:12-19)

(Вербное воскресенье). За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветки, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних»! Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову»!
Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, неделю до Пасхи . Во время богослужения освящается и раздается верба (вместо пальмовых веток). Это бывает во время Великого поста, до Страстной недели. В этот день обыкновенно причащаются ученики с родителями и преподавателями.

8а. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (Матфея 28:1-15; Марка 16:1-11; Луки 24:1-12) (Иоанна 20:1-18; Коринфянам 15:3-5)

(Воскресение Христово. Воскресение. Пасха Христова). В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.
Праздник праздников, Воскресение Христово, Пасха, празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 4 апреля (22 марта) и 8 мая (25 апреля) . В полночь (суббота на воскресенье) служится Пасхальная Заутреня, за которой следует Литургия. После этих служб кончается Великий пост и можно разговляться (есть скромное, не постное). Пасха празднуется семь дней .

Стихира в начале утрени, глас 6-й:
Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущым во гробех живот даровах.

9. Вознесение Господне (Марка 16:15-19; Луки 24:46-53; Деяния 1:2;4-26)

(Вознесение). В сороковой день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и сказал им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил и когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его возносящимся на небо». Ученики поклонились вознесшемуся Господу и с радостью вернулись в Иерусалим.
Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи, всегда в четверг .

Тропарь, глас 4-й:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извещенным им бывшим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6-й:
Еже о нас исполнив смотрение,
и яже на земли соединив небесным,
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный,
и вопия любящим Тя:
аз есмь с вами, и никтоже на вы.

10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Деяния 2;14:23)

(Святая Троица. Троица. Пятидесятница). В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа, апостолы с Божией Матерью и другими верующими были вместе и молились. В третьем часу от начала дня вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки и почили на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались окола дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и спрашивали Петра: «Что нам делать»? Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа, и вы получите дар Святого Духа. И в тот день крестились около трех тысяч человек.
Сошествие Святого Духа на апостолов означает конец Нового Завета и начало апостольской проповеди и истории Христианской Церкви. Происшествия до Сошествия Святого Духа описаны в Евангелии, а само Сошествие и после в книге Апостол.
Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется на пятидесятый день после Пасхи и называется днем Святой Троицы или Пятидесятницей. Святая Троица всегда бывает в воскресенье и празднуется три дня . В течение всей недели нет поста, то есть среда и пятница не постные; поэтому она называется «сплошная».

Тропарь, глас 8-й:
Благословен еси, Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
ниспослав им Духа Святаго,
и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й:
Егда снишед языки слия,
разделяше языки Вышний:
егда же огненныя языки раздаяше,
в соединение вся призва:
и согласно славим Всесвятаго Духа.

11. Успение Божией Матери

(Успение). После распятия Господа Иисуса Христа, Матерь Божия жила в Иерусалиме в доме святого апостола Иоанна Богослова. О своем успении Она была за три дня извещена архангелом Гавриилом. Тогда, по Ее желанию, были чудесно собраны в Иерусалим силою Божиею все апостолы, кроме Фомы. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где находилась Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос явился и принял Ее пречистую душу, а тело Ее апостолы погребли в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. Через три дня прибыл и апостол Фома и пожелал поклониться телу Богоматери. Но когда открыли пещеру, то не нашли там тела. Апостолы стояли в недоумении. Вдруг им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».
Успение Божией Матери празднуется 28(15) августа.

Тропарь, глас 1-й:
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы нашя.

Кондак, глас 2-й:
В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь,
к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

12. Воздвижение Креста Господня

(Воздвижение). Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников которые не последовали за Иисусом Христом. Первый христианский мученик, святой первомученик Стефан, был забит камнями до смерти, за христианскую проповедь. После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение, была полная противоположность обычаям, нравам и воззрениям язычников. Вместо эгоизма -- оно проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан жестоко мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной верой.
Воздвижение Креста Господня празднуется 27(14) сентября.

Воздвижение Креста Господня, последний из двунадесятых праздников, учебник Закона Божия описывает так:
Воздвижение Креста Господня. Преследования христиан продолжались около трехсот лет, и окончились только при императоре Костантине Великом, который сам принял христианскую веру. Мать его благочестивая царица Елена, отправилась в Иерусалим чтобы найти крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.
Царице указали, что крест Христов зарыт в землю, и на том месте построен языческий храм. Когда, по приказанию Елены, сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и возле них дощечку с надписью: «Иисус Христос Назарянин, Царь Иудейский.»
Чтобы узнать, который из трех Крестов Господень, стали возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, умерший воскрес, и таким образом узнали крест Господень.
Всем, бывшим при этом, хотелось видеть святой крест. Тогда патриарх иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и воздвигали крест, а народ покланялся ему и восклицал: «Господи, помилуй!»

Тропарь (Глас 1-й)
Спаси Господи, люди Твоя,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианом
на сопротивныя даруя,

По русски (перевод АНМ)
Спаси Господи, люди Твои,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианам
на врагов даруй,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак (Глас 4-й)
Вознесыйся на Крест волею,

возвесели силою Твоею православныя христианы,
победы дая им на сопостаты,
пособие имущым Твое оружие мира,
непобедимую победу.

По русски (перевод АНМ)
Вознесся на Крест волею,
тезоименитому Твоему новому жительство
щедроты Твои даруй, Христе Боже:
возвесели силою Твоей православных христиан,
победы дай им на врагов,
пособие имущим Твое оружие мира,
непобедимую победу.

Что такое двунадесятый праздник? Почему их двенадцать? В чем отличие от великих? Почему именно эти праздники были так названы, что их объединяет?

Церковь каждый день празднует память какого-либо святого или какое-то событие. И любое церковное праздненство имеет глубокий смысл - именно этим, кстати, наши праздники отличаются от светских. Дело в том, что церковные праздники всегда назидательны, они воспитывают человека, настраивают на нужный лад и побуждают к добрым делам.

Скажу словами Иустина Поповича: мы каждый день празднуем память какого-то святого - и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице.

Чтобы лучше понять, что такое двунадесятые праздники, поищем аналог им в светском календаре. День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины - без смысла. Так же и Новый год, к примеру, - праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом, а на утро подмести с пола посуду, которую побили гости. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками - 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Перечислим их:

  1. Рождество Богородицы - 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово - 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне - 6 (19) января;
  6. Сретение Господне - 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля);
  8. Вход Господень в Иерусалим - воскресенье перед Пасхой - переходящий;
  9. Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи, всегда в четверг - переходящий;
  10. День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье - переходящий;
  11. Преображение Господне - 6 (19) августа;
  12. Успение Богородицы - 15 (28) августа.

Догматически эти праздники тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа, нравственно нас настраивают на позитивный лад, воспитывают. И, главное, через содержание свое приводят нас ко Христу.

Вообще в церковном календаре есть своя иерархия памятных дат. Праздников Праздник - Пасха - не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них. Далее по иерархической лестнице идут двунадесятые, потом Великие, и наконец праздники, связанные с именами святых.

Кроме того, сами двунадесятые праздники делятся на Господские и Богородичные. Они особые и по богослужению, и по символике.

Для нас эти дни - вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу, нашего спасения. Мы празднуем то, что на нас обратил внимание Господь. То, что Божия Матерь, такая же, как и мы, будучи человеком, стала в Царствии Небесном той, к кому мы обращаемся «Спаси нас», а не просим о молитве перед престолом Божиим, как других святых.

Мы празднуем в двунадесятые праздники то, что человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом, обожиться. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру. Ну, а о мудрости - софии - я и не говорю: в каждом церковном празднике сокрыта чрезвычайная глубина премудрости.

Читайте также: